Олеся Дорофеева
Конспект занятия по экологии в старшей группе «Весна»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по экологии в старшей группе
Тема: «Весна»
Цель: Формирование познавательной активности и творческого воображения детей.
Задачи: Закреплять знания детей о весенних явлениях природы: назвать приметы весны, знание весенних месяцев, последовательности времён года; расширять представления об изменениях в жизни животных и птиц с приходом весны. Проведение опыта.
Публикация «Конспект занятия по экологии в старшей группе „Весна“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Предварительная работа : наблюдение за сезонными изменениями в природе на прогулке; рассматривание картин и иллюстраций по теме “Весна”; чтение стихов, разучивание; чтение рассказов; беседы о птицах, животных, растениях.
Воспитатель: Дорофеева Олеся Сергеевна
Ход занятия.
Здравствуйте, здравствуйте! Я, Весна. Наша беседа не случайно началась с этого слова. Говоря по обычаю “Здравствуйте”, мы желаем друг другу здоровья, добра, благополучия.
Вы ребята не скучайте,
Весну красную встречайте!
Снег да холод прогоню,
Тепло с юга принесу.
Весна : Ребята, подумайте и назовите главную примету весны. Это то, что мы редко видим зимой и нам его очень не хватает.
А ещё есть загадка про это:
Большой подсолнух в небе
Цветёт он много лет
Цветёт весной и летом
А семечек всё нет. (Солнце) .
Весна : Правильно, солнышко. Каждый кто ответит мне на мой вопрос получит лучик, а затем мы вместе с вами составим наше весеннее лучистое солнышко.
Весна : Солнце весной (какое) .
Дети: Тёплое, доброе, ласковое, лучистое, круглое, весеннее, ясное, приветливое, озорное.
Весна : Солнце весной (что делает) .
Дети: Греет, светит, печёт, сияет, улыбается, пригревает.
Весна : Молодцы. А теперь давайте из наших лучиков составим наше весеннее солнышко (на доске составляется солнышко) .
Весна : Кто назовёт мне весенние месяцы?
Дети: Март, апрель, май.
Весна : Весна какая?
Дети: Красивая, ласковая, нежная, солнечная, цветущая, зелёная, ранняя, поздняя.
Весна : Ребята, вы сказали, что весна ласковая, а давайте поиграем с вами в игру; вставайте в кружок.
Сейчас я буду бросать вам мяч и называть слова, а вы будете говорить, как можно это слово произнести ласково.
(Солнце - солнышко; трава, облако, капля, листок, птица, цветок, ветер, ветка, гнездо) .
Весна : Молодцы ребята! А как вы думаете, изменилась жизнь деревьев, растений после долгого сна? ( На доске выставляются: дерево с почками, куст) .
Дети: На деревьях набухают почки. Из почек появляются листочки.
Весна : Ребята, а почему листочки так важны для нас?
- Они дают нам кислород, которым мы дышим.
Воздух и его свойства
«Знакомство со свойствами воздуха»
Воздух, ребята, это газ. Детям предлагается посмотреть на групповую комнату. Что вы видите? (игрушки, столы, и т. д.) А ещё в комнате много воздуха, на его не видно, потому что он прозрачный, бесцветный. Чтобы увидеть воздух, его нужно поймать. Воспитатель предлагает посмотреть в полиэтиленовый пакет. Что там? (он пуст). Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух, завязываем его. Наш пакет полон воздуха и похож на подушку. Теперь развяжем пакет, выпустим изего воздух. Пакет стал опять тоненьким. Почему? (В нём нет воздуха). Опять наберём в пакет воздух и снова его выпустим (2-3 раза)
Воздух, ребята, это газ. Он не видимый, прозрачный бесцветный и не имеет запаха.
Я беру шарик надуваю. Что вы услышите? (Cвист). Это воздух выходит из шарика.
Посмотрите, что произойдет, когда я буду опускать стакан в банку с водой. Что вы наблюдаете? (Вода не вливается в стакан). Теперь я осторожно наклоню стакан. Что произошло? (Вода влилась в стакан). Воздух из стакана вышел, и вода наполнила стакан. Делаем вывод: воздух занимает место.
