Наталья Шалаумова
Конспект открытого занятия в старшей группе «Живая и неживая природа»
▼ Скачать + Заказать документы
Живая и неживая природа
Программное содержание:
- продолжать закреплять знания детей о природе Земли: уметь отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы от объектов неживой природы, уметь ее классифицировать;
- познакомить с понятием: «Круговорот воды в природе»;
- закрепить представления о неразрывной связи человека с природой;
- развивать интерес к знаниям, развивать речь, умение правильно строить предложения, делать логические выводы, аргументировать свои ответы.
Публикация «Конспект открытого занятия в старшей группе „Живая и неживая природа“» размещена в разделах
- Живая и неживая природа. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Неживая природа
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
-воспитывать бережное, чуткое отношение к природе, любовь к родной Земле, желание беречь все живое.
Ход занятия
1. Организационный момент
Приветствие друг друга:
Станем рядышком по кругу
Скажем здравствуйте друг другу.
Нам здороваться не лень,
Всем привет и добрый день.
Если каждый улыбнется,
Утро доброе начнется.
2. Воспитатель: Сегодня на занятии мы с вами узнаем много интересного и познавательного. Для начала давайте посмотрим, как вы к этому готовы.
Чтение загадки:
Посмотрите, милые друзья, поле, речка и трава
Что находится вокруг, горы, воздух и листва,
Небо светло- голубое, птицы, звери и леса,
Солнце светит золотое, гром, туманы и роса
Ветер листьями играет, человек и время года-
Тучка в небе проплывает. Это всё вокруг (природа)
Природа - это всё то, что нас окружает, но не сделано руками человека. Мы много говорили о природе, и вы должны напомнить мне на какие две группы делится природа?
А для этого мы будем отгадывать загадки дальше.
1. Нашумела, нагремела,
Все промыла и ушла.
И сады, и огороды
Всей округи полила. (Гроза.)
2. Бел, как мел,
С неба прилетел
Зиму пролежал,
В землю убежал. (Снег.)
3. Светит, сверкает, всех согревает. (Солнце.)
4. Крашеное коромысло
над рекой повисло (Радуга.)
-В какой природе происходят эти явления? (В неживой.)
1 На шесте -дворец,
Во дворце — певец,
А зовут его…
(Скворец)
2. Не заботясь о погоде,.
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей.
(Береза.)
3. Не мышь, не птица,
В лесу резвится,
На деревьях живет,
И орешки грызет. (Белка.)
4. Кто растет в лесу
У дорожки?
Есть у них шляпки
И ножки. (Гриб.)
-К какой природе отнесем эти предметы? (К живой.)
Чем же живая природа отличается от неживой? (показ схемы)
3. Дидактическая игра " Живое и неживое"
Для того, чтобы уточнить, как вы умеете разделять природу на живую и неживую, я вам предлагаю разделить слова, прикрепленные на доске на две группы. Слова обозначающие живую природу мы будем прикреплять как лепестки к нарисованному на доске цветку, а слова обозначающие неживую природу будут выполнять роль камешков у нарисованной горы (на доске демонстрируется цветок, гора и карточки со словами. Дети по одному выходят к доске читают слово и распределяют его по группам).
Мы дорисовали цветок и гору, а теперь перейдём к теме нашего занятия.
4. - Сможет ли планета Земля существовать без неживой природы? Почему?
(всему живому для роста нужна вода, воздух, солнечное тепло).
Не будет воды на Земле, не будет жизни. Вода-это необходимое условие для жизни. Представьте себе, что вы пришли на берег водоёма.
«Круговорот воды»
Много-много капелек играют и резвятся в воде. Солнце светит ярко, припекает. И капельки-подружки по одной начинают отделяться и подниматься в воздух. То есть происходит испарение. Высоко от земли воздух становится всё холоднее. И капельки снова собираются вместе. Так получаются облака. Ветер гонит их к земле. Облака становятся тёмными и тяжёлыми. Из них идёт дождь. А дождь это маленькие капельки воды. Под землёй маленькие капельки собираются в подземные ручьи. Ручьи стекаются в водоёмы. Запас воды на Земле постоянно пополняется. С земли на небо, с неба на землю. Этот процесс называется круговоротом воды в природе, от слова «круг», то есть вода движется по кругу. (Проговаривание хором)
5. Игра «Ходят капельки по кругу»
Превратимся в капельки и поиграем в их круговое путешествие. Я - мама Тучка, а вы –детки капельки. Вам пора отправляться в путь (дети двигаются по залу под фонограмму дождя). Капельки полетели на землю (лёгкие прыжки на месте). Скучно им стало по- одиночке летать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. Встретились ручейки и стали большой рекой. Плывут капельки в большой реке. Текла, текла река и попала в океан. Дети образуют круг. Вспомнили капельки, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка и чистые, весёлые вернулись к маме Тучке.
