Ирина Руднева
Конспект занятия по экологии «Живая и неживая природа»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие "Живая и неживая природа"
Цель: формирование знаний об окружающей нас природе.
Образовательная: систематизировать представления детей о явлениях и объектах живой и неживой природы;
Развивающая: развивать речь, мышление, познавательные способности детей
Коррекционная: учить сравнивать, логически мыслить и устанавливать причинно - следственные связи
Публикация «Конспект занятия по экологии „Живая и неживая природа“» размещена в разделах
- Живая и неживая природа. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Неживая природа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, чувство сопереживания, ответственность за ее сохранность.
Материал: компьютер, картинки живой и неживой природы; для опыта стакан с водой, мелок.
Ход занятия:
Организационный момент.
Здравствуй, солнышко моё!
Здравствуй, птичка!
Здравствуй, снег!
Здравствуй, сказочный рассвет!
Здраствуй лес и здраствуй день, нам здороваться не лень!
Сюрпризный момент.
Воспитатель. Ребята, я предлагаю вам закрыть глазки, и представить что мы с вами в гостях у удивительной волшебницы. (звучит запись «Звуки природы»)
Как прекрасна ты,
Вот растут цветы,
Вот журчат ручьи
Вот поют скворцы,
И животные и птицы,
И растения и ты,
В мире этой красоты!
(дети открывают глаза)
Воспитатель: Как вы думаете, и что же это за волшебница?
Дети: Природа
Воспитатель: Правильно, дети, это природа. А что такое природа? (Ответы детей)
Воспитатель: Природа - это все то, что нас окружает: солнце, воздух, животные, растения, человек, насекомые …
Дети, что нельзя назвать природой. (- Что сделано руками человека)
-Машина есть в природе? (дети высказывают своё мнение.)
-А вот лошадь и верблюд, на которых тоже ездит человек. Куда отнесём? (дети высказываются)
Воспитатель: Природа – это все, что существует без помощи человека. Все, что сделано руками человека не относится к природе. А как вы думаете, природа и вещи, которые сделал человек, связаны между собой? (Ответы детей)
Воспитатель: Да, дети, все вещи когда-то были частью природы и взяты у нее человеком. Мы природу создать не можем, а только пользуемся ею.
Воспитатель: Всю природу, дети, можно разделить на два огромных мира. Как вы думаете, на какие?
Дети: Мир живой и мир неживой природы.
Воспитатель: Назовите, что относится к живой природе?
Дети: Животные, птицы, рыбы, насекомые, птица и т. д.
Воспитатель: А теперь назовите, что относится к неживой природе?
Дети: солнце, вода, воздух, земля, солнце и т. д.
- К нам в гости пришел ёжик, он всё перепутал то, что относится к природе, и то, –что не относится к природе.
Игра «Четвертый лишний»
• Гриб, морковка, стрекоза, камень
• Грач, луна, цветок, коза
• Муха, медведь, ветер, береза
• Дуб, снег, облако, камень
• Машина, ведро, дом, вода
Физкультминутка:
Руки мы подняли и дружно помахали.
Это деревья в тихом лесу.
Локти согнули, руками встряхнули встряхнули-
Ветер сбивает с листьев росу.
Плавно руками мы машем-
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, мы дружно покажем-
А крылья мы сложим назад.
-Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на природу.
(Вертолёт похож на стрекозу, а гриб похож на зонт. и т. д).
Д/ игра: «На что это похоже?»
Дети ищут пары по картинкам.
самолет — птицу
гриб — зонтик
лампа — солнце
парашют — одуванчик
вертолет — стрекозу
подводная лодка — кита
мост — радугу
душ — дождь
вентилятор — ветер
иголка — иголки у ежа
ковер — трава
пол — земля (почва) и т. д
Воспитатель: А сейчас скажите мне, пожалуйста, чем отличается живая природа от неживой?
Дети: Живая природа – это то, что движется, растет, развивается, питается, размножается и умирает, а неживая природа не питается, не дышит, не растет, не размножается, не умирает.
Воспитатель: Ребята как вы думаете, может ли живая природа существовать без неживой? (Ответы детей)
Воспитатель: Дети, а мы с вами к какой природе относимся? Почему?
Дети: К живой. Потому что мы движемся, растем, дышим, питаемся, размножаемся.
Воспитатель: Правильно. Дети, мы часть природы. Мы живые, а все живое – растет, дышит, размножается, питается. А природа – наш общий дом. Но как жить в таком многонаселенном мире всем вместе? Как не мешать друг другу и не навредить природе?
Дети: Нам нужно беречь природу, любить ее, сохранять.
Воспитатель: Давайте с вами на примере опытов посмотрим, что может произойти, если природу не беречь, а только брать у природы. ( На столе: кусок мела и два стакана, один пустой, другой с водой)
Опыт №1 «Опыт с водой»
Воспитатель переливает часть воды из одного стакана в другой.
Воспитатель: Что стало с водой, она перестала, быть водой или нет? (Ответы детей)
Воспитатель: Вода осталась быть водой, ее только ее стало меньше.
Опыт №2 «Опыт с мелом»
Один из детей берет мел и ломает его пополам.
Воспитатель: Что стало с мелом? Он перестал, быть мелом или нет? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, мел остался мелом, только кусочки стали меньше; вода осталась быть водой, но ее стало меньше. А как вы думаете, что произойдет с травинкой, деревцем, жучком или животным, если их постоянно уничтожать, ломать?
Дети: Они исчезнут.
Воспитатель: А что необходимо делать, чтобы этого не случилось (Ответы детей)
Воспитатель: Да, ребята, человеку нужно бережно относиться к природе. И небо, и вода, и воздух, и ветер, и малая травинка, зверь, птица, рыба, букашка – все это, нам людям, необходимо для жизни. А чтобы сохранить наш общий дом, его нужноберечь. Люди смогут жить, если каждый человек своими действиями будет сохранять природу, а не разрушать ее.
Игра «Да, нет»
Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать. Если я буду поступать хорошо, говорим "да", если плохо, то все вместе кричим "нет"!
Если я приду в лесок
и сорву подснежник? (нет)
Если съем я творожок
и сломаю ель я? (нет)
Если булочки кусок
На пеньке оставлю? (да)
Если муравейник огражу и
Знак "Не тронь!" подставлю? (да)
Если разведу костер,
Потушить забуду? (нет)
И устрою я пикник, а убирать не буду? (нет)
Нет, я мусор уберу,
Огрызки закапаю? (да)
Ведь природу я люблю,
Её я охраняю! (да)
Итог.
О чем мы говорили (о живой и неживой природе, как растет все живое).
Вам понравилось? А что вам понравилось?
- Наш общий дом - это планета Земля, которая
вращается вокруг Солнца. Есть и другие планеты - Венера. Юпитер. Марс и
др., но жизни на этих планетах нет, потому что там нет воздуха и воды.
Земля - это общий чудесный дом для всех людей, птиц, рыб, насекомых,
растений. Мы должны беречь свою планету и природу