Белозерцева Елена Львовна
«Свойства воды». Конспект занятия по организации опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Кораблик»
▼ Скачать +Заказ
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 47 «Ладушки»
КОНСПЕКТ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ № 6 «Кораблик»
НА ТЕМУ «СВОЙСТВА ВОДЫ»
Составила и провела:
Белозерцева Е. Л.
воспитатель высшей квалификационной категории
г. Заволжье, 2017 г.
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Программные задачи:
• Закреплять знания детей о свойствах воды с помощью опытов;
Публикация «„Свойства воды“, Конспект занятия по организации опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе „Кораблик“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Корабли. Конспекты занятий
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
• Ознакомить детей с новым свойством воды (возможностью растворять некоторые вещества) посредством проведения серии опытов;
• Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
• Развивать наблюдательность, любознательность, внимание, воображение;
• Продолжать формировать у детей умение делать предположения, выводы;
• Развивать речь детей;
• Воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи, умение работать в парах.
Подготовительная работа:
• Беседа о значении воды;
• Проведение опытов с водой;
• Заучивание стихотворений о воде;
• Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды»;
• Работа со схемами;
• Работа в парах, подгруппах.
Материал:
• Мультимедийное оборудование, интерактивная доска, презентация; игрушка «Совенок»;
• Карточки с цифрами 1, 2, 3 (общее количество – по числу детей);
• Карточки со схемами;
• 3 подноса: на первом – стаканы с водой и колбы разной формы, воронки; на втором – стаканы с водой и молоком, чайные ложки; на третьем – стаканы с кипяченой водой;
• На каждую пару детей: 6 стаканчиков с чистой водой, розетки с сахарным песком, мукой, стиральным порошком, землей, маслом, краской; лист регистрации результатов опытов; клеенки, стаканчик с кистью, ложкой, трубочками.
Содержание ОД
Воспитатель: Дети, наш Совенок приготовил нам сюрприз! Хотите узнать какой? Тогда отгадайте загадку:
Мною можно умываться.
Я умею проливаться.
В кранах я живу всегда,
Ну, конечно, я….
Дети: Вода!
(Совенок радуется)
Воспитатель: Как вы думаете, что предлагает нам Совенок?
Ребенок: Поговорить о воде, где можно встретить воду.
Ребенок: Зачем людям и всему живому нужна вода.
Ребенок: Узнать новое для нас о свойствах воды.
Воспитатель: Правильно, молодцы! Еще мы с вами проведем опыты с водой. Отправляемся в нашу лабораторию «Совенок».
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, что мы знаем о воде.
Ребенок: (читает стихотворение Н. Рыжова и показывает картинки) :
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде:
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить.
(Совенок хлопает в ладоши)
Воспитатель: Где же можно встретить воду?
Ответы детей: Вода есть в море, в луже, в океане, в дожде, в кране…
Воспитатель: Молодцы! А для чего вода нужна людям? Как вы думаете?
Ответы детей: Люди умываются, варят еду, пьют воду, моют посуду, стирают белье, поливают растения…
Воспитатель: Молодцы! Вода играет огромную роль в нашей жизни, она постоянная наша спутница и без нее не обойтись.
Воспитатель: Совенок еще приготовил для вас схему. Посмотрите и скажите, о чем она рассказывает?
Ребенок: Схема рассказывает о свойствах воды.
Воспитатель: Правильно, схема рассказывает о свойствах воды. Сегодня мы с вами вспомним и проведем опыты, подтверждающие их. Будем работать подгруппами. Возьмите по карточке с цифрой и соберитесь каждый у стола с такой же цифрой – 1, 2 или 3. В группах работаем дружно, договариваемся, кто выполняет опыт, кто будет рассказывать о нем.
(На отдельном столе стоят 3 подноса с приборами для опытов : «Вода жидкая – не имеет формы», «Вода прозрачная – не имеет цвета», «Вода не имеет запаха и вкуса». Все подгруппы проводят опыты одновременно)
Опыт 1 «Вода жидкая – не имеет формы»
На подносе стоят стаканы с водой и колбы разной формы, воронки. Дети переливают воду из стаканов в колбы разной формы.
Воспитатель во время опытов подходит, задает вопросы:
- Что вы сделали?
Ребенок: Перелили воду из стаканов в колбы.