- Как называется круговое путешествие капельки? (круговорот воды)
Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья, без них невозможно существование всего живого на Земле.
6. Легенда
А сейчас я расскажу вам легенду. Но вы будите не только слушать легенду, но и сами будите главными персонажами этой легенды.
Данным - давно на своих землях жило племя. Оно владело бескрайними лесами, полями, лугами. Долгое время люди жили привольно и спокойно, но однажды они заметили, что там, где раньше бурлили прозрачные и быстрые как олень, реки, застыли мутные воды, там, где, когда то была плодородная пашня, простирается безжизненная пустошь, а там, где, когда то царила красота и гармония в природе, стало голо и уныло. Тогда старейший из старейших созвал племя и обратился к нему со словами: «Беда к нам пришла от того, что мы забыли древние секреты природы. Нам нужны смелые и благородные люди, которые найдут разгадку тайны и помогут нам выжить»
И тогда вышли вперёд юноши и девушки. Старейшина отвёл их в отдалённое ущелье, где ещё зеленели деревья, вода ещё была чистой, птицы ещё радовали слух своим пением. Там в укрытой ветвями пещере, он показал им волшебную лодку.
«Вы отправитесь вниз по реке,- сказал старейшина,- и по пути познаете три тайны природы. Эти знания должны помочь вам вернуть красоту и гармонию в природу. Лодка будет двигаться то медленно, то быстро в поисках истины, а вы будите превращаться в различных живых существ и проживать жизнь в их обличии»
Пальчиковая гимнастика «Ручеек»
Солнце ласково смеется,
(отчерчиваем в воздухе круг указательными пальчиками)
Светит ярче, горячей,
(показываем растопыренные ладони)
Из пригорка звонко льется
(указательным пальцем правой руки проводим по ладони левой)
Разговорчивый ручей.
(указательным пальцем левой руки проводим по ладони правой)
Я журчу, журчу, журчу,
(ладошки вперед, шевеля пальчиками)
Гладко камешки точу,
(потираем ладошки)
Синей лентой разбегусь,
(«змейкой» ладошками)
В речку полную вольюсь.
(соединить ладошки, разъединенные в стороны)
Хороша моя водица,
(массируем большим пальцем все остальные)
Наклонись ко мне напиться.
(наклон, руки «горсткой»)
Речка, травы шевеля,
(шевелим пальчиками)
Ручейком зовет меня.
(плавные движения ладонями из стороны в стороны)
Каждому из отравившихся в путь дал старейшина по каменной шкатулке, в каждой шкатулке было по три разноцветных бусины и шёлковый шнур.
7. Игра- путешествие
Воспитатель: И так я вам ребята тоже предлагаю отправиться в путешествие вместе с юношами и девушками из легенды. На вашем пути вы трижды будите подвергаться испытаниям. Внимательно следите за тем, что случиться с вами. Эти превращения помогут понять вам, каким образом три тайны природы связаны между собой и как они составляют единое целое.
Как только вы познаете первую тайну наденьте на шнур бусинку.
Легенда продолжается:
Молодые путешественники оттолкнули лодку от берега и стали грести, направляясь вниз по реке. Река сделала неожиданный поворот, и путешественники увидели красиво цветущий луг, услышали музыку луга. Путешественники решили, что они готовы познать первую тайну жизни и тут же они почувствовали, что их ноги увязли в почве, они превратились в корень лугового одуванчика. Им предстояло за несколько часов прожить жизнь растения.
8 .Психогимнастика "Одуванчик"(музыкальное сопровождение)
Представим, что мы – маленькие одуванчики. Вы – маленькие росточки, совсем слабые, хрупкие, беззащитные. Но вот пригрело весеннее солнышко, и маленькие росточки начинают быстро расти. Ваши листики подросли, стебель стал крепким, вы тянетесь к свету, к солнцу. Как хорошо! Вот на стебле появился маленький бутон. Он растет, набухает, и, наконец, разворачивает лепестки. И все вокруг увидали пушистый цветок, похожий на солнышко.
Корень одуванчика всю зиму провёл в земле в ожидании солнечного света и тепла, весной он стал впитывать воду и питательные вещества. (Откуда растения получают питательные вещества и воду? – ответы детей)
Под воздействием солнечного света и тепла у одуванчика зазеленели листья, а ещё через некоторое время появился бутон, который расцвёл жёлтым огоньком. (Поздно вечером, когда солнце уже садиться, что происходит с цветком)
Летняя жара иссушила растение, листья стали засыхать, но вот прошёл долгожданный дождик, и одуванчик вновь зазеленел после дождя, а на месте жёлтого огонька появилась пушистая головка, которая под дуновением ветра рассыпалась на мелкие парашютики. Ветер унёс их далеко от этого луга. (Какое значение имеет это явление для растения)
Путешественники вновь стали людьми и так они познали первую тайну природы, – попробуйте сформулировать какую? (Путешественники выяснили, чем является солнце для растения, и какое значение имеют почва и ветер. И так солнце источник тепла и света; почва источник питательных веществ и воды; ветер распространяет семена; дождь питает почву.)
