Кристина Морозова
Познавательно-исследовательский проект «Вода — источник жизни на Земле»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Вода — первый и любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни. И как только начинают хоть что-то понимать, принимаются за игры с водой.
Очень важно научить людей, и особенно детей, наше будущее поколение – бережному отношению к воде. Вода играет огромную роль в нашей жизни, она постоянная наша спутница.
Важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме. И мы должны создать условия для общения ребенка с природой и для посильной деятельности.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Вода — источник жизни на Земле“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2019
Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников. Огромная роль в организации этой проблемы отводят экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития.
Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, научить бережно и экономно относиться к воде. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Все это подчеркивает актуальность данного проекта.
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта: долгосрочный (январь 2019 по апрель 2019)
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Цель проекта: формирование у детей экологического мышления, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Задачи проекта:
формирование проектно-исследовательских умений и навыков;
выявить проблему;
самостоятельно искать нужное решение;
выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;
самостоятельно анализировать полученные результаты;
систематизировать знания об источнике жизни - о воде, о причинно-следственных связях экологического состояния Земли и жизнедеятельности человека;
продолжать расширять знания детей об условиях перехода воды из жидкого состояния в лед, превращение ее в снег, в твердое состояние;
дать элементарное представление о превращении воды в пар (ее переходе в газообразное состояние)
осознание ценности воды.
Гипотеза: если бы не было воды, то не было бы жизни на Земле.
Задачи для родителей:
принять посильное участие в проекте;
ознакомиться с образовательными задачами для детей;
педагогическое образование родителей в области воспитания экологического сознания ребёнка;
принять посильное участие по формированию предметно-развивающей среды к проекту (конструирование макетов водной среды - река, озеро, болото, море)
привлекать родителей к совместной деятельности (опыты по очистке воды в домашних условиях, экскурсии на родник, изготовление пособий, поделок, рисунков и т. д.)
Итоговое мероприятие: Изготовление макета - «Образование рек".
Предполагаемый результат:
усвоение детьми элементарных представлений о некоторых свойствах воды через экспериментирование. Презентация проекта.
повышенный интерес к НОД, содержащим демонстрационные опыты, элементы самостоятельного экспериментирования, к долгосрочным наблюдениям-экспериментам
развитие связной речи, умения выстраивать сложные предложения, делать выводы.
воспитание экологической культуры
бережное отношение к водным ресурсам
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап:
• создание проблемных ситуаций (актуализация знаний о воде, свойствах воды);
• консультации для родителей (ознакомить родителей с темой проекта, с проблемами, вставшими перед детьми);
• подготовка материалов и оборудования (загадки, пальчиковые игры, физкультминутки по данной тематике, иллюстрационный материал)
Основной:
Просмотр и обсуждение презентации «Что такое вода?»
Проведение НОД:
Познавательное развитие: «Вода в жизни человека», «Свойства воды», «Круговорот воды в природе», «Мерная чашка» (ФЭМП).
Художественно-эстетическое развитие: изготовление кораблика; лягушки в технике оригами;
лепка на тему: "Животные морей и океанов"; рисование "Золотая рыбка" в нетрадиционной технике, мыльной пеной; Инсценированные сказки "Снегурочка".
Речевое развитие: «Веселое путешествие на остров грамматики».
Чтение художественной литературы:
"Два ручья "- сказка шорцев
Г. -Х. Андерсен "Русалочка", "Заяц Коська и Родничок" Грибачёв,
"Как утка землю добывала" (сказка народов Сибири)
Отрывки из стихов А. С. Пушкина, Е. Баратынского
Рассматривание фотоиллюстраций различных водоёмов; репродукции картин русских и зарубежных художников (С. Щедрин "Набережная Санта-Лючия в Неаполе", Г. Сорока "Вид на плотину", Ф. Васильев" Болото в лесу", И. Левитан «Озеро», «Вечерний звон, «Над вечным покоем». И. Айвазовский" Девятый вал", «Чёрное море", В. Васнецов "Алёнушка".
Цель: обучать детей составлению связного рассказа по картине.
Беседа с детьми:
"Знакомство с системой водоснабжения"
- рассказать и показать детям на практике, откуда вода попадает в кран и куда уходит дальше.
