Ольга Гончарова
Конспект занятия по экологическому воспитанию детей старшей группы «Лютые и добрые травы»
▼ Скачать + Заказать документы
детей старшей группы
Составила и правила : Воспитатель В категории – Гончарова О. Г.
Тема : «Лютые и добрые травы»
Публикация «Конспект занятия по экологическому воспитанию детей старшей группы „Лютые и добрые травы“» размещена в разделах
Программное содержание: познакомить детей с наиболее известными целебными
травами и цветами. Уточнить какие из них растут на
территории детского сада.
Знакомство с ядовитыми растениями. Закрепить знания
детей о конкретных растениях произрастающих на
территории детского сада (ирис, анютины глазки,
нарциссы, флоксы, астры, хризантемы).
Прививать навыки экологической культуры поведения в
природной среде. Активизировать словарь детей : ядовитые
произрастают, плоды, ягоды, клубни, луковица.
Предшествующая работа:
1. Изучение на прогулке растений произрастающих на территории детского сада в весенний и летний период.
2. Рассматривание картин, иллюстраций с изображением деревьев, цветов, кустарников произрастающих на территории детского сада.
3. Чтение научной и художественной литературы.
4. Разучивание стихов о цветах и растениях.
5. Показ развлечения «Лесная аптека»
6. Беседы с родителями на тему: «Целебные травы в жизни семьи».
7. Компьютерная игра «Природоведение для самых маленьких».
8. Работа с тематическим словарем в картинках «Мир растений и грибов», «Цветы, деревья».
9. Д/и «Мир растений», лото: «Цветы, деревья».
10. Наблюдение за сезонными изменениями растений (травы, цветов, кустарников, деревьев) в весеннее- осенне-летний период.
Оборудование и материалы.
1. Картины, открытки с изображением цветов, лечебных трав, фото на стенде.
2. Компьютер с программой презентации «Декоративные и лечебные травы и цветы, произрастающие на территории детского сада».
3. Лекарственные растения ( из аптеки: Трава чабреца, Репешок, сбор Багульника болотного, цветки Ноготков, цветки Ромашки, корневища и корни Девясила).
4. Варенье (клубничное, малиновое, из черной смородины).
5. Чай (мята, ноготки, чабрец, «1000 и 1 ночь» - на основе лепестков роз).
«Лютые и добрые травы»
Воспитатель : Быстро и незаметно прошло лето. Наступила осень. Небо стало серым, все больше идут дожди. Птицы уже звонко не поют. А как красиво было летом!
Вопрос.
1. А сейчас какое время года? - осень
2. По каким признакам вы это определили?- опали листья, дует холодный ветер, небо серое, часто идут дожди.
3. Какие вы знаете летние месяцы?- июнь, июль, август
4. Что можно делать летом и нельзя осенью?- купаться в бассейне, в море, бегать босиком по траве, загорать.
Воспитатель : Ребята, а вы знаете, какие подарки можно найти в лесу?
Ответы детей : ягоды, грибы, цветы ….
Воспитатель : Правильно! А знаете ли вы о том, что цветы не только украшают лес, но и лечат, многие из них являются лекарственными.
С древних времен люди шли в лес, собирали там травы, цветы, ягоды и использовали их как лечебные средства от разных болезней. Лучших лекарств, чем дарит нам природа, не найти. Надо только научиться разбираться, знать какие травы от чего помогают, как их собирать, когда собирать, и как использовать.
Ребята, хотите узнать, какие цветы и травы нас лечат?
Ответы детей : да
Воспитатель : И как же нам об этом узнать?
Ответы детей : Спросить у родителей, прочитать в энциклопедии…
Воспитатель : Правильно. Можно почитать специальную литературу, спросить об этом маму, бабушку. А сегодня я вам расскажу о волшебной силе лесных трав. Воспитатель обращает внимание детей на выставленные баночки с засушенными травами, цветами. -- вот они, лесные помощники. Ребята как вы думаете если у вас, что то заболело то лучше выпить таблетку или заварить лечебные травы?