1 тайна природы заключается во взаимосвязи живой и неживой природы
Путешественники нанизали бусину на шнур, как символ этой связи.
Я предлагаю и вам проделать тоже - самое, ведь и мы узнали первую тайну природы.
Путешественники поплыли дальше, вскоре они увидели лес, дубраву. Могучие дубы росли, широко раскинув в стороны свои ветви. Пришло время второй белой бусины (дети нанизывают бусину на шнур). Надев бусину, путешественники почувствовали, что их руки деревенеют, ноги вязнут в почве, становясь могучими корнями этого дерева. Каждый из молодых людей стал деревом этого леса. Каждый почувствовал, что в его листве, коре находят пищу и убежища другие живые организмы.
Давайте мы с вами представим себя могучим дубом и вспомним, кто живёт в листве, коре, и на самом дереве. Для кого дерево является местом обитания? Давайте представим, что будет, если дерево исчезнет?
И снова произошло обратное превращение деревьев в людей.
2 тайна природы – связь, возникающая внутри живой природы.
Мы знаем, что не будет ничего живого без солнца, давайте поиграем с лучиком, потренируем глаза.
9. Гимнастика для глаз «Солнечный зайчик»
Солнечный мой заинька (вытягивать вперед ладошку)
Прыгни на ладошку.
Солнечный мой заинька (ставить на ладонь указательный палец другой руки)
Маленький, как крошка.
Прыг на носик, на плечо.
Ой, как стало горячо!
Прыг на лобик, и опять
На плече давай скакать. (следить взглядом за движением пальца: к носу, к одному плечу, лбу, к другому плечу)
Вот закрыли мы глаза (закрыть глаза ладонями)
А солнышко играет:
Щечки теплые лучами
Нежно согревает. (широко раскрыть глаза)
Давайте вместе с путешественниками нанижем бусину, символ связи внутри живой природы. И снова плывём дальше. Вскоре лодку вынесло в открытое море. Путешественники сразу почувствовали, как их руки превращаются в крылья. Люди превратились в белых чаек. Они услышали крики птиц. Эти птицы лишь на несколько секунд садились на воду, чтоб передохнуть и вновь кружились над морем. Путешественники увидели на воде чёрное пятно, но не предали этому значения. Пятно разлилось по воде, а чайки всё ныряли и вдруг крылья их отяжелели, взлетать чайки уже не могли, перья были вымазаны чёрной грязью, отмыть которую невозможно.
Как вы думаете что это за пятно? (ответы детей)
Как животные и растения могут пострадать от загрязнения океанов, морей рек?
Путешественники вновь стали людьми и благодаря чайкам познали третью тайну природы.
3 тайна природы – связь человека и природы
Предлагаю вам нанизать бусинку. Человек связан с природой, является её частью, но только он обладает разумом. От его действий будет зависеть, изменится к лучшему или худшему окружающая природа.
10. Физкультминутка
1. Природу надо охранять: («рисуют» руками круг)
Зверей и птиц не обижать, (грозят пальцем)
Цветы напрасно не срывать, (приседают)
В лесу костры не разжигать. (топают ногами)
С природой будем дружно жить. (берут друг друга за руки)
Живое на Земле любить. (прижимают руку к груди)
Вот Земля, наш общий дом. («рисуют» руками круг)
Много есть соседей в нём.
И пушистые козлята, (показывают рожки)
И весёлые котята, (прыжки)
И извилистые речки, (изобразить сложенными ладонями речку)
И кудрявые овечки. (крутят кудряшки)
Травка, птички и цветы,
И, конечно, я и ты. (показывают на себя и детей)
В этом славном доме нужно (руки друг другу на плечи)
Жить со всеми очень дружно.
Появился старейшина и сказал:
«Вы познали три тайны природы. А теперь, завяжите крепким узлом ваш шнур и пусть этот узел никогда не развязывается, пусть эти три тайны будут крепко связаны и составляют единое целое.
- Я вам ребята предлагаю тоже завязать ваше ожерелье.
11. Сюрпризный момент "Солнечные зайчики"
12. Итоги занятия: Вот и подошло к концу наше занятие, и я надеюсь, что мы тоже будем помнить о том, что многое на земле зависит от нас с вами.