Сушенцова Евгения
Конспект занятия по экологическому воспитанию детей старшего возраста «Мы защитники природы»
Конспект занятия по экологическому воспитанию детей старшего возраста «Мы защитники природы»
Составители: Варывдина Ж. Г., Сушенцова Е. В.
Цель: формирование у детей представлений о неразрывных связях человека с природой (Человек - часть природы).
Задачи:
Обучающие:
Публикация «Конспект занятия по экологическому воспитанию детей старшего возраста „Мы защитники природы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
1. Познакомить детей с взаимосвязями живой и неживой природы существующими в природных сообществах луга, леса и водоема. Формировать представления о взаимозависимости природы и человека.
2. Закрепить у детей знания о правилах поведения в природе.
3. Совершенствовать доказательную речь, умение обобщать, делать выводы.
Развивающие:
1. Развивать системность мышления в процессе расширения знаний о целостности природы.
2. Развивать внимательность, сообразительность, самостоятельность, речь.
Воспитывающие :
1. Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия: учить правильному поведению в природной среде, закладывать основы экологической культуры личности.
Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно – исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, музыкальная.
Методы: практический, игровой, наглядный, словесный.
Приё мы: погружение в игровую ситуацию; беседа; рассказ; обсуждение; поощрение; проблемные игровые ситуации.
Формы обучения: групповая.
Предварительная работа: беседы о природе, наблюдения; разучивание стихотворений и пословиц; обсуждение и рисование с детьми знаков охраны природы; беседы о жизни животных и растений в лесу и правилах поведения в природе.
Материал к занятию : макеты луга, леса, водоёма; экспериментальный уголок; макет сотового телефона, фонограмма «Пение птиц» и «Лес»; карточки по правилам поведения на природе; карточки к игре «Кто живет на лугу».
Ход деятельности. Вводная часть.
Организационный момент. Дети вместе с воспитателем заходят в группу.
Воспитатель : - Ребята, давайте поздороваемся.
Проводится игра «Здравствуйте!» (под аудиозапись)
Здравствуйте, ладошки! Хлоп, хлоп, хлоп!
Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ!
Здравствуйте, щечки! Плюх, плюх, плюх!
Здравствуйте, губки! Чмок, чмок, чмок!
Здравствуйте, зубки! Щелк, щелк, щелк!
Здравствуй, мой носик, бип, бип, бип!
Здравствуйте, ребята! Всем привет!
Мы за руки все возьмемся и друг другу улыбнемся.
Мотивация.
Звучит сигнал мобильного телефона. Воспитатель берет макет телефона и говорит:
- Ребята на телефон поступило сообщение, давайте его прочитаем.
«В наших окрестных лесах появились: возмутители спокойствия рек и озёр, разорители птичьих гнёзд и нарушители лесной тишины. Помогите их найти!» Матушка Природа.
- Ребята, от кого пришло сообщение? (от Матушки Природы)
- Кого ищет Матушка Природа? (нарушителей лесного спокойствия, разрушителей птичьих гнезд)
- Кто же поможет Матушке Природе? (мы поможем).
Основная часть
Включается нежная музыка, ребята проходят в группу и подходят к макету луга.
- Ребята, посмотрите, куда мы попали? (полянка, луг). Да мы с вами на весеннем лугу. Давайте тихонько присядем на лужок, может быть, нам удастся что-то услышать.
Звучит фонограмма стихотворения:
Притоптали меня, травушку,
Притоптали меня зелёную,
Да всё детушки, да всё малые,
На зелёном лугу гуляючи, бегая играючи…
- Слышите, ребята. Кто это с нами разговаривает (трава).
- О чем пожаловалась нам травушка-муравушка? (что дети ее притоптали) Как вы думаете, хорошо ли поступили ребята? (нет, траву и цветы топтать не надо, ведь луг это дом для многих насекомых и растений).
- Верно, луг называют царством растений и насекомых.
