Ульянова Татьяна Васильевна
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Живая и неживая природа»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие 1. Живая и неживая природа.
Образовательная область: социализация, познание, коммуникация, художественная литература.
Цель и задачи
1. Способствовать расширению и обобщать представления о связи живой и неживой природы, воспитывать желание сохранять и оберегать природу.
2. Формировать представление о том, что в природе все взаимосвязано.
Темочки:
- Живая и неживая природа. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Неживая природа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Природа, планета Земля, экология
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
3. Показать, что природа - гениальный конструктор, инженер. Человек должен учиться у природы.
4. Подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды.
5. Воспитывать пытливость, любознательность, умение использовать полученные знания.
Материалы
Надписи «живая» и «неживая» природа, раздаточные картинки живой и неживой природы. Парные картинки: вертолёт - стрекоза, подводная лодка – кит, самолет - птица, подъёмный кран – жираф, лампа, свет – солнце (и т. д.); живой и неживой цветок, музыкальное сопровождение, плакат, изображение космического корабля, стаканчики, камушки, семена фасоли и карточки на каждого ребенка, карандаши, фломастеры, мел, вода в стаканчиках.
Ход занятия
Этап 1. Организационный
Приветствие «Игра делай как я»
Этап 2. Мотивационный
1. «В гостях тётушка-Сова»
- Ребята, сегодня к нам в гости прилетела мудрая тётушка-Сова. Она хотела бы посмотреть и послушать, как мы с вами готовимся к школе. Мы готовы ей это показать?
- Тётушка-Сова принесла с собой шкатулку, но не простую, а с секретом и вы сами должны догадаться, кто ей передал эту шкатулку для нас. А вы любите секреты? Хотите узнать, кто передал нам эту шкатулку с секретом?
- Для этого надо на ощупь определить, что же там находится. Главное условие: определить на ощупь, назвать, затем достать предмет. (Дети достают из шкатулки палочки, камушки, шишки, ракушки).
- Ребята, скажите, где все эти объекты можно встретить? (На речке, море, в лесу). Лес, речка, море, что это такое? (природа) Совершенно верно, это природа.
- Сегодня свои секреты для вас приготовила сама матушка - природа. (Дети складывают объекты природы в коробку).
Этап 3. Практический
- Вам всем знакомо слово «природа» (да). А что оно обозначает? (цветы, реки, деревья, растения, человек, животные, воздух, вода, горы, камни, звезды планеты солнце и так далее). Всё что мы видим и наблюдаем - это природа.
- Всю природу можно разделить на два огромных мира: Подумайте, как можно разделить природу на две группы? (живая и не живая природа).
- Признаки живой природы : (Рождение, дыхание, рост, питание, размножение, движение, умирание (смерть).
- А человек относится к природе? (человек часть природы)
- Живая природа делится на мир животных и мир растений
2. Опыт «Цветок в банке»
Возьмём два цветка и оставим один цветок в банке, а другой поставим в воду.
Вывод для живой природы необходимо питание, дыхание, свет.
3. «Задачи»
- Помогите решить задачу: Если камень упал с горы и раскололся, то этот камень объект какой природы? (Неживой). Почему? Ведь был один камень, стало много. Нет признаков живой природы. Да, ребята. Камень - это тело природы. Тела в природе могут изменяться.
- Текучая вода в реке - это объект живой природы? (нет). Но ведь вода в реке движется? (Вода движется потому что, что земля круглая).
- Представим, что исчезнет неживая природа, а именно солнце, воздух и вода. Смогут ли тогда растения, животные и сам человек существовать? Нет, живая и неживая природа связаны между собой. Давайте рассмотрим примеры таких связей:
1. Без солнечного света и тепла не могут существовать большинство животных, растений и сам человек.
2. Без воды все живое погибает.
3. Все живое дышит воздухом. Воздух должен быть чистым.
- Как вы думаете, могли бы люди жить без природы?
- Конечно, нет, вся наша жизнь связана с природой. Мы дышим воздухом, утоляем жажду водой, человек не может жить без пищи, а пищу нам дают животные и растения.
4. Игра «Подбери пару»
Дети получают парные карточки с изображением живой и не живой природы, находят пару для каждой картинки, рассказывают у кого живая, а у кого не жива природа.
5. Задание «Закрась правильно» *
Где живая природа закрасить кружок красным цветом, где не живая природа закрасить кружок синим цветом.
6. Эксперимент «Питание растений»*
Этап 4. Рефлексивный
7. Игра «Живое - неживое».
Если педагог называет объекты живой природы, то дети двигаются, если называет объекты неживой природы – приседают.