"Чистая вода большого города"
- цифры и факты;
- рецепт чистой воды;
- чистая Нева - чистая Балтика;
-социальная ответственность.
«Вода на Земле"
- водоёмы нашей планеты;
- отличие морской и океанической воды от речной и озёрной;
- водоёмы болеют тоже, как и люди;
- свойства воды;
- в каком виде может быть вода;
- польза воды для человека;
- круговорот воды в природе.
Викторина: «А знаете ли вы, что. "
Самый большой из океанов – Тихий - занимает более трети поверхности Земли. Поэтому его ещё называют Великим. Но тихим его не назовёшь, - это самый бурный и непредсказуемый из всех океанов. Название "Тихий он получил с лёгкой руки Магеллана знаменитого мореплавателя, который первым пересёк его. Необыкновенно тихая погода стояла во время его99-дневного перехода через океан и навела его на мысль назвать океан "Тихий".
Самый маленький, самый спокойный, но зато самый холодный океан расположился на макушке Земли, вокруг Северного полюса. Он называется Северным Ледовитым.
Большую часть года океан дремлет, укрывшись толстым одеялом мощных плавучих льдов.
Самый тёплый океан - Индийский, назван потому так, что омывает Индию, которая в древние времена считалась самой сказочной, загадочной и диковинной страной у европейцев.
Второй по размерам океан - Атлантический, люди назвали его в честь Атланта - одного из самых сильных героев греческой мифологии. По преданиям на дне этого океана покоится легендарная Атлантида.
Одной из интереснейших тайн 20 века учёные назвали открытие подземных морей - огромных резервуаров пресной или солоноватой воды в пористых породах под пустынями. В пустыне Кара-Кум верхняя граница подземного моря находится на расстоянии 30 метров от поверхности земли, а в Сахаре-150-200метров. Подземные моря ещё мало изучены. Например, уровень их водной поверхности постоянно колеблется, но по какой причине и с какой периодичностью происходят подземные приливы и отливы - этого наука пока не знает.
Температура воды в океане зависит от глубины. Поверхностный слой самый тёплый, он согревается солнечными лучами. Этот слой называют зона солнечного освещения.
Тёплая вода из этой зоны перемешивается с водой более низких слоёв, тепло распространяется на следующий слой, который называется зона сумеречного освещения. Ещё ниже находится холодный тёмный слой, где вода почти неподвижна. В самых глубоких местах океана-во впадинах и желобах-вода совершенно ледяная,и свет там полностью отсутствует.
Исследования показывают, что на дне океана есть глубоководные долины, горные массивы, вулканы и гигантские впадины.
Все живые организмы, населяющие Мировой океан, разделяют на три большие группы:
-планктон - микроскопические водоросли и животные, свободно парящие в морских и океанических слоях
-нектон - рыбы и морские животные
- бентос - растения и животные, обитающие на дне океанов от прибрежной зоны до самых больших глубин.
Среди рыб и морских животных выделяют хищников и растительноядных.
Хищники: тунцы, дельфины-ловцы летучих рыб, меч-рыба-рекордсмен по скорости среди всех рыб и животных-до 109 км с в час, на 100-метровой дистанции.
Зубатый кит-кашалот-рекордсмен среди животных по нырянию (на глубину до 3 км) и отважный боец с гигантскими осьминогами-спрутами.
Усатый кит - самый большой хищник: средняя длина тела 24 м, вес-до 200 тонн (это вес 50и слонов)
Жители глубоководных районов - одни из самых удивительных существ на планете. Для привлечения добычи используют светящуюся приманку, имеют широко открытую пасть и растягивающийся живот. Это - кальмары, осьминоги, рыба-фонарик, большерот и рыба - удильщик.
Игровая деятельность (социально – коммуникативное, речевое, физическое):
Дидактические игры:
"Капитан укладывает чемодан"
Цель: развитие механической памяти.
Ход игры: воспитатель начинает рассказ: «Капитан укладывает в чемодан вещи. расчёску «Затем передаёт (кубик, палочку)другому игроку, и тот продолжает игру, повторяя :Капитан укладывает в чемодан расчёску, тапочки ".Следующий игрок добавляет свой предмет. Игра продолжается до тех пор, пока ряд не становится таким длинным, что его нельзя его уже воспроизвести.
