Елена Гладнева
Конспект занятия «Живая и неживая природа»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить с понятием «природа», «живая природа», «неживая природа».
Задачи:
1. Учить детей правильно отвечать на вопросы воспитателя по предметным картинкам, развивать речь через художественное слово и при сравнении рыбок.
Публикация «Конспект занятия „Живая и неживая природа“» размещена в разделах
- Живая и неживая природа. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Неживая природа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
2. Научить различать и отбирать предметы с природой, подвести к понятию «природа». Природа- это все, что нас окружает, но не сделано руками человека.
3. Познакомить с понятием «живая природа», «неживая природа». Все, что питается, растет, дышит- относим к живой природе. Если нет способности к росту, питанию и дыханию- к неживой природе.
4. Обобщить знания детей о живом и неживом объекте. Выявить с детьми главные различия: живые рыбки живут в воде, самостоятельно плавают и едят корм; игрушечные рыбки- неживые. Они стоят на полке, в шкафу, самостоятельно плавать не могут.
5. Воспитывать познавательный интерес к поведению рыбок и любовь к природе.
Материал к занятию : Сюжетная картина «природа», предметные картинки с природой и без природы на каждого ребенка; картинки - человек, собака птица, рыба, дерево цветок, еж, солнце, облака, почва, камни, вода; аквариум с рыбками, игрушечные рыбки, сердечки из цветной бумаги, цветные карандаши.
Ход занятия:
1. Педагог читает детям отрывок из стихотворения Ф. Тютчева.
Сияет солнце, воды блещут.
На всем улыбка, жизнь во всем.
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
Поют деревья, плещут воды,
Любовью воздух растворен.
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен.
- Как вы думаете, ребята, о чем это стихотворение?
- Правильно, о нашей природе. О ней мы сегодня с вами и поговорим.
2. Отгадайте загадки, а отгадки найдите на этом рисунке (педагог показывает большой рисунок с изображением природы).
а) В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать.
На землю каплями падает опять (вода)
б) Меня бьют, колотят,
Ворочают, режут-
А я все терплю
И всем добром плачу (земля, почва)
в) Голубой платок,
Красный колобок.
По платку катается
И людям улыбается (небо и земля)
г) Голубая простыня
Весь свет покрывает (небо)
д) Светит, сверкает,
Всех согревает (солнце)
е) Без рук, без ног,
А ворота отворяет (ветер)
- Молодцы, ребята! Вы правильно отгадали все загадки!
3. – Ребята, а что еще вы видите на этом рисунке?
(Дети называют объекты живой и неживой природы)
- А теперь еще раз посмотрите на этот рисунок и подумайте, как одним словом можно назвать все, что на нем изображено?
(Педагог подводит детей к выводу, что на рисунке изображена природа)
- Как вы думаете, что такое природа?
Дети: На рисунке нет домов и машин, заводов, скамеек и т. д.
- Как вы думаете, ребята, почему художник не изобразил их? Он сделал это специально или просто забыл нарисовать?
Дети: Специально, ведь на этом рисунке изображена только природа.
- А кто делает машины, дома, скамейки, игрушки, велосипеды?
Дети: Человек.
- Итак, ребята, все, что сделано руками человека, мы не можем назвать природой. Что же называется природой? Природа - это все то, что нас окружает, но не сделано руками человека. Правильно!
4. Педагог предлагает детям игру «Природа или нет?»
- Ребята, у вас на столах лежат картинки и конверты. Возьмите картинки и рассмотрите их внимательно. Подумайте, что на них изображено, природа или нет?
- А теперь положите картинки с природой в конверт, а остальные оставьте на тарелочках.
(Дети распределяют картинки)
- А теперь предлагаю проверить, как вы справились.
Обобщение.
5. Физминутка «Жук».
В группу к нам жук влетел, (грозят пальцем)
Зажужжал и запел: «Ж-ж-ж-ж»,
Вот он вправо полетел, (указывают рукой направление и прослеживают взглядом)
Каждый вправо посмотрел.
Вот он влево полетел,
Каждый влево посмотрел.
Жук на нос хочет сесть, (правой рукой движение к носу со стороны)
Не дадим ему присесть. (направление движения вниз и приседание)
Жук наш приземлился.
Зажужжал и закружился (делают вращательные движения типа волчка и встают)
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.
Жук, вот правая ладошка, (поочередно вытягивают руки и смотрят на них)
Посиди немножко.
Жук, вот левая ладошка,
Посиди немножко.
Жук наверх полетел
И на потолок присел. (поднимают руки вверх и смотрят на них)
На носочки мы привстали, (приподнимаются на носочки и вытягиваются)
Но жука мы не достали,
Хлопнем дружно (хлопки над головой)
Хлоп – хлоп – хлоп,
Чтобы улететь он мог. (имитируют полет жука и садятся на стульчики)
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.
6. Следующее задание игра «Живая и неживая природа». Дети встают в круг.
Педагог раздает всем по одной картинке. Затем дети по очереди располагают картинки на доске. С живой природой ставят на верхнюю полоску, с неживой - на нижнюю.
- Давайте еще раз посмотрим на верхнюю полоску. Тут у нас оказались картинки: человек, собака, птица, рыба, дерево, цветок, еж - все они питаются, растут, дышат, поэтому их относят к живой природе.
- А солнце, облака, камни, почву, воду относят к неживой природе, т. к. у них нет способности к росту, питанию, дыханию. Молодцы, ребята, справились с заданием.
7. – Ребята, посмотрите внимательно. А есть ли у нас в группе объекты живой природы.
Экспериментальная деятельность. Дети переходят к аквариуму. Педагог предлагает детям сравнить живую рыбку с игрушечной.
- Давайте сравним рыбок. Какие они? (Одна живая, другая игрушечная)
- Где живут живые рыбки? (в воде) А игрушечные? (в шкафу, на полке)
- Что могут делать живые рыбки? (плавать, кушать корм, вилять хвостиком и т. д.)
- А игрушечные могут? (нет, они лежат на дне в тазу)
- Давайте возьмем их в руки. Почему живых рыбок нельзя вынимать? (они погибнут, их можно кормить, наблюдать за ними, а каких рыбок можно брать в руки?
8. Игра «Хорошо - плохо».
( Слова: вода, солнце, дождь, ветер. Педагог интересуется, какую пользу и какой вред может причинить каждое из этих явлений. Например: Чем хороша вода? Чем может навредить вода)