Воспитатель: Что доказали?
Ребенок: Вода жидкая, текучая.
Воспитатель: Одинаковой ли формы сосуды, в которых была вода? Имеет ли вода форму?
Ребенок: Сосуды разной формы. Вода не имеет своей формы, принимает форму сосуда.
Воспитатель: Молодцы!
Опыт 2 «Вода прозрачная – не имеет цвета»
На подносе стоят стаканы с водой и молоком, чайные ложки. Перед детьми 2 стакана: в одном молоко, в другом – вода. Дети должны положить в стаканы ложки.
Воспитатель во время опытов подходит, задает вопросы:
- В каком стакане видна ложка?
Ребенок: В стакане с водой.
Воспитатель: В каком стакане ложка не видна?
Ребенок: В стакане с молоком.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод?
Ребенок: Вода прозрачная, а молоко – нет.
Воспитатель: Молодцы!
Опыт 3 «Вода не имеет запаха и вкуса»
На подносе – стаканы с кипяченой водой. Дети нюхают воду и определяют, имеет ли она запах.
Воспитатель: Чем пахнет вода?
Ребенок: Вода не имеет запаха.
Воспитатель: Правильно, чистая вода ничем не пахнет.
Дети пьют из стаканчиков кипяченую воду.
Воспитатель: Скажите, есть ли у воды вкус?
Дети: Вода не имеет вкуса.
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: А теперь каждая команда напоминает, какое свойство воды ей нужно было продемонстрировать, повторяет вывод.
Дети из 1-ой команды: Вода жидкая, ее можно переливать, она не имеет формы – принимает форму сосуда, в который ее наливают. Чтобы это доказать, мы взяли разные по форме сосуды и налили в них воду.
Воспитатель: Молодцы!
Дети из 2-ой команды: Вода не имеет цвета, она прозрачная. Чтобы это доказать, мы положили в стакан с водой и в стакан с молоком ложки. В стакане с водой ложку видно, с молоком – нет. Через стакан с водой можно увидеть другие предметы.
Воспитатель: Молодцы!
Дети из 3-ей команды: У чистой воды нет запаха и вкуса. Чтобы доказать это мы взяли стаканы с кипяченой водой, понюхали и попили. Вода хорошо утоляет жажду.
Воспитатель: Молодцы!
Физкультминутка.
Дождик капнул на ладошку
(правой рукой касаемся левой)
На цветы
(круговое движение правой рукой)
И на дорожку
(круговое движение левой рукой)
Льется, льется – ой – ой – ой,
(покачивание головы)
Побежали все домой
(бег на месте)
Воспитатель: Дети, сегодня мы узнаем еще один секрет воды : вода – растворитель. Узнаем, что растворяется в воде, а что нет. Посмотрите, что Совенок приготовил для вас на столах.
( На столах 6 стаканов: с водой, с сахарным песком, мукой, со стиральным порошком, землей, с гуашью)
Воспитатель: Как вы думаете, что раствориться в воде?
Предположения детей отмечаются на интерактивной доске в таблице.
Воспитатель: Давайте проверим наши предположения! Вы сегодня будете работать в парах, исследовать, что же растворяется в воде, и записывать результаты. Проводить опыты будете по очереди – один человек проводит опыт, другой записывает, а затем наоборот. Потом мы подведем итог.
Перед началом работы воспитатель напоминает правила проведения опытов.
Воспитатель: Во время опытов ничего не пробуем и не берем в рот! Аккуратно всё размешиваем, не проливаем воду на стол!
Опыт.
У каждой пары 6 стаканчиков с чистой водой, розетки с сахарным песком, мукой, стиральным порошком, землей, маслом, краской. Лист регистрации результатов опытов, в котором дети делают пометки: «плюс» - если вещество растворяется в воде, «минус» - не растворяется в воде.
Воспитатель: Что растворяется в воде?
Ребенок: Сахарный песок, стиральный порошок и краска.
Воспитатель: Что не растворилось в воде?
Ребенок: Не растворяется в воде мука, земля, растительное масло.
Воспитатель: Вы молодцы, дружно работали в парах и группах, поэтому с работой справились быстро и получили результаты. Совенок остался довольным вашей работой. Дома с родителями можно повторить опыты и попробовать растворить другие вещества.