Ответы детей : заварить лечебные травы?
Воспитатель : Почему?
Ответы детей : Потому что таблетки сделаны из химии и они вредят желудку, если их неправильно употреблять.
Воспитатель : Кому нужна помощь, у кого что нибудь болит? Выходите не стесняйтесь.
Выходит ребенок и говорит : У меня ничего не болит, но очень плохой аппетит. Из-за этого переживает моя мама. Подскажите, что мне делать?
Воспитатель : Вам поможет возбудить аппетит корень одуванчика. А кто мне может сказать, чем может помочь одуванчик?
Читает стихотворение ребенок : Пушистый желтенький цветок-
У него целебный сок.
Листья хороши в салате,
Настойку корня вы добавьте
В суп и даже винегрет-
Вкусным будет весь обед!
Вот рецепт для аппетита!
Воспитатель : Корень одуванчика поможет вам. Возьмите капли, и будете здоровы (воспитатель дарит ребенку настойку корня одуванчика).
Воспитатель : Кому еще нужна помощь?
Выходит ребенок: У меня ничего не болит, только у моей бабушки часто болит сердце. Как ей помочь, подскажите?
Воспитатель : От болезней сердца помогают капли ландыша. А кто знает стихотворение о ландыше?
Ребенок: Родился ландыш в майский день
И лес его хранит.
И, кажется, его задень-
Он нежно зазвенит.
И этот звон услышит луг,
И птицы, и цветы вокруг.
Воспитатель : Очень красивые стихотворения рассказали дети (Данил, Паша, Алена). А кто мне подскажет, чем может помочь ландыш в нашей ситуации?
Ответы детей : Цветы ландыша идут на изготовление капель, успокаивающих сердцебиение. Только нужно принимать очень осторожно столь капель сколько сказал врач, потому что ландыш является не только лекарственным цветком, но и ядовитым.
Воспитатель показывает настойку ландыша с пожеланием быстрого выздоровления бабушки и предлагает забрать эти капли вечером когда придет бабушка.
Воспитатель : Ребята давайте с вами поиграем? Предлагает сесть за столы и попробовать разное варенье и заваренный чай из лекарственных растений и цветов.
1. Отгадайте, в какой банке какое варенье, как оно называется? ( дети по вкусу отгадывают из чего сварено варенье: из малины, черной смородины, клубники).
2. Отгадайте по запаху из каких лекарственных растений цветов заварен чай?- из чабреца, мяты, ноготков, лепестков роз.
3. Отгадайте цветы, растения изображенные на картинках –петуния, роза, флоксы, ландыш, тюльпан, лилии, анютины глазки, хризантемы, астры и т. д.
4. Расскажите, от каких болезней помогают травы, ягоды, изображенные на картинке – одуванчик при болезни желудка, ландыш, пион при болезни сердца, подорожник при облысении, ноготки или календула, роза при простудных заболеваниях.
5. Есть ли на среди них и лекарственные и ядовитые?- ландыш, чистотел, нарцисс, сирень, мак.
Воспитатель : Молодцы ребята, вы сегодня многое узнали, много интересного рассказали, выполнили все задания, и теперь я вам предлагаю чай из чудесных лекарственных трав и давайте пригласим к столу наших гостей, и угостим их чаем и вареньем.
Использованная литература.
1. С. А. Махотин «Прогулки по лесу». М. Дарь:2007г.
2. С. А. Лаврова «Занимательная ботаника для малышей» М. Белый город. 2007г.
3. Журнал «Музыкальная палитра»
4. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Новая школа. М. 1995г.
5. «Справочник Целебника –травника от А до Я». Спецвыпуск 1/09 М. 2009 г.
6. «Справочник Целебника –целебные свойства цветов от А до Я». Спецвыпуск 2/08 М. 2008 г.