елена старикова
Конспект занятия по экспериментальной деятельности для детей старшей группы «Лед и снег. Их свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Продолжать развивать интерес, наблюдательность у детей с помощью неживой природы, знакомить со свойствами снега и льда.
2. Обучать детей способам исследования окружающего мира на примере проведенных опытов с природным материалом.
3. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, познавательную активность, логическое мышление, речь.
Материалы и оборудование:
1. Волшебная палочка
Публикация «Конспект занятия по экспериментальной деятельности для детей старшей группы „Лед и снег, Их свойства“» размещена в разделах
- Зима, снег, лед. Экспериментальная деятельность
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лед. Конспекты по экспериментальной деятельности
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Снег и лед
- Снег. Конспекты по экспериментальной деятельности
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
2. Иллюстрации, изображающие явления неживой природы
3. Мультимедийная установка
4. Презентация «Явления неживой природы»
5. Тарелочки для снега и льда
6. Палочки для опытов
7. Молоточки
8. Зеленая и красная картонки
Ход занятия
Воспитатель (показывает детям волшебную палочку) :
Дети, посмотрите, я принесла вам волшебную палочку. Хотите поиграть с этой замечательной волшебной палочкой и узнать много интересного о неживой природе?
Ответы детей
Воспитатель: Но сначала давайте вспомним, что такое – неживая природа?
Дети: вода, воздух, снег, камни, земля.
(если дети затрудняются с ответом, воспитатель задает загадки о явлениях и предметах неживой природы)
Воспитатель: А почему всё это называют неживая природа? Правильно, Эти явления и предметы не питаются, не растут, не умирают и не размножаются. В природе постоянно происходят изменения, которые называются явлениями природы. Приведите примеры.
(дети предлагают свои варианты ответов, воспитатель подводит итоги: замерзает вода, тает лед, сверкает молния, гремит гром, волнуется море и т. д.)
Воспитатель во время беседы предлагает детям рассмотреть иллюстрации, изображающие некоторые явления неживой природы (молния, бушующее море, ледоход на реке и т. д.) и повторяет обобщающее понятие – явления неживой природы.
Воспитатель: Напомните, какое сейчас время года?
Дети: Зима
Воспитатель: Правильно, наступила зима. Я предлагаю вам посмотреть небольшой фильм.
(включается мультимедийная презентация о явлениях неживой природы, по ходу просмотра воспитатель комментирует фильм)
Воспитатель: Солнце в небе поднимается совсем невысоко, дни стоят короткие. Поэтому земля получает мало тепла. Снег укрыл землю, ветки деревьев, крыши домов. Реки и озера скованы льдом. Замерзла почва. Дети, давайте сравним снег и лед. Для этого взмахнем волшебной палочкой. Чем же похожи и чем отличаются снег и лед? Посмотрите, у меня на одной тарелочке снег, а на другой – лед. Возьмите в руки свои волшебные палочки и попробуйте проткнуть ими снег и лед.
(дети проводят опыт)
Воспитатель: Что вы обнаружили?
Дети: Снег можно проткнуть палочкой, а лед нельзя, не получается. Лед жесткий.
Воспитатель: Правильно, снег рыхлый, а лед – твердый. А теперь стукните молоточком сначала по снегу, а потом по льду.
(дети проводят опыт)
Воспитатель: Что вы можете сказать, какой сделать вывод?
Дети: Снег мягкий и молоточек проваливается. Лед можно расколоть.
Воспитатель: Верно, лед хрупкий и колется.
Физкультминутка
Воспитатель: Дети, встаньте все в кружок. Отгадайте мои загадки:
«Бел как мел, с неба прилетел.
Зиму пролежал и в землю убежал» (снег)
«Прозрачный, как стекло, а не вставишь в окно» (лед)
А сейчас поиграем. Я буду говорить слова, а вы повторяйте за мной движения.
«Снег идет, снег идет, дворник улицу метет.
Стороной народ идет.
Веселей, веселей, заниматься нам не лень!
Мы немного разомнемся, за дела опять возьмемся»
(дети произвольно имитируют движения) – повторяют 2 раза
Воспитатель: Дети, а сейчас еще одно волшебство. Посмотрите, я на зеленую картонку положу снег, а на красную картонку – лед. (Взмахивает палочкой). Что вы наблюдаете?
Дети: Под снегом не видно, какого цвета картонка, он не просвечивает. А через лед видно, что картонка красная.
Воспитатель: Какой же вывод можно сделать?
Дети: Снег – не прозрачный, а лед – прозрачный.
Воспитатель: А сейчас положите на одну ладошку немного снега, а на другую – кусочек льда. Что вы чувствуете?
Дети: И снег, и лед холодный.
Воспитатель: А что быстрее тает на ваших ладошках? Снег или лед?
Дети: Снег тает быстрее, чем лед.
Воспитатель: Вот сколько интересного мы сегодня с вами узнали! Итак, давайте вспомним и еще раз расскажем, чем похожи снег и лед?
Дети: И снег, и лед холодные.
Воспитатель: А чем отличаются?
Дети: снег рыхлый, легкий, мягкий, а лед жесткий, хрупкий, его можно расколоть. Еще снег не прозрачный, а лед – прозрачный.
Воспитатель: Дети, вы сегодня были очень внимательные и любознательные. Молодцы!