Ирина Лупанова
Конспект НОД по экологии в старшей группе «Живая и неживая природа»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по экологии в старшей группе
на тему: «Живая и неживая природа».
Цель: обобщить знание детей о живой и неживой природе.
Задачи:
- продолжать закреплять у детей знание о живой и неживой природе;
Публикация «Конспект НОД по экологии в старшей группе „Живая и неживая природа“» размещена в разделах
- Живая и неживая природа. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Неживая природа
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
- уметь классифицировать явления и предметы живой и неживой природы
- развивать умение самостоятельно делать выводы;
- развивать наблюдательность;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Предварительная работа:
- разучивание физминуток, подготовка и показ иллюстраций о природе, беседа об источниках информации о природе, создание коллекций камне.
Материал и оборудование:
- мультимедийное оборудование, картинки с явлениями и объектами живой и неживой природы, аудио проигрыватель, коллекция камней, лупа, подносы, соль, деревянный брусок, молоток, гвоздики, прозрачные стаканчики, салфетки.
Ход:
Воспитатель: Ребята, послушайте отрывок из стихотворения Фё дора Ивановича Тютчева:
Сияет солнце, воды плещут,
На всем улыбка, жизнь во всём,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
Поют деревья, плещут воды,
Любовью воздух растворён,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен.
- О чём это стихотворение? (о природе)
- Правильно о природе. О ней мы с вами и поговорим. Отгадайте загадки, а отгадки вы увидите на картинках.
Загадки:
1. Выше, выше, выше гор
Расстилается ковёр.
Он всегда, всегда раскинут
Над тобой и надо мной.
То он серый, то он синий,
То он ярко голубой. (небо)
2. В дверь, в окно стучать не будет,
А взойдёт и всех разбудит. (солнце)
3. Без чего не умыться, не напиться? (без воды)
4. Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки,
Но зимние метели
В меха его одели. (дерево)
5. Под соснами, под ёлками
Лежит мешок с иголками. (ёжик)
6. Носит бабка снежную шапку.
Каменные бока закутаны в облака. (гора)
7. Его в горах полным- полно.
Он часто падает на дно
Ущелья со скалы крутой.
Он твёрдый, маленький, большой.
По форме разным он бывает.
Его с дороги убирают. (камень)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы правильно отгадали загадки! А что ещё вы видите на картинках? (дети называют объекты природы). А теперь ещё раз посмотрите на картину и подумайте, как одним словом можно назвать всё, что на ней изображено. (природа)
- Ребята, а какая бывает природа? (живая и неживая)
Физминутка:
Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем
Это к нам птицы летят,
Как они сядут, покажем, Крылья мы сложим назад.
Игра «Живое – неживое»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на столе лежат картинки, с изображениями природы. Нужно эти картинки разделить на две части, в одну сторону положите картинки с изображением живой природы, в другую- неживой. (дети раскладывают картинки)
Воспитатель: Объясните, почему гриб, бабочку, берёзу, цветок, медведя вы отнесли к живой природе? (потому что они растут, питаются, дышат; а камни, река, солнце, туча, горы – неживая природа, потому что они не растут, не дышат, не питаются.
Музыкальная игра: «Гора»
Стоит гора- старушка (поднимают руки вверх)
До небес макушка, (тянутся на цыпочках)
Её ветер обдувает, (Обмахивают себя кистями рук)
Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)
Стоит гора, страдает, (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)
И камешки теряет, (дети медленно отходят назад)
И каждый день, и каждую ночь
Катятся, катятся (по сигналу воспитателя дети разбегаются в стороны)
Камешки прочь
Раскатились камешки, и стой самой поры, (прикладывают ладошки к щёчкам и качают головой)
Ничего не осталось от нашей горы. (двумя руками показывают на опустевшее место)
- Ребята, в игре во что превратилась гора. (в камни). Все камни удивительны и неповторимы. Хотите их изучить? Предлагаю вам отправиться в лабораторию.
- Посмотрите, перед вами на столе камни. Давайте рассмотрим их поближе.
Опыт №1 «Узоры камня»
Возьмите лупы, внимательно посмотрите на камни, что вы видите? (трещинки, ямки, узоры, песок)
А теперь я предлагаю вам посмотреть через лупу на соль. Видите кристаллы?
Вот из таких кристаллов состоят многие камни. Кстати,соль тоже камень, она так и называется- каменная соль.
Опыт №2 «Форма, цвет, размер»
Дети рассматривают камни и делятся своими наблюдениями.
- Покажите мне самый большой ваш камень; выложите все камни от большого к самому маленькому.
- Все ли камни одинакового размера? (камни разные по цвету, форме, размеру)
Опыт №3 «Есть ли у камней голос»
Пальчиковая гимнастика
«Весёлые камешки»
Посмотрите, вот какие- эти камешки большие
А шершавые какие!
В руки камешки возьми, ими тут же постучи:
«Тук да тук, тук да тук – вот какой у камня звук!»
Какой звук у камня? (звонкий, громкий)
Опыт № 4 «Камень твёрже дерева?»
Возьмите камень в руку и сожмите крепко- крепко. Изменил ли он форму? Нет? Почему камень не изменил форму?
Давайте сожмём брусочек в руке. Изменил ли он форму? Давайте проверим, что крепче?
Я возьму молоточек и попробую вбить гвоздик в брусочек. Что произошло? (гвоздь вошёл в дерево)
А сейчас попробую вбить гвоздик в камень.
Гвоздь гнётся, не вбивается. Какой вывод можно сделать?
(камень крепче и прочнее дерева)
Опыт №5 «Камень тяжёлый или лёгкий?»
- Ребята, а как вы думаете, что произойдёт, если камень мы опустим в воду?
- Давайте осторожно опустим опустим камешек в стакан с водой. Что произошло? (камень утонул) Почему? (камень тяжёлый)
Опыт №6 «Меняют ли камни цвет?»
Поместить камень в воду; затем потрогать камень, ощупывая его в воде; вытащить камень из воды.
-Что изменилось? (они стали тёмными)
- Какой вывод можно сделать? (мокрые камни меняют цвет)
-Ребята вам понравилось изучать камни? Что нового вы узнали о камнях?
(камни твёрдые, разные на ощупь, прочные, камни издают звук, состоят из кристаллов, тяжёлые, меняют цвет)
- Мы славно с вами потрудились, предлагаю вам немножко отдохнуть.
Физминутка:
По дорожке мы пошли, много камешков нашли.
Присели, собрали, дальше пошли.
Вот направо мы пошли, серых камешков,
Присели, собрали, дальше пошли,
Вот мы влево пошли, пёстрых камешков нашли,
А под горку пошли- белых камешков нашли,
С собой все принесли.
- Ребята я предлагаю вам «оживить камешки», мы их распишем сами своими руками.
Итог занятия.