ирина семенова
Программа опытно-экспериментальной деятельности старшего дошкольного возраста на 2015–2016 учебный год
▼ Скачать
Пояснительная записка.
Малыш–природный исследователь окруж. мира. Мир открывается ребёнку ч/з опыт его личных ощущений,действий,переживаний. «Чем больше ребёнок видел,слышал и переживал,тем больше он знает,и усвоил,тем большим кол-ом эл-в дейс-ти он располагает в своём опыте,тем зн-е и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая,исследовательская деят-ть»,-писал классик отеч-ой психологической науки Л. С. Выгодский. В соответствии с приказом Министерства обр-я и науки РФ от 23.11.09г№655 «Об утверждении и введении в действие Фед. гос-ых тр-й к структуре ООП ДО».Приказ-3.3.6. Сод. образ. обл. «Познание»направлено на достижение целей раз-я у детей позн-ых интересов,интеллектуального раз-я детей ч/ з решение задач:развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деят-ти;фор-е целостной картины мира,расширение кругозора детей. Р-е познавательных интересов дошк. явл-я одной из актуальных проблем педагогики,призванной воспитать личность,способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспер-ие является ведущим видом деят-ти у маленьких детей :«Фундаментальный факт зак-ся в том,что деят-ть экспер-ия пронизывает все сферы детской жизни,все детские деят-ти,в том числе и игровую».Раз-е позн-ой активности у детей дошк. возраста особенно актуальна на современном этапе,так как она раз-т детскую люб-ть,пытливость ума и ф-ет на их основе устойчивые позн-ные интересы ч/з исследовательскую деят-ть. Для дошк. хар-н повышенный интерес ко всему,что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы,задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явл. Поддерживая детский интерес,нужно вести их от зн-ва с природой к ее пониманию. Цель данной программы-способствовать раз-ю у детей позн-ой активности,любознательности,стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Публикация «Программа опытно-экспериментальной деятельности старшего дошкольного возраста на 2015–2016 учебный год» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Задачи программы :
1. Рас=ие предст. детей об окр. мире ч/з зн-во с элем. зн-ми из раз-ых обл. наук:
- раз-е у детей пред-ия о хим. св-ах в-в;
- раз-е у детей эл-ых пред-ий об основных физ. св-ах и яв-ях;
- р-е эл-ых мат-их пред-й;
2. Раз-е у детей ум-й польз. приборами-помощниками при проведении игр-эксп-ов.
3. Раз-е у детей ум-ых сп-ей:
- раз-е мыслительных спос-ей:анализ,кл-я,ср-е,об-е;
- форм-е способов познания путём сенсорного анализа;
- форм-е способности план. свои действия и предвидеть результат;
- форм-е умения работать в команде.
4. Социально-личностное раз-е реб.
Принципы и подходы
1. Принцип развивающего образ.
2. Принцип научной обоснованности и практической применимости
3. Принцип интеграции сод-я образ. деят. в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образ. областей
4. Комплексно-тем-ий принцип построения образ. процесса.
Формы и методы работы
•специально орган. деят-ть (совм,гр,инд-ая,работа с родителями);
•решение проблемных ситуаций;
•беседы и рассказ воспитателя;
•рас-ие картин и ил-й;
•эксп-ние;
•чт. лит-уры;
•наблюдения;
•опытная деят-ть;
Предполагаемый результат
1. Реб. овладевает основными культурными сп-ми деят-ти,проявляет инициативу и сам-ть в разных видах деят-ти;
2. Реб. овладевает нач-ми предст. о себе, эл-ми предст-ми из обл. живой природы,естествознания,математики,истории и т. п. ;ребенок способен к принятию собственных решений,опираясь на свои знания и умения.
3. Реб. проявл. любознательность,задает вопросы,интересуется причинно-след-ми связями,пытается сам-но давать объяснения явл. природы,св-вам предмета;способен наблюдать и экспер-ть.
4. Реб. обладает развитым вообр, кот. реализуется в разных видах деят-ти.
Сод-е психолого-педагогической работы
Совместная деят-ть воспитателя с детьми орг. во второй половине дня 1 раз в неделю с детьми стар. дошк. возраста 20-25 мин. Работа проводится небол. подгр. с учётом уровня развития и познавательных интересов детей.
