Любовь Леонидовна
Конспект занятия по экологическому воспитанию «Живая и неживая природа»
▼ Скачать + Заказать документы
(старшая группа)
Тема: «Живая и неживая природа».
Выполнила: Варнакова Любовь Леонидовна
ВОСПИТАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ
Владивосток. 2017 год.
Публикация «Конспект занятия по экологическому воспитанию „Живая и неживая природа“» размещена в разделах
- Живая и неживая природа. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Неживая природа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Тема занятия : «Что такое природа? Живая и неживая природа».
Тип занятия : Комплексное (первично- ознакомительное и опытно- экспериментальное).
Виды детской деятельности: коммуникативная.
Программное содержание:
1). Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком; объекты живой природы – от объектов неживой природы.
2). Сформировать у ребёнка представление о неразрывной связи человека с природой (человек- часть природы).
3). Познакомить с основными природными компонентами и их связями.
4).Воспитывать у детей уважение и любовь к природе.
5). Продолжать различать объекты живой и неживой природы.
Планируемые результаты: сформировать представление о живой и неживой природе, вызвать интерес к изучаемой теме.
Материалы: картинки с природой, с животными, раздаточный материал- карточки с явлениями природы, животными, птицами. Мяч резиновый, «Чудесный мешочек» с предметами:, камешками, сухими ветками, ракушками, орехами, кусочек кирпича, кусочек с ватой.
Предварительная работа: рассматривание гербария с листьями, цветами, пейзажных картин, беседа о явлениях природы, наблюдения на прогулках за природой.
Словарная работа: активизация словаря (прозрачный, невидимый воздух, водоёмы, питательная среда, удобрения, рыхление, питание, размножение, «живая», «неживая» природа).
Обогащение словаря:, «неприрода»,, тропики, «живая», «неживая» природа, дары природы.
Ход занятия : Воспитатель читает стихотворение Л. Дайнеко:
Вот на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой,
Живут в нём птицы и цветы,
Весёлый звон ручья.
Живёшь в том доме светлом ты
И все твои друзья.
Куда б дороги ни вели,
Всегда ты будешь в нём.
Природою родной Земли
Зовётся этот дом.
Вы знакомы со словом «природа». А что оно означает?
Дети: «Природа- это солнце, воздух, вода, растения, животные,птицы».
Воспитатель : «А что нельзя назвать природой?»
Дети: «То, что производит человек своими руками, что создаёт своим трудом».
Воспитатель :» Правильно! Скажите, а машина есть в природе?»
Дети: «Нет, потому, что она сделана руками человека. А вот лошадь и верблюд на которых человек может тоже ездить,- это уже природа.»
Воспитатель : «Верно! Просто человек их приручил, сделал их домашними, они и без него существовали в природе. Природа- это то, что существует без помощи человека, а «неприрода», - это всё то, что сделано руками человека.
Человек всегда придумывает такие вещи, которые похожи на «природу» :
Вертолёт похож на стрекозу, подводная лодка – на кита, самолёт – на птицу…
Дети приводят примеры: «Машина развивает скорость как у бегущего гепарда, фонтан в парке напоминает брызги воды из хобота слона… и т. д.»
Воспитатель : «Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира:
Мир живой и Мир не живой природы. Вот на столе лежат картинки, помогите мне их разделить. На один мольберт поставьте живую природу, на другой- неживую природу.
Дети расставляют и объясняют: живая природа это то, что движется, питается, растёт, развивается, умирает и размножается.
Воспитатель приглашает детей на волшебную поляну:
«К нам в гости пришёл старичок –лесовичок» и проводится дидактическая игра «Живая и неживая природа» (по карточкам).
Воспитатель : «А что представляет собой человек по отношению к природе? Человек – сам часть живой природы и одновременно существо мыслящее. Человек движется, растёт, развивается, умирает, размножается – значит он часть живой природы. Без природы человек обречён на гибель, ибо не будет воздуха, воды, растений и животных, которые дают ему пищу, одежду, множество различных материалов, лекарств и тот же воздух.
Физминутка:1) игра с мячом проводится по аналогии «съедобное – несъедобное». Воспитатель называет объекты живой и неживой природы и бросает детям по очереди мяч.
2) игра «Угадай что в мешочке».Детям предлагаются мешочки, в которых лежат шишки, камешки, сухие ветки, кусочки кирпича. Дети по очереди на ощупь определяют, что относится к природе, а что к «неприроде».
Воспитатель : «А сейчас ребята, мы окажемся на сказочной полянке».
(дети переходят в зимний сад).
В. «Ребята, полюбуйтесь красотой мира природы! Что нужно растениям?
Д. : «Солнце, воздух и вода»
В. : «Что такое воздух? Можно ли его увидеть?
Д. : «Воздух прозрачный, невидимый, воздухом мы дышим»
В. : «Растения очищают воздух и дают нам кислород, чтобы все живые существа им дышали». «А что такое вода?»
Д. : «Это жидкость. Она бывает прозрачная, мутная, солёная, может принимать различные состояния (твёрдое-лёд, газообразное-пар).
В. : «Где в природе бывает вода?
Д. : «В водоёмах, озёрах, реках, ручьях, морях,океанах»
В. : «Вода- самый главный источник жизни растений, животных и человека».
«В нашем зимнем саду, растения много поливают, опрыскивают, подкармливают удобрениями»
«А что ещё необходимо растениям?»
Д. : «Солнце, которое даёт тепло»
В. : «Эта комната называется «зимний сад», так как круглогодично здесь растут растения. Человек создал специально, чтобы всегда любоваться природой, видеть её красоту. Здесь созданы все условия- свет, тепло и вода.» «А без чего ещё не могут жит растения?»
Д. : «Без почвы. Это питательная среда для растений. Её нужно подкапывать, рыхлить, удобрять».
В. : «Сейчас мы пройдём по залу и определим предметы живой и неживой природы».
(дети обходят зал и находят встречающиеся на пути камешки, шишки, орехи ракушки, веточки – это неживая природа).
В конце – вывод: «Всё что питается, размножается, дышит – это живая природа».
Воспитатель : Под одною голубою
Общей крышей мы живём
Дом под крышей голубою
И просторный и большой
Дом кружится возле Солнца,
Чтобы было нам тепло.
Чтобы каждое оконце
Осветить оно могло.
В заключении: дети передают свои впечатления на рисунках.