Самофатова Татьяна Викторовна
Конспект занятия по экологии «Вода — источник жизни» (подготовительная логопедическая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Вода - источник жизни.
Цель: Познакомить детей со свойством воды выталкивать на поверхность легкие предметы. Дать детям представление, что разные предметы в зависимости от веса тонут или плавают. Развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с жидкостью, наблюдательность; совершенствовать внимание, память, логическое мышление; принимать игровую ситуацию и участвовать в ней. Воспитывать бережное отношение к воде, доброту, желание беречь природу.
Цель экспериментальной деятельности:
1. Учить проводить исследования.
2. Добиваться результатов.
3. Размышлять, иметь своё мнение.
Публикация «Конспект занятия по экологии „Вода — источник жизни“ (подготовительная логопедическая группа)» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2019
4. Обобщать результаты опытов.
Материалы и оборудование: глобус, запись дождя, изображение Капельки, медальки-капельки.
Для воспитателя: Два стеклянных стакана, два яйца, пиала с солью, чайная ложка. Льдинки.
На каждого ребё нка: 2 баночки, ванночка одна на двух детей, деревянные и стеклянные предметы (шарики), чайные ложки по количеству детей, гуашь, сахарный песок в пиале одна на двух детей, различные по весу предметы: деревянные, металлические, пластмассовые, резиновые, фартуки, тряпочки.
Ходнепосредственной образовательной деятельности.
1. Орг момент
Звучит запись дождя.
-Ой, ребята, что это там стучит? (дождь)
-А мне кажется, что кто-то стучит.
-Ой, кто к нам пришёл! (Капелька)
2. Сообщение темы.
-Жила-была Капелька, маленькая и смешная. После дождя она весело прыгала с листьев на цветы, с веток на траву. Её фигурка блестящая и прозрачная. В солнечный денё к лесные зверушки: зайчики, лисички, белочки смотрелись в неё, как в зеркало, а сегодня Капелька у нас в гостях.
3. Беседа о воде.
- Воспитатель: Ребята, как вы думаете, где она живёт?
- Да! В воде.
Вы, слышали о воде?
Говорят она везде,
Мы её не замечаем
Мы привыкли, что вода,
Наша спутница всегда.
-А где же вода живёт?
(Перед детьми ставлю глобус)
-Да, вода живёт в реке, в океане, в море.
-Давайте посмотрим на глобус. Каким цветом на глобусе вода?
Дети:- Синим!
Воспитатель: На нашей планете 4 океана, 30 морей, много рек, озёр. Как вы думаете, это много или мало?
Дети:- Много!
Воспитатель: А знаете ли вы, какая вода в море?
Дети: Солёная!
Воспитатель: Её можно пить?
Дети- Нет!
Воспитатель: А мы, какую воду пьём? Дети:- Не солёную! Воспитатель: Мы пьём пресную воду. Она находится в реках, прудах, озёрах. - А мы можем с вами пить воду сразу из реки, озера?
Дети: Нет, мы пьем ее уже очищенную из крана.
- А как вы думаете, почему нельзя пить воду сразу из реки?
Дети:- Потому что она там грязная, ее нужно очищать.
4. Рассматривание картин, слушание музыки.
Воспитатель - Посмотрите, ребята, я вам ещё покажу картинки, где же живет вода
(Картина о море)
- Ребята, посмотрите, что же мы с вами видим - море. А вы хотите послушать песенку моря. А сейчас представьте, что вы стоите на берегу моря и море с вами разговаривает. А потом расскажете капельке. Что же оно вам интересное сообщило.
(Дети слушают шум моря. Фантазии детей 2-х или 3-х.)
Воспитатель - Я еще вам хочу показать картинки, где живет вода. Посмотрите и скажите, это что такое здесь изображено?
Дети: Река.
Значит, что мы можем сказать, что вода живет не только в море, но и в реке. Посмотрите на следующую картину. Это что такое?
Дети: Водопад.
Воспитатель: Ребята послушайте, как шумит водопад
(Дети слушают шум водопада)
Шумно да! Когда вода падает с высоты, она создает такой шум.
Воспитатель: Ребята, а Капелька интересуется, знаете ли вы, кому нужна вода?
