Лариса Абакумова
Конспект занятия по экологии «Мир лекарственных растений»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад комбинированного вида № 3 станицы Вознесенской муниципального образования Лабинский район
Конспект
Непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию
На тему: «Мир лекарственных растений» для детей логопедической группы
Воспитатель:
Абакумова Л. М.
ст. Вознесенская
2015 год
Образовательная область:познавательное развитие
Публикация «Конспект занятия по экологии „Мир лекарственных растений“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Конспекты занятий
- Растения. Изучаем мир растений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Вид деятельности:непосредственная образовательная
Возрастная группа :старший дошкольный возраст
Тема: «Мир лекарственных растений»
Цель. Актуализировать знания детей о растительном мире.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
- Закрепить знания детей о лекарственных травах, об их целебных свойствах;
- Формировать умение классифицировать растения по лечебным свойствам, умение составлять описательный рассказ,выделять основные свойства и особенности строения растений, формировать умение образовывать относительные прилагательные.
Развивающие задачи:
- Развивать логическое мышление, умение отгадывать загадки,
- Развивать познавательный интерес к природе родного края;
Воспитательные задачи:
- Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;
- Воспитывать умение слушать ответы детей, дополнять их.
Предварительная работа: наблюдения за растениями, беседы, игры, рассматривание энциклопедий.
Материалы и оборудование : мяч, картинки с изображением лекарственных растений, разрезные картинки, костюм совы, письмо от «Совы», бумажные ромашки, карандаши, медали, мультимедийное оборудование для просмотра слайдов.
Ход деятельности.
Слайд1.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей сегодня. Давайте поздороваемся.
Слайд2. Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро»
Доброе утро солнцу и птицам
Доброе утро улыбчивым лицам.
Воспитатель: А сейчас улыбнитесь друг другу и подарите свои улыбки гостям.
Слайд3. Воспитатель:Ребята, к нам в детский сад в нашу группу прислали письмо. Давайте посмотрим от кого оно! От Совушки-совы, умнейшей головы из леса. А вам интересно, что в нем?
Воспитатель: Давайте его откроем! Она пишет, что приболела, что у нее болит горло, кашель и высокая температура и просит нас раздобыть для нее лекарства. Для этого Совушка предлагает отправиться нам в волшебную страну. А куда именно не разборчиво написано. Но, здесь есть загадка, которая нам поможет узнать, куда же мы отправимся. Ребята, отгадайте загадку:
Есть растения такие,
Они вовсе не простые.
Если что-то заболит,
Эта травка исцелит!
Слайд4. Дети: лекарственные растения.
Воспитатель: Догадались, в какую страну нас приглашает тётушка Сова?
Дети: страна лекарственных растений.
Воспитатель: Но прежде, чем мы отправимся в путешествие, я хочу проверить, знаете ли вы что-то о лекарственных растениях.
Слайд5. Воспитатель: Давайте встанем и поиграем в игру «Я мяч бросаю, а ты лови и правильно говори!»
Дети стоят по кругу, в центре – воспитатель. Воспитатель бросает мяч и задаёт вопросы детям.
Воспитатель: Что такое лекарственные растения?
Слайд 6. Дети: Растения, которые лечат разные болезни.
Воспитатель: Для чего используют лекарственные растения?
Слайд7. Дети: Для лечения разных болезней, для купания, для приготовления кремов, шампуней, зубных паст.
Воспитатель: Почему подорожник так назвали?
Слайд8Дети: Потому что он растет вдоль дорог.
Воспитатель: Где можно собирать лекарственные растения?
Слайд9. Дети: Можно собирать в лесу, у рек, в огороде на грядках.
Воспитатель: Какое растение узнает и слепой?
Слайд10. Дети: Крапива.
Воспитатель: Какие растения лечат простуду?
Слайд11. Дети: Мать – и – мачеха, ромашка, календула.
Воспитатель: Какое лекарственное растение очень ядовитое?
Слайд12. Дети: чистотел.
Воспитатель: Как в народе называют календулу?
Слайд13. Дети: Ноготки.
Воспитатель: Какую часть цикория используют для настоя?
Слайд14. Дети: Корень.
Воспитатель: Почему одуванчик называют природными «часами»?
Слайд15. Дети:потому,что цветы раскрываются с восходом солнца, а с наступлением вечера закрывают свои лепестки.
Воспитатель: Вы готовы отправиться в путешествие? Но я вас должна предупредить, что путешествие будет не простым, впереди вас ждут сложные задания! За каждое выполненное задание мы будем получать лекарственное растение, которое сможет помочь болеющей Совушке. Справимся?
Дети: да!
Воспитатель: Молодцы ребята! Путешествие наше начинается, а поедем мы туда на нашем паровозике «Букашка». Слайд16.(разминка «Провоз Букашка). И первая остановка «Лесная поляна» Слайд17, где и собирают лекарственные растения. Слайд18. Ой, но что это впереди? Почему ничего невидно? Туман. Чтобы он рассеялся, нам нужно будет выполнить первое задание. Отгадать загадки:
Слайд19.
Каждый лист мой любит тропки у обочины дорог,
Он однажды людям добрым раны вылечить помог (подорожник). Слайд20.
Слайд21. В поле сестрички стоят, желтые глазки на солнце глядят,
У каждой сестрички – белые реснички (ромашка). Слайд22.
Слайд23.
Злая как волчица, жжётся как горчица
Что это за диво? Это же … (крапива). Слайд24.
Слайд25
Такого модника как этот, ещё не видела земля,
Он очень любит среди лета, в пуховой шапке щеголять. (одуванчик)Слайд26.
