Любовь Удова
«Вода-водица». НОД для детей логопедической группы старшего дошкольного возраста по экспериментальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Вода-водица»
Программные задачи
ОО «Познавательное развитие»:
Продолжать формировать представления о предметах ближайшего окружения, о простейших связях ближайшего окружения;
Продолжать учить, называть свойства воды;
Обогащать сенсорный опыт детей с помощью дидактических игр;
Продолжать развивать аналитические способности, называть сенсорные признаки;
Продолжать развивать внимание, память, тактильные ощущении.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»:
Публикация «„Вода-водица“, НОД для детей логопедической группы старшего дошкольного возраста по экспериментальной деятельности» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Воспитывать дружеские отношения между детьми в игровой деятельности, а так же прививать умение сообща трудиться, заниматься;
Расширять знания детей о труде взрослых (ученые, результат их труда и общественная значимость, прививать чувство благодарности);
Формировать основы безопасного поведения в природе;
Формировать понятие, что в природе все взаимосвязано (животный, растительный мир, вода).
ОО «Речевое развитие»:
Продолжать учить детей использовать средства речевого общения для высказывания собственного отношения к окружающему миру;
Обогащать речь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме;
Продолжать совершенствовать умение детей согласовывать слова в предложениях (существительные с прилагательными и глаголами);
Закреплять умение отвечать простыми и сложными предложениями;
Развивать умение поддерживать беседу.
ОО «Художественно-эстетическое развитие»:
Воспитывать эмоциональную отзывчивость при прослушивании музыкального произведения.
ОО «Физическое развитие»:
Развивать общую и мелкую моторику пальцев рук;
Продолжать развивать у детей знания о здоровом образе жизни.
Цель:
Закреплять знания детей о свойствах и значении воды для всего живого;
Развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы.
Задачи:
Образовательные:
Закреплять знания детей о свойствах воды (вода является жидкостью, растворителем, отсутствие собственной формы, прозрачность, отсутствие вкуса, запаха);
Уточнить знание детей о назначении воды в нашей жизни и жизни всего живого.
Развивающие:
Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
Развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать;
Обогащать словарь детей существительными, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к воде;
Культуру поведения;
Аккуратность при работе с водой и прочими материалами.
Предварительная работа:
«Голубая планета» - рассматривание глобуса;
Беседы с детьми о свойствах и значении воды;
Отгадывание загадок по теме;
Чтение сказки Н. А. Рыжова «Как люди обидели речку»;
Знакомство с профессиями ученый, лаборант, посредством иллюстраций и слушания стихотворений;
Знакомство с оборудованием для экспериментов:
Проведение опытов;
Подвижная игра «Море волнуется раз»;
Слушание звуков природы;
Коллективная аппликация «Рыбки в аквариуме».
Оборудование:
Магнитная доска;
Макет тучки;
Изображение капельки;
Запись «Звуки природы»;
Пластиковые стаканчики;
Одноразовые ложки;
Коктельные трубочки;
Соль, сахар, сок, молоко;
Песок, акварельные краски;
Карта-схема свойства воды;
«Ящик ощущений» и карточки для игры «Найди пару».
Словарь:
опыты;
ученые;
лаборатория;
экспериментирование.
Ход
Дети входят в группу. Воспитатель обращает внимание детей на присутствующих гостей.
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня необычный день к нам в группу пришли гости. Что нужно сделать, когда встречаешься с друзьями, гостями?
Дети: Поздороваться.
Воспитатель: Ребята, перед тем как начать наше занятие предлагаю вам совершить небольшое сказочное путешествие (дети закрывают глаза и под звуки музыки проводится психоэмоциональная разгрузка).
- «Закройте глаза. Мы отправляемся на прогулку в весенний лес. Сегодня необычно хорошее утро. Ярко светит солнце, и его лучи нас согревают. Весенний лес сказочно красив. Мы любуемся им и вдыхаем аромат первых весенних цветов. Озорной ручеек весело плещется среди камней. Мы лежим на мягком зеленом ковре из травы и весенних цветов… (раздаются раскаты грома…Ребята, быстро возвращаемся в группу, чтобы не промокнуть под дождем…откройте глаза и медленно встаньте.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас в группе появилась еще одна гостья (воспитатель обращает внимание детей на тучку, из которой появляется Капелька).
- Посмотрите внимательно на Капельку и скажите, какая она, какое у нее настроение?
Дети: Капелька грустная, печальная.
Воспитатель: А грустная она потому, что только появилась и совсем о себе ничего не знает: кто она, какая она, из чего состоит, нужная она или нет? И ей очень хочется узнать ответы на все эти вопросы.
Воспитатель: Ребята, а вы сможете рассказать Капельке о ней?
Дети: Да.
Воспитатель: …., расскажи, где живет Капелька, (в тучке);…. Из чего состоит Капелька (из воды);… Где мы можем встретить воду? (в реке, море, кране, луже и т. д.);. Кому нужна вода? (людям, животным, растениям и т. д.);… для чего нужна вода? (без нее не может обойтись ничего живое, вода необходима в быту).
Воспитатель: (обращается к Капельке) Вот видишь, Капелька, как много ребята знают о тебе, о твоей важности и пользе. Но это еще не все о чем мы хотим тебе рассказать.
Ребята знают свойства, которыми обладает вода, и они хотят не просто рассказать о них, а еще и показать. Для этого нам необходимо переместиться в научную лабораторию. Давайте расскажем нашим гостям, что такое лаборатория? (лаборатория - это место где ученые-исследователи проводят опыты и эксперименты, узнают что-то новое). А кто такие ученые? (ученые - это люди, которые с помощью опытов узнают что-то новое о каких-то предметах явлениях).