Дети: Деревьям, птицам, людям, животным, растениям.
Воспитатель: А нам с вами нужна вода в детском саду?
Дети: Да
Воспитатель: А для чего?
Дети: Умываться, мыть пол, готовить обеды, стирать, мыть игрушки, поливать цветы.
Воспитатель: Ребята, а ели бы не было воды.
Что произошло? Как вы думаете?
Да, ребята, без воды всё живое на свете погибнет. Вода – это жизнь!
Воспитатель: У воды великая забота – напоить всех обитателей Земли.
- Я предлагаю вам поиграть в игру “Вырастим цветы”.
5. Физкультминутка.
Вы будете семенами, а я хозяйкой.
- Я сажаю семена в землю. Ярко светит солнышко, на улице тепло. Я беру лейку с водой и поливаю семена. Они набухают и начинают потихоньку прорастать. Вот уже появились первые ростки. Они начинают тянуться вверх. Я ещё поливаю. Вот цветы подросли и раскрыли свои прекрасные бутоны. Как же красиво кругом, свежо и дышится легко и глубоко.
6. Экспериментирование.
- Дети, а вы знаете, что вода волшебная. С ней можно играть, проводить различные фокусы, опыты. Хотите поиграть с водой, с нашей гостьей Капелькой?
- Как вы думаете, что нам нужно для того, чтобы поэкспериментировать с водой? (Тазики, разные предметы, вода, фартуки)
Перед работой дети надевают фартуки под стихотворение.
Коль с водой имеем дело,
Рукава засучим смело.
Пролил воду не беда,
Тряпка под рукой всегда.
Фартук друг он нам помог,
И никто здесь не промок
- Тогда прошу за столы!
Опыт №1 «Тонет, не тонет».
Воспитатель: Перед вами ванночки с водой, а на подносе у вас различные предметы. Дети в ванночку с водой опустите предметы. Что мы видим? Дети: мы видим, что деревянные предметы не утонули, а железные утонули. Воспитатель: А скажите мне, что тяжелее железо или дерево?
Дети: Железо.
Вывод: Какое первое свойство воды мы с вами увидели? Вода выталкивает более легкие предметы, а тяжелые тонут.
Опыт №2
Воспитатель: Теперь возьмите баночку с водой и понюхайте, имеет ли она запах.
Вывод: Чистая вода не имеет запаха.
Чем пахнет газировка?
Опыт №3
Воспитатель: Ребята теперь в эту баночку с водой добавьте ложкой сахар и размешайте. Что мы видим?
Дети: Сахар растворился.
Вывод: В результате растворения в воде сахара получился раствор сладкий. Мы с вами обнаружили еще одно свойство воды - растворитель, но цвет воды при этом остается прозрачным.
Опыт № 4 Вода окрашивается.
Воспитатель: Ребята, а я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом? В баночку с водой, ложечкой немножко положите гуаши и размешайте. Посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? Дети: Да.
Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, какого цвета гуашь в неё добавили и растворили.
Воспитатель: У нас с капелькой для вас сюрприз. (Показывает льдинку)
- Как вы думаете что это?
- Как можно получить цветные льдинки? Вода на морозе превращается в лед.
Опыт № 6: А сейчас еще один фокус с водой. У воспитателя на столе два стакана с водой и два яйца. В одном стакане воспитатель растворяет 5 чайных ложек соли, а другой оставит так. Опустить в оба стакана яйца. Что происходит?
Дети: В соленой воде яйцо всплывает.
Вывод: В соленой воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли
-Ребята, давайте вспомним еще раз, что узнали мы о свойствах воды.
1. Вода выталкивает более легкие предметы, а тяжелые тонут.
2. Чистая вода не имеет запаха.
3. Вода является растворителем.
4. Вода может менять цвет, когда ее окрашивают.
5. На морозе вода застывает и превращается в лед.
6. В соленой воде легче плавать, потому что тело держит не только вода, но и соль растворенная в воде.
Ребята, вам понравилось проводить опыты?
- А что больше всего вам запомнилось? (Ответы детей).
- Капелька дарит вам на память своих подружек - “капелек”. Дружите с ними и берегите их! А ей пора отправляться к себе домой.