Слайд27. Травка очень душиста, ароматные листья.
Поскорей собирай и заваривай чай!
А найдёшь возле хаты, называется –. (мята). Слайд28.
Слайд29. Выпускает он листы широченной широты.
Держатся на стеблях крепких сто плодов шершавых, цепких:
Если их не обойдёшь -на себе их все найдёшь. (лопух, репейник).Слайд30.
Слайд31.
Для кофе отдаст он сушеный свой корень,
Цветок голубой – придорожный … (цикорий). Слайд32.
Слайд 33.
Если травку ты сорвешь,
Руки, знай, не ототрешь.
Доктор всех аптечных дел,
Лечит ранки? (Чистотел).Слайд34.
Вот еще одна загадка:
Слайд35. Я совсем не царапучий, и не жгучий, не колючий.
На ромашку я похож, но оранжевый и что ж?
Вот когда я отцвету, ноготками обрасту. (Календула, ноготки). Слайд36.
(после каждой загадки можно задать дополнительный вопрос о каждом из растений).
Воспитатель: Молодцы, ребята. А чем календула отличается от всех предыдущих растений?
Дети: календула не растет в дикой природе.
Воспитатель: вот наша первая награда!Слайд37. Идем дальше? А вот и следующее задание:
Бесценна Кубанского леса краса,
Зеленое золото - наши леса.
Чтобы сохранить эту красу,
Мы соблюдаем правила поведения в лесу:
Слайд38.
Дети:
1) Не рубить живые растения и кустарники;
2) Не разводить костры под деревьями;
3) Не оставлять мусор в лесу;
4) Не разорять гнезда птиц;
5) Не рвать цветы;
6) Не брать домой детенышей животных
Воспитатель: Ребята, а какие правила нужно соблюдать собирая лекарственные растения?Слайд39.
Дети:
1) Собирать растения необходимо в меру, оставляя часть в природе для размножения.
2) Срезать и собирать нужно только ту часть растения, которая является целебной.
3) Необходимо помнить о том, что некоторые растения ядовиты, поэтому нельзя собирать их без взрослых.
4) Нельзя собирать растения вблизи дорог, автомагистралей, так как они
впитывают в себя вредные вещества.
Воспитатель: И с этим заданием справились. Наша награда!Слайд40.
Ребята, на лесной поляне очень много лекарственных растений, и, Совушке хочется, чтобы вы нашли их и придумали описание для них. Слайд41. Давайте поиграем в игру «Угадай по описанию» (Д/И Угадай по описанию. Ребенок находит карточку с изображением растения и называет основные признаки, которые помогут остальным отгадать и назвать этого растение.)
Вы согласны?
Дети: Да!
Слайд42.
Воспитатель: Молодцы! Слайд43. Продолжим наше путешествие. Все на паровозик! Слайд44. Следующая остановка приглашает нас посетить «Зелёную аптеку». (Дети рассматривают рисунок).
Воспитатель: А что такое аптека? Слайд45.
Дети: Это где продают лекарства, таблетки, витамины, мази, бинты, вату …
Воспитатель: Правильно! А что же такое «Зеленая аптека»? Как вы думаете?
Дети: Наверное, там продаются лекарственные травы. Слайд46.
Воспитатель: Да! Совершенно верно! И вот четвертоезадание для вас:Слайд47.
Совушка просит вас навести порядок на полочках, где стоят различные травы. Растения нужно распределить так: слева – от простуды, справа - для лечения ран и бородавок, в середину растения настои которых добавляют в шампуни, все остальные - внизу. (работают с картинками).
(крапива, календула, подорожник, одуванчик, репейник, ромашка, цикорий, чистотел, мята).
Воспитатель: Молодцы ребята!Слайд48. Наша награда. А теперь следующее задание. Слайд49. Нужно собрать изображения лекарственных растений, для этикеток на лекарства, которые разлетелись на мелкие кусочки и назвать растение. (Д/И «Собери и назови» : собрать изображение растения из частей).
Воспитатель: Молодцы! Слайд50. Наша награда. Вот осталось последнее задание от совы: очень Совушке хочется знать как мы, люди, используем лекарственные растения в своей жизни. Д/И «Из чего какой?» Слайд51.
Воспитатель: Мед из цветков одуванчика? Слайд52.
Дети: Одуванчиковый
Воспитатель: Щи из крапивы? Слайд53.
Дети: Крапивные
Воспитатель: Зубная паста с добавлением мяты? Слайд54.
Дети: Мятная.
Воспитатель: Настой из цветков ромашки? Слайд55.
Дети: Ромашковый.
Воспитатель: Масло, настоянное на корнях репейника? Слайд56
Дети: Репейное.
Воспитатель: Замечательно! Слайд57. Нужно забрать последнюю награду. Подошло к концу наше путешествие, возвращаемся домой. Слайд58 (разминка «Паровоз Букашка).
Рефлексия. Воспитатель: Вот мы и дома. Давайте вспомним, чем мы занимались, какие задания выполняли? (ответы детей). Какое задание вам запомнилось больше всех?
Воспитатель: Ребята, понравилось вам наше путешествие? Слайд59. Перед вами лежат ромашки и если вам понравилось, то нарисуйте ромашке улыбку, а если нет, то пусть она останется без улыбки.
Слайд60.
Ребята, мы собрали лекарства для Совы. Надо ей их отдать. Но как?
Появляется Совушка, хвалит и благодарит детей за помощь. Дарит ребятам медальки.
Воспитатель: Вот и сюрприз: медали, которые вы честно заработали.
Слайд61.