Возьмите соломинку и опустите её в стакан с водой. Тихонько подуем в неё. Что вы наблюдаете? (Идут пузырьки, да это доказывает, что вы выдыхаете воздух.
Положите руку на грудную клетку, сделайте вдох. Что происходит? (Грудная клетка поднялась). Что в это время происходит с легкими? (Они наполняются воздухом). А при выдохе, что происходит с грудной клеткой? (Она опускается). А что происходит с нашими легкими? (Из них выходит воздух).
Делаем вывод: при вдохе легкие расширяются, наполняясь воздухом, а при выдохе сжимаются. А мы можем не дышать вообще? Без дыхания нет жизни.
Очень важно беречь деревья; деревья – наши самые большие друзья; без них не смог бы существовать человек и все живые существа.
Недаром говорят: “Леса – наше богатство”.
Весна : Ребята, а как люди одеваются весной (Раздаются карточки с одеждой дети рассказывают
Весна : Ребята, а вы хотите отправится в сказочный лес? Не за цветами, не за грибами, а за лесными чудесами!
Дети: Да.
Весна :Игра «Мы идём»(Включается запись “Пение птиц”) .
Весна : Вот мы и в лесу. Вслушайтесь ребята в голоса птиц; как они поют?
Весна : Ребята, а какие птицы приносят нам весну?
Дети: Весну приносят грачи!
Весна : А кто-нибудь знает пословицы и поговорки про птиц?
Ранний прилёт грачей, жаворонков – к тёплой весне.
Гуси высоко летят – воды будет много, низко - мало;
Увидел скворца – весна у крыльца;
Ранний прилёт журавлей – ранняя весна;
Грач на горе – весна на дворе;
Весна : Молодцы ребята. А какие птицы остаются у нас зимовать?
Дети: Голуби, вороны, воробьи, синицы, сороки, дятлы, совы…
Весна : Чем заняты птицы весной?
Дети: Птицы весной вьют гнёзда, чтобы отложить яйца, и из них появляются птенцы.
Весна :(Загадывание загадок про птиц; названные птицы показываются, выставляются на доску). Загадки про птиц.
Снегирь
Чернокрылый,
Красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды
- С первым снегом
Тут как тут!
(Снегирь)
Ласточка
Спереди - шильце, сзади - вильце,
Сверху - черное суконце,
Снизу - белое полотенце.
(Ласточка)
Сова
Днем спит, ночью летает.
(Сова)
Сорока
Трещала с самого утра: "Пор-р-ра! Пор-р-ра!"
А что пора? Какая с ней морока,
Когда трещит.
(Сорока)
Дятел
Что за кузнецы в лесу куют?
(Дятел)
Грач
Всех перелетных птиц черней,
чистит пашню от червей.
(Грач)
Кукушка
Кто на елке, на суку
Счет ведет: ку-ку, ку-ку?
(Кукушка)
Скворец
На шесте - дворец, во дворце - певец.
(Скворец)
Пальчиковая гимнастика
С наступлением весны,
Птицы прилетают.
Возвращаются скворцы,
Работяги и певцы.
А грачи у лужицы
Шумной стайкой кружатся.
Журавли летят торопятся,
А малиновка и дрозд,
Занялись устройством гнёзд.
Весна : Ребята, а какие животные после зимней спячки просыпаются весной?
Дети: Медведи, барсуки, ежи (животные выставляются на доске) .
Весна : А давайте с вами поиграем. (Дети встают в круг. Игра с мячом) .
Я буду называть взрослых животных, а вы называете их детёнышей.
У белки – бельчата; у зайца - зайчата; у волка - волчата; у медведя - медвежата; у лисы - лисята; у барсука – барсучата…
Весна : Ребята, а какие времена года помимо меня Весны вы знаете?
Дети: Зима, лето, осень.
Весна : Молодцы ребята. На этом наше путешествие по весеннему лесу заканчивается.
- Вам понравилось?
-А теперь посмотрите-ка! Какая весенняя картина-панно у нас получилось. Светит яркое солнышко лучистое, деревья стоят, птицы прилетели, животные проснулись и вышли.
Весна : Вам нравится?
Дети: Да.
Весна : Вручение медалей. На этом я должна попрощаться с вами.