- Посмотрите у меня на доске изображение луга, давайте вспомним, кто живет на лугу.
Дидактическая игра: ромашка, одуванчик, клевер, тюльпан, роза, василек, шмель, кузнечик, бабочка, стрекоза, медведь, мышь. Воспитатель предлагает приклеить на картинку только обитателей луга.
- Как вы думаете, что произойдет, если на лугу исчезнут все травы и цветы? (погибнут насекомые и животные, которые питаются этими растениями)
- А кто из вас знает, какую пользу приносят насекомые? (опыляют растения, пчелы производят мед, насекомых едят птицы)
- Как мы сможем помочь Матушке-природе, как сделать так чтобы люди берегли луг и его обитателей? (повесить знаки охраны природы)
- Да мы с вами нарисовали разные знаки охраны природы. Давайте выберем те, которые относятся к охране луга.
Дети вывешивают знаки: не рви цветы, не лови бабочек и жуков, не бросай мусор.
- Ребята, вы слышите пение птиц?
- Похоже, Матушка-природа довольна и зовет нас продолжить свое путешествие.
По дорожке ты шагай,
Ноги выше поднимай.
(Шаг с высоким подниманием колена).
И немножко поскачи,
Только, друг мой, не спеши.
(Подскоки).
На носочках ты шагай,
Свою спинку выпрямляй.
(Ходьба на носках, руки в стороны).
И попрыгай по дорожке,
Хороши пружинки – ножки.
(Прыжки на двух ногах с продвижением вперед).
Дальше веселей шагай,
Маршируй, не отставай.
– Ребята, как вы думаете, куда мы попали? (в лес)
- Чувствуете, чем пахнет? (елкой)
- Оказывается, лесной воздух очень полезен для здоровья, давайте вдохнем его (дети делают три глубоких вдоха). Давайте присядем в лесу и оглядимся вокруг.
- Дети, вы любите лес?
- А за что вы его любите, чем он хорош?
Дидактическая игра «Хорошо, плохо»
- А что плохого в лесу?
- Кто живёт в лесу? (растения и животные)
- Живёт ли в лесу человек?
- Зачем он приходит в лес? (собирать грибы, ягоды, прогуляться на свежем воздухе)
- Всегда ли человек приходит в лес с добрыми намерениями?
- Давайте мы в нашем лесу поищем следы плохих поступков человека.
Игра «Найди следы человека в лесу». Дети находят упавшее гнездо, сломанную ветку, разведенный костер, сбор березового сока. Плохие поступки в лесу дети с воспитателем исправляют.
- Дети, как вы думаете, добрый человек был в лесу? (нет)
- Что бы вы сказали ему? (нельзя нарушать порядок в лесу, потому что лес необходим человеку. Он очищает воздух, которым мы дышим, даёт ему тепло и пищу).
- Для кого лес родной дом? (Для растений и животных).
- Оказывается, в лесу растения и животные взаимосвязаны друг с другом. Посмотрите, у меня на плакате нарисовано с кем дружит ель.
- С кем же она дружит? (белка, клест, заяц, мышь).
- Что же произойдет, если срубить ель? (погибнут белки, зайцы, мыши, клест)
- Оказываются, погибнут не только эти животные, плохо придется и лисам и волкам, которые ловят зайцев и мышей, ведь им тоже будет нечего есть. Все в природе взаимосвязано невидимыми нитями. Если погубить один вид растений или животных, неизбежно пострадают и другие виды, которые живут с ними рядом.
- Дома с родителями вы должны были поискать пословицы и поговорки о лесе. Кто подготовил?
Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса - посади
Рощи да леса - всему краю краса.
Где уничтожается природа, там иссякает жизнь
Дорого дерево не только плодами, но и листами
Сломать дерево — секунда, а вырастить — года.
Срубили деревья — прощай птицы.
- Ребята, давайте и в лесу мы с вами оставим знаки охраны природы, чтобы люди помнили, что лес нужно беречь.