Ребята, сейчас я предлагаю вам стать учеными-исследователями и показать нашим гостям, что вы еще знаете о воде (дети одевают халаты).
Воспитатель: Уважаемые коллеги, чтобы узнать какое задание каждый из вас будет выполнять, предлагаю вам сыграть в интересную игру, которая называется «Найди пару». Вам необходимо подойти к «Волшебному ящику» и выбрать на ощупь одну карточку. Достать ее и посчитать, сколько капелек на ней изображено (все дети по очереди достают карточки, считают количество капелек). А сейчас вам необходимо найти свое рабочее место за столом. Для этого найдите среди карточек на столах точно такую же, как у вас в руках (дети занимают места за столами). Не торопитесь, не толкайтесь, будьте внимательными (дети занимают места за столами).
Воспитатель: Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним правила поведения в лаборатории (не шуметь, быть внимательным, не выкрикивать) и подготовим наши руки и пальцы к работе.
«Пальчиковая гимнастика - Помощники»
Посуду моет наш Антошка.
Вымыл вилку, чашку, ложку.
Вымыл блюдце и стакан,
И закрыл покрепче кран.
Практическая часть
ОПЫТ №1 – «Вода - это жидкость»
Воспитатель: Ребята, посмотрите у … есть стаканчик с песком…перемести песок из этого стакана в пустой. Что происходит с песком?
Ребенок: Он сыпется, пересыпается.
Воспитатель: А теперь тоже самой проделай с водой. Что происходит с водой?
Ребенок: Она льется.
Воспитатель: Почему?
Ребенок: Она льется потому, что она жидкая.
ВЫВОД: так как вода жидкая, может течь и переливаться ее называют жуткостью. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
ОПЫТ №2 – «Вода не имеет формы»
Воспитатель: Посмотрите у …на столе кроме пластикового стаканчика стоит еще несколько предметов. Обратите внимание на их форму (дети отмечают, что форма у всех стаканчиков разная).
Воспитатель:…перелей воду в один стаканчик, а потом в другой, в третью форму. Посмотри, что происходит с формой воды?
Ребенок: Вода меняет свою форму.
ВЫВОД: Вода не имеет форму, а приобретает ее в зависимости от того в какую форму ее наливают (в отличие от твёрдых тел, вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который её наливают.)
ОПЫТ №3 – «Вода прозрачная, бесцветная»
Воспитатель: Посмотрите у …на столе два стакана, один с водой, другой с молоком. Предлагаю… опустить коктельную трубочку в стакан с водой. А теперь – в стакан с молоком. – …что ты заметили?
Ребенок: в стакане с водой трубочка видна, а в стакане с молоком нет.
ВЫВОД: В стакане с молоком трубочка не видно, а в стакане с водой трубочка видна. Это происходит потому, что вода прозрачная, а молоко нет.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на нашу Капельку. Что в ней изменилось?
Дети: она немного повеселела.
Воспитатель: А повеселела она потому, что много интересного о себе узнала. Ребята предлагаю вам немного отдохнуть.
«Физкультурная минутка – голубая река»
Если речка голубая
Пробудилась ото сна.
И бежит в полях, сверкая,
Значит, к нам пришла весна.
ОПЫТ №4 – «Вода не имеет вкуса»
Воспитатель: Посмотрите у …на столе два стакана, один с водой, другой с соком … опустить коктельную трубочку в стакан с водой и попробуй ее на вкус. Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?
Ребенок: у воды нет вкуса.
Воспитатель: …а теперь попробуй на вкус жидкость в другом стаканчике. Что это? Какой у него вкус?
Ребенок: это сок и на вкус он сладкий.
ВЫВОД: чистая вода не имеет вкуса, она безвкусная жидкость.
ОПЫТ №5 – «Вода не имеет запаха»
Воспитатель: У …на столе стоит стакан с водой, … понюхай воду в стаканчике. Пахнет ли она чем-то?
Ребенок: у воды нет запаха.
Воспитатель: …а теперь возьми дольку лимона и выдави его в стакан с водой. Что изменилось в воде?
Ребенок: вода приобрела запах, аромат.
ВЫВОД: чистая вода не имеет запаха, но она может изменить свой запах если в нее добавить какой-то компонент.
ОПЫТ №6 – «Вода может быть растворителем»
Воспитатель: У …три стакана с чистой водой, без вкуса, цвета и запаха. А еще у …. На столе стоит сахар, песок и краски. … попробуй растворить эти вещества в воде и посмотрим, что у нас получится.
Ребенок: сахар растворился в воде, и вода стала сладкой. Песок не растворился в воде, а осел на дно стакана. Краска растворилась в воде и окрасила ее.
ВЫВОД: Вода может быть растворителем, но не для всех веществ. Вода может менять цвет и вкус
Воспитатель: Вот и завершились наши исследования. Хочется еще раз напомнить, что вода нужна всем. Вода – это жизнь! Поэтому ее надо беречь! А как это можно сделать? (рассуждения детей).
А как там наша гостья Капелька? Посмотрите, ребята, Капелька веселая-веселая стала. Вы молодцы, ребята много интересного и полезного ей рассказали. Давайте еще раз напомним Капельке, что мы о ней знаем (дети показывают схемы и говорят о свойствах воды).
Заключение
Воспитатель: Ребята, а в заключение нашего занятия я для вас и наших гостей хочу показать фокус (показ фокуса, в этот момент готовится сюрприз, капелька убирается).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, наша гостья вернулась к маме-Тучке, а для вас в знак благодарности оставила сюрприз (раздача угощений).
На этом мы завершаем наше занятие.