сентябрь
Воздушный океан
1. Встреча с воздушным шариком.
2. Св-ва воздуха (опыты).
3. Чистый и грязный воздух.
4. Ветер. Уточнить и расширить зн-я детей о воздухе, его сост.
Дать пред-е о воздухе как газообразном веществе. Позн. со св-ми воздуха и способами его обнаружения. Помочь детям понять,что загрязнение воздуха влияет на здоровье чел. Позн. с природным явл. «ветер»,причинами его возн-ия,вл-ем на жизнь жив. орг. и чел. Раз-ть позн-ый интерес ребенка в процессе экспер-ия.
полиэтиленовый пакет резиновая груша воздушный шарик парашютик карточки с изобр. ветра,бури. камешек ст. с водой весы. Дети оформ. панно «Берегите воздух»,прикрепляют силуэты деревьев. Рез-ты опытов заносятся в табл. Беседа на тему:«Опытно–экспер. деят-ть в жизни ст. дошк». Цель:Дать пред-я о том,что опытно–экспер. деят-ть пронизывает все сферы деят-ти дошк.
В уголок «ДЛЯ ВАС РОДИТЕЛИ»поместить ст. на тему:«Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к позн. экспер-ию».
5. Воздух при нагревании расширяется. Сформ-ть у детей пред-ие о теплом и холодном воздухе. вертушки,ленточки,ёмкость с водой,салфетки. свечаЗдоровье Зак-е с помощью воздушных ванн.
Безоп:Собл. пр. безоп. при работе. Совместное детско-взрослое тв-во:изгот. книжек-малышек.
октябрь
Песок. Глина. Почва
1. Песок,его св-ва.
2. Песочные часы.
3. Глина,ее стр-ра и цвет.
4. Почва. Разн-ти почвы. Позн. детей со св-ми песка и глины:цветом,структурой. Обучить детей возможным дейст. обслед-я,учить проводить несложные опыты. Учить решать позн-ые задачи,логически мыслить. Позн-ть с песочными часами.
стакан с песком,с глиной,водой,лист бумаги ложечки лупы,песочные часы. образцы почвы в железной баночке
стакан с водой палочка
влажные бумажные салфетки
почва
Лепка из глины
Рис. картин песком
Посадка растений в почву Консультация на тему:«Игра и
эксп-ие».
Цель:Рас-ть род. о том,что экспер,как и игра,явл. ведущим видом деят. дошк.
ноябрь Царица-Водица
1. Путешествие по глобусу.
2. Св-ва воды.
3. О разл-х агр-х сост. воды.
4. Круговорот воды в прир. Ут-ть и рас-ть зн-я детей о воде,ее св-вах,роли в жизни чел. и живых орг;о раз-х сост. воды.
Поз-ть детей с круговоротом воды в природе. Дать пред-е об основных источниках загрязнения воды,его последствиях. Глобус
Схема с изобр. круговорота воды в природе
Иллюстрации,изображающие использование воды чел. Обор-е для проведения опытов. Рез-ты эксп-та по плавучести предм. в воде заносятся в таб. при помощи знаков «+»и«-»
Анкетирование родителей. Цель:выявить отношение родителей к поисково–исслед. акт-ти детей.
декабрь Царица-Водица (продолжение)
1. С водой и без воды.
2. Почему идет снег?
3. Выявление механизма обр. облаков
4. Выявление механизма образ. инея
Позн. с некот. св-ми воды. Помочь выделить ф-ры вн. среды,необходимые для роста и разв. растений. Обр. снежинок. Пульверизатор. Термос с горячей водой. репродукции картин проф-х худ. с изобр. пейзажей с разными природными явл. Рассм. репродукции картин проф-ных худ. с изобр. пейзажей с разными прир. явл. Беседа на тему:«Зн-ние детского экспер-ния для псих. разв».
январь. Магнит
1. Магнит и его свойства.
2. Магнитные свойства Земли.
3. Компас.
Позн-ть детей с магнитом,некоторыми его свойствами,уточнить представления о предметах,взаимодействующих с магнитом,об их сущ-ных признаках.
