Ратникова Наталья Геннадьевна
Конспект НОД в старшей группе «Снег и лед»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ» Детский сад» Аленушка» с. Ивановка Ивантеевского района Саратовской области»
Методическая разработка НОД в старшей группе.
Тема: «Снег и лед».
Педагог: Ратникова Наталья Геннадьевна.
Цель. Расширять и закреплять знания детей о свойствах снега и льда.
Задачи:1) Познакомить с новыми понятиями: свойства, исследователи, лаборатория.
2) Учить находить отличия свойств снега и свойств льда в процессе экспериментирования.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Снег и лед“» размещена в разделах
3) Развивать мышление, умение высказывать свои мысли.
4) развивать умение сосредоточиться: планомерно и последовательно рассматривать
объекты, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.
5) Воспитывать аккуратность, внимательность.
Подготовительная работа: наблюдения за снегом, рассматривание льда, игры со снегом, чтение художественной литературы, игры- экспериментирования со снегом.
Материал: белые халаты детям и воспитателю, емкость со снегом для каждого ребенка, кубики льда, стаканы, тарелочки, полоски бумаги красного и синего цвета, деревянные палочки, молоток, салфетки.
Ход занятия:
-Ребята, у нас сегодня необычное занятие. Мы сейчас с вами превратимся в исследователей.
-Ребята, скажите пожалуйста, а кто такой исследователь?
(исследователь-это тот, который что-то изучил, узнал очень много нового о чем-нибудь.)
-А вы хотели ли быть исследователями. (Да)
- А сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать её.
Все укроет одеялом,
все разгладит, приберет,
А потом земле усталой
колыбельную споёт. (Зима)
- Правильно, ребята, это Зимушка-зима. И сегодня она пришла к нам в гости, чтобы рассказать о своих тайнах. Хотите узнать эти тайны? (картинка зимы)
- Ребята, вы не раз видели воду, кажите какая она? (жидкая, прозрачная)
- А вот Зимушка - зима говорит, что она воду никогда не видела, а я ей говорю, что она все-таки видела её!
- А сейчас опять загадки:
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь.
станет капелькою чистой,
Лишь поймаешь на ладонь. (Снег)
(картинка)
- Ребята, а что такое снег? Из чего он состоит? (из снежинок)
- А каким бывает снег? (холодным, белым, блестящим, сверкающим, хрустящим и. т. д.)
- А что мы можем сказать о снежинках? Какие они? (Белые, красивые, легкие и т. д.)
-Откуда падают снежинки? (с неба)
- А кто из вас может быть знает,как же образуются снежинки? (Из всех земных водоёмов, из рек, озёр, морей, вода испаряется и превращается в пар, а пар поднимается высоко в небо, охлаждается и превращается в снежинки и на землю из туч падает снег.)
Он сковал большую реку,
ровный, гладкий - красота!
Он поможет человеку обходиться без моста.
А в каникулы, зимой,
в эти славные деньки,
Приглашает нас с тобой
поскорей надеть коньки. (лед)
(Показываю детям кусочек льда)
- Скажите, а почему я говорю, что зимой тоже есть вода?
(потому что снег и лед - это замерзшая вода)
-А скажите, ребята, значит снег и лед - это одно и тоже?
-А это и есть тайны Зимушки - зимы и мы сегодня попробуем открыть секрет о свойствах снега и льда и для этого мы с вами отправляемся в лабораторию.
- А вы знаете, что такое лаборатория?
(Это помещение, где проводят разные опыты, исследования, чтобы узнать что-то новое.)
-Вот мы сейчас с вами туда и отправимся.
Дети под музыку идут в лабораторию, где стоят столы с оборудованием.
-Вот мы с вами и в лаборатории, давайте, как настоящие лаборанты, наденем халаты.
(Дети и воспитатель надевают халаты)
- Я буду старшим лаборантом. Настоящие лаборанты должны выполнять такие правила.
1. Внимательно слушать старшего лаборанта.
2. Точно выполнять указания.
3. Аккуратно работать с оборудованием.
4. В конце опытов делать выводы.
- А как вы думаете, что с ним нужно сделать, чтобы он превратился в воду?
- Ребята, а сейчас мы с вами немножко отдохнем и поиграем в интересную игру про снег.
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме.
(поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки)
А вокруг лежат сугробы,
снегом замело дороги
(потягивание-руки в стороны)
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги.
(ходьба на месте, колени высоко поднимаются)
Вон лисица в поле скачет,
словно мягкий, рыжий мячик
(прыжки на месте)
Ну, а мы идем, идем
(ходьба на месте)
И к себе приходим в дом.
(дети садятся)
-Понравилась вам,ребята, игра про снег?
- А сейчас займите свои рабочие места и мы с вами будем исследовать, сравнивать снег и лед.
Опыт №1. Положите в один стакан кусочек льда, а другой - снег, поставьте их на некоторое время в сторону.
Опыт №2. Сравним снег и лед по цвету. Какого цвета снег? (белого)
Подложите полоски красного и синего цвета под снег.
- Изменился ли цвет снега? (нет)
- Возьмите синюю полоску бумаги и положите на нее лед.
-Какого цвета стал лед?
- Положите красную полоску бумаги.
- Какого цвета стал лёд?
-Какой можно сделать вывод? (цвет льда меняется в зависимости от того, какого цвета бумага помещена под кусочек льда.
-Лед имеет свой цвет? (нет) Лед бесцветный.
Вывод: лед какой?- прозрачный
Снег какой?- белый
Опыт № 3. – Итак, проведем следующий опыт и откроем еще одну тайну Зимушки.
- Помешайте снежок. Какой он? (рыхлый)
- А теперь я пройду и по каждому кусочку льда ударю молотком.
- Что произошло? (лед раскололся, значит он хрупкий)
Вывод: снег рыхлый
лед хрупкий
Опыт №4. Положите небольшую картину под комочек снега и пластинку льда. Что вы заметили? Как можно назвать эти свойства?
Вывод: Снег не прозрачный, лед прозрачен.
Опыт №5. Опустите кусочек льда в воду. Лед плавает. Палочкой опустите лед на дно стакана, уберите палочку. Что вы наблюдаете. Как можно назвать это свойство льда?
Вывод: Лед легче воды - он плавает в воде.
Опыт №6. Опустим комочек снега в воду. Снег, как и лед, не тонет в воде.
Вывод: Снег тоже как и лед легче воды и не тонет.
Опыт №7. Посмотрите на снег и лед, которые вы в начале работы положили в стакан. Что произошло со снегом и льдом? Почему?
-Из чего состоят снег и лед?
Итог. Снег и лед образуются при замерзании воды. Они легче воды. Отличаются по твердости, прозрачности и цвету.
- Давайте еще раз сравним эти явления и расскажем о них:
Снег мягкий, а лед (твёрдый)
Снег пушистый, а лёд (гладкий)
Снег белый, а лёд (прозрачный)
Снег тает быстрее, а лёд тает (медленнее)
Итак, мы с вами исследовали свойства снега и льда. Доказали Зимушке - зиме, что она тоже видела воду. Понравилось вам быть исследователями.
А теперь снимаем халаты и идем в группу.
(Дети под музыку снимают халаты и возвращаются в группу)
Игра: «Хорошо-плохо»
Дети высказывают свои суждения о том, что хорошего и что плохого, что зимой идет снег.
- Ребята, где мы с вами сегодня были?
- А что мы делали в лаборатории? Какие тайны Зимушки мы с вами открыли?
- Молодцы, ребята, вы были настоящими исследователями. Всем спасибо за работу!