"Кто быстрее соберёт"
Цель: развитие зрительно-моторной памяти.
Ход игры: Воспитатель произвольно раскладывает на столе предметы 5 шт. Кому - нибудь из детей завязывают глаза,и ребёнок должен с максимальной быстротой, но не более, чем за минуту, собрать вещи в том порядке,в котором их называет воспитатель. Можно поменять положение предметов, и их по очереди должны собрать другие игроки.
"Круги на воде"
Цель: развитие творческого воображения, активизация словаря.
Ход игры: когда в воду бросаешь камень, от него идут круги, чем дальше, тем больше. Так же и слово, запавшее в голову, может натолкнуть на массу ассоциаций, вызвать разные сравнения, воспоминания, представления.
Детям предлагается слово, например - лимон.
Это связано со словами на букву "Л": лиса, луна, ложка, лента, лентяй.
Можно назвать слова,начинающиеся на слог "ли": ливень, лиана, лилипут,лицо, лимонад.
За одну минуту подобрать рифмы к слову - лимон (батон, закон, кардамон, одеколон)
Придумать слова, которые начинаются с букв, слово-лимон. (л-лето,и-игра,м-может,о-олень,н-няня)
Можно из придуманных слов сочинить смешную фразу (летом олень может играть с няней)
Опытно – экспериментальная деятельность:
1. Опыт: «Вода не имеет формы, вкуса, запаха и цвета»;
2. Опыт: «Скорость растворения»;
3. Опыт: «Вода может изменить свой цвет»;
4. Опыт: «Круговорот воды в природе».
Цели: расширить знания детей о значении воды в природе; развивать социальные навыки; умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение других прививать бережное отношение к воде.
1. Опыт «Круговорот воды в природе»
Оборудование: плакат "Круговорот воды в природе", иллюстрации по теме "Вода".
Рассматривание плаката. Вся вода в природе не стоит на месте, она постоянно движется и не только течёт из ручейков в реки, из рек в моря и океаны, но и делает огромный круг.
Из влажной земли поднимается в виде пара вверх и превращается во что? (облака, а они собираются в тучи)
Потом вода в виде дождя падает на землю и этот процесс повторяется.
2. Опыт: «Скорость растворения»
Оборудование: электрический чайник, стекло.
Сейчас мы с вами нальем в чайник воды и поставим его нагреваться, а сами будем следить, что будет происходить с водой.
-во что превращается вода? (в пар)
теперь к носику чайника поднесём сухое стекло
-что мы видим? (капельки воды на стекле)
-откуда они здесь взялись? (пар превратился в воду)
Вот так и в природе происходит превращение воды из одного состояния в другое.
3. Опыт «Вода может изменить свой цвет»
На прогулке
- Какие состояния воды вы знаете?
- Жидкое и газообразное
- А сегодня мы свами увидим третье состояние воды.
- Для этого подкрасим воду разноцветными красками и нальём её в формочки, шарики.
Оставим наши изделия на ночь, а завтра посмотрим, что получилось.
Следующий день: что произошло с нашей водой? (она замёрзла и превратилась в лёд)
Какое же третье состояние воды? (твёрдое)
А что можно сказать о форме воды? (вода не имеет формы, а принимает форму того предмета в котором находится.)
Что можно сказать о цвете воды? (вода не имеет цвета - она прозрачная, если её подкрасить, то она принимает цвет той краски, какую взяли)
- Имеет ли вода запах? (нет, вода не пахнет)
- А если в воду попадёт бензин, чем она будет пахнуть? (бензином)
- А если в воду бросать всякий мусор, будет наша вода без запаха и прозрачная? (нет)
- Пригодна ли вода к пользованию, если она грязная?
- О чём мы должны задуматься?
4. Опыт: «Вода не имеет формы, вкуса, запаха и цвета»
Посадка лука
Цель: показать, что вода нужна всему живому на земле, прививать бережное отношение к воде.
В процессе роста наблюдать за растениями и во время поливать.
Итоговое занятие: изготовление макета "Образование рек".
Цели: расширение и закрепление знаний детей по теме: "Вода - источник жизни на Земле"
-показать детям, как образуются реки.
Оборудование: тонкий лист прозрачного полиэтилена, цветной пластилин, широкий таз и кувшин с водой".