Разв. познавательный интерес детей в процессе зн-ва с глобусом Земли. Познакомить детей с тем,что Земля–бол. магнит,у кот. есть сев. и юж. полюс;сформ. предст. о компасе.
Разв-е способности понимать знаково-символические обозначения карты Земли. Форм-ть умение ориентироваться на карте и определять на ней стороны горизонта;познакомить с современными картами,условными обозначениями на них.
магниты различных размеров,предметы из Fe,Cu,Al,дерева,кусочки ткани,бумаги,стекл. банка.
Глобус,энциклопедия
«Мир вокруг»,фотографии с изобр. Земли из космоса.
компас,различные предметы.
Карта полушарий,большой атлас Земли,схем. изобр. линии горизонта,сторон горизонта.
Рез-ты эксперимента по выявлению взаимодействия магнита с предметами из различных мат-в заносятся в табл.
Д/ з:Закрепить зн-я об устр-ве компаса,совершенствовать навыки и умения в использовании компаса.
Консультация:«Зн-ние опытно–экспериментальной деят-ти в психическом развитии ребенка»
февраль
Волшебница соль
1. Физ. и хим. св-ва.
2. Выращивание кристаллов соли
3. Способы добычи соли.
4. Применение соли
Уточнить знания детей о св-вах соли. Познакомить с видами и характеристикой соли. Раз-ть навыки эксп-я. Воспитывать бережное отношение к соли и навыки культурного ее потребления.
Сл. презентация на тему:«Где и как добывают соль»,увеличительные стекла по количеству детей, разные виды соли, стаканы с кипяченой водой и чайные ложки ст. с насыщенным р-ром соли,2 сырых яйца.
Выращивание кристалликов соли
Консультация на тему: «Соблюдение правил безопасности в процессе организации экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников».
март
Наш мини огород
1. Способы размножения растений.
2. Посадка лука.
3. Посев семян помидоров для выращивания рассады.
4. Черенкование комнатных растений.
Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию растений,развивать наблюдательность,умение замечать изменения в росте растений,связывать эти изменения с условиями в которых они находятся. Лук. Семена помидор
Миски с увлажненной просеянной землей
Лейка
Палочки
Наблюдение за ростом лука и рассады с последующей зарисовкой
Фоторепортаж «Как мы ухаживаем за растениями!»
апрельКосмос. Вселенная. Звезды.
1. Планета Земля – наш общий дом.
2. Солнце – источник тепла и света.
3. Полет на Луну Развивать у детей элементарные представления о Солнечной системе,о месте Земли в космическом пространстве;объяснить,почему происходит смена дня и ночи и как происходит вращение Земли. Узнать почему в космосе темно. Вызвать познавательный интерес к Космосу. Макет Солнечной системы Иллюстрации с изображением Вселенной,планет,звезд
Фотографии космонавтов. Цветная бумага,ножницы,клей
Чтение книг Ю. А. Гагарина «Вижу Землю»и «Кто на нас с небес смотрит»Н. КургузовойСовместная работа родителей и детей по изготовлению макета Солнечной системы, космических кораблей
майЧеловек.
1. Проверим слух. 2. Сколько ушей?Познакомить детей с органом слуха–ухом,как частью тела. музыкальные инструменты,стетоскоп,фанендоскоп,картинки с контурным рисунком головы человека,на которых есть ошибки в изображении ушей,схема строения уха человека. Дидактические игры:«Узнай по голосу»«Музыкант»
Здоровье:Беседа «Зачем нужно беречь уши» Памятка:«Береги уши»
3. Наши помощники-глазаПознакомить детей с органом зрения как частью тела. Художественное творчество «Братья близнецы».(Рисование глаз способом монотипия предметная) Познание: создание проблемной ситуации «Найти дорогу закрытыми глазами»Заучивание стихотворения А. П. Мартынова «Для чего нужны глаза»
4. Взаимосвязь органов вкуса и запаха Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха. продукты питания, поднос, вата, духи, веер. Дидактическая игра:
«Определи на вкус», «Определи по запаху»
Предполагаемый результат:
• формирование интеллектуальных впечатлений;
• развитие умений работать в коллективе и самостоятельно;
• умение отстаивать собственную точку зрения и доказывать ее правоту.