Знаки: не руби леса, не раскидывай мусор, не разжигай костров, не убивай животных.
- Ребята, мы помогли лесу, но я что-то слышу? (шум воды)
- Наверное, Матушка-природа говорит нам, что пора продолжить наше путешествие.
Мы шагаем друг за другом;
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре, пять
Вместе весело шагать.
Звучит фонограмма «Журчание ручья». Воспитатель обращает внимание детей на это журчание.
- Кажется, недалеко от нас журчит вода.
Дети идут на поиски водоёма. Пришли к макету водоёма.
- Ребята, посмотрите, мы с вами оказались на берегу водоема (видео плещется море). Мы много говорили с вами о воде, давайте вспомним, что мы знаем о ней.
На экране свойства воды.
1. Какие свойства воды мы знаем?
2. Кому она нужна? А теперь, давайте посмотрим, правильно ли вы ответили? (на экране кому нужна вода)
3. Зачем вода растениям? Как они её получают?
4. А всегда ли человек бережно относится к воде?
- Посмотрите, что произошло на одном из водоемов (дети смотрят фрагмент видео)
- Что произошло? (крушение танкера и нефть вылилась в море)
- Как вы думаете, к чему это может привести?
- Что произойдет если на поверхность воды сядет водоплавающая птица?
- Давайте проверим свои предположения в научной лаборатории.
Проводится опыт.
-У каждого из вас есть перо. Какое оно? (легкое, пушистое)
- Как вы думаете, что произойдет с пером, если его окунуть в банку с чистой водой? Давайте проверим. Встряхните перо.
- Намокло ли оно, почему? (перья водоплавающих птиц смазаны жиром, поэтому они не намокают и птица всегда сухая).
- А теперь добавим в воду смесь туши с маслом, эта смесь будет у нас заменять нефть. Что вы видите? (пятно растеклось по поверхности воды). Опустите перо в воду.
- Что вы заметили? (перо намокло и стало тяжелым, если его подкинуть оно уже не летит плавно)
- Что будет с птицей, которая сядет на такой водоём? Она сможет взлететь? (отвечают дети)
- Рыбы смогут жить в таком водоёме? (нет)
- Давайте и у водоема мы оставим правила поведения в природе.
Дети вывешивают знаки: не рви водяные цветы, не мой машины в реке, не кидай мусор, не спускайте в водоемы сточные воды
- На этом наше путешествие подходит к концу. Я знаю, что вы выучили стихотворения о том, как мы любим природу.
Дети читают стихи:
1. Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса.
2. Чтоб река серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась
И была на ягодах роса!
3. Мы хотим, чтоб солнце грело,
И берёзка зеленела,
И под ёлкой жил смешной колючий ёжик,
4. Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала,
Чтобы летом лил весёлый дождь.
Раздается сигнал СМС.
- А вот и СМС от Матушки Природы. Она благодарит нас за помощь и надеется, что мы всегда будем ее беречь. Нам пора возвращаться в детский сад.
Заключительная часть
Дети под музыку подходят к доске.
- Ребята, где мы с вами сегодня побывали? (на лугу, в лесу, на пруду).
- Ребята как вы поняли, может ли человек прожить без природы? (нет) Почему?
- А может ли природа прожить без человека (да) Почему вы так думаете?
- А сейчас я предлагаю вам взять на разносе смайлики и приклеить на доску. Если вам было все понятно на занятии, и вы считаете, что все сегодня поняли – возьмите улыбающегося смайлика, а если вам было не все понятно или что-то не получилось, повесьте задумчивого смайлика.
- Спасибо, теперь я вижу, кому еще нужно будет помочь.
- Давайте все вместе встанем в круг и возьмёмся за руки.
А теперь мы улыбнёмся, крепко за руки возьмёмся,
И друг другу на прощанье мы подарим обещание:
БУДЕМ С ЛЕСОМ МЫ ДРУЖИТЬ ОХРАНЯТЬ ЕГО ЛЮБИТЬ!