Виктория Ненашева
Методическое пособие для детского сада «В царстве лекарственных растений»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
Введение ….2
Пояснительная записка…. 3
Задачи методического пособия….4
Формы и методы обучения…4
Конспекты занятий на прогулке:
1. Тема: «Наблюдение за вьюнком»…6-7
Дополнительный материал к теме №1….7-12
2. Тема: «Наблюдение за подорожником» (занятие первое…. 13-15
3. Тема: «Наблюдение за подорожником» (занятие второе….16
Дополнительный материал к темам №№ 2,3…. 17-21
4. Тема: «Крапива»….22-23
Дополнительный материал к теме № 4…24-29
5. Тема: «Чистотел»…30-32
Дополнительный материал к теме № 5…32-34
6. Тема «Ромашка аптечная»….35-37
Публикация «Методическое пособие для детского сада „В царстве лекарственных растений“» размещена в разделах
- В мире растений. Игры, дидактические пособия
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Игры, дидактические пособия
- Растения. Изучаем мир растений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Дополнительный материал к теме № 6…37-38
7. Тема: «Календула»….39-40
Дополнительный материал к теме № 7 …41-46
8. Тема: «Наблюдение за пижмой»…. 47-48
Дополнительный материал к теме № 8…49
9. Тема: «Знакомство с мятой»….50-51
Дополнительный материал к теме № 9…. 51-52
10. Тема: «Наблюдение за одуванчиками»….53-55
Дополнительный материал к теме № 10….55-63
11. Тема: «Наблюдение за тысячелистником»…64-65
Дополнительный материал к теме № 11….66-69
12. Тема: «Знакомство с лечебными свойствами полыни»…. 70-72
13. Тема: «Клевер»…73-76
Дополнительный материал к теме № 13….76-79
14. Тема: «Лопух или репей»…. 80-82
Дополнительный материал к теме № 14….82-87
15. Тема: «Пастушья сумка»…88-89
Дополнительный материал к теме № 15…89
Стихи о лекарственных растениях…. 90-104
Загадки….105-119
Кроссворд №1…110
Кроссворд №2…111
Дидактические игры…112-115
Интеграция образовательной области «Художественное творчество»….116
Пословицы и поговорки…117-118
Анкета «Экологическое воспитание детей»…119
Список используемой литературы….120
Введение
Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего
мир природы с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,
вечный источник детского разума.
В. Сухомлинский
Актуальность экологического образования детей в дошкольном возрасте состоит в том, что именно в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. И заложить любовь к природе, к окружающему миру можно только в дошкольном возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представление и взгляды человека на окружающее необычно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования. Это способ воздействия на чувства детей, их взгляды и представления. Дети учатся понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. На территории нашего детского сада в естественных условиях произрастает много лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили изучить лекарственные растения, которые произрастают на участке детского сада.
Большое значение в экологическом воспитании личности занимают наблюдения, благодаря которым дети знакомятся с многообразием природного мира и наблюдают за явлениями природы.
Экскурсии также важны для накопления знаний об особенностях природы родного края и ориентирования на местности: умение находить взаимосвязи в природе, наблюдать народные приметы, предсказывать последствия деятельности человека, как благоприятной, так и негативной. Во время наблюдений дети учатся взаимодействовать с окружающим миром.
Разумеется, экологическое развитие детей в саду будет особенно эффективным, если оно взаимосвязано с экологическим воспитанием в семье. Поэтому педагоги должны побуждать родителей к созданию благоприятных условий для эколого-развивающей среды в домашних условиях. Приобретенное в детстве умение видеть растения, их красоту, простоту; умение узнавать в простой травке под ногами – лекаря и помощника – вызывает глубокий интерес, расширяет знания детей и может в будущем привести их в науку. Лечь в основу изучения ботаники и биологии. А также ведет к активизации познавательной активности через новый объект среды.
Конкретные знания о растениях у детей можно образовывать только на основе их чувственного опыта – восприятия всеми органами чувств. Что способствует развитию сенсорных процессов, логического мышления и речи. Особенно большое значение для развития мышления и речи имеет наблюдение за растениями.
Пояснительная записка
Данное методическое пособие предназначено для воспитателей и родителей среднего и старшего дошкольного возраста.
В методическом пособии предоставлены занятия-наблюдения, стихи, загадки, рассказы, игры, кроссворды о лекарственных растениях.
Занятия и дополнительный материал направлены на то, чтобы дать ребенку знания о лекарственных растениях, об их пользе в жизни человека и животных. Также занятия способствуют привитию у ребенка любви и интереса к окружающему миру, развивают наблюдение и память, обогащают словарный запас детей.
В занятиях предусмотрены рассматривания иллюстраций и художественное творчество, беседы и наблюдения, заучивание стихотворений и логическое мышлений.
Актуальность: Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.
На территории нашего детского сада в естественных условиях произрастает очень мало лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили, изучить лекарственные растения которые произрастают на фитоогороде ДОУ, вырастить полезные растения, которые принесут пользу, будут воздействовать на чувства детей, их сознание, взгляды и представления.
Забота о здоровье ребёнка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы.
Исследованиями отечественных и зарубежных учёных установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Нам необходимо было вызвать интерес к оздоровлению собственного организма силами природы.
Наблюдая и рассматривая растения в группе, на улице, и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах.
Поэтому и возникла идея создать пособие, в котором будет собрана вся информация касающаяся лекарственных растений.
Задачи методического пособия
1. Образовательные
познакомить детей со свойствами, внешним видом и местом произрастания лекарственных растений.
продолжать формировать представления детей о растениях, как о живом организме.
закрепить представление о правилах сбора лекарственных растений;
уточнить и закрепить знания детей об уже знакомых растениях и их свойствах.
учить анализировать и делать выводы.
2. Развивающие
продолжать развивать наблюдательность и интерес у детей.
развивать мышление, память, активировать речь.
3. Воспитательные
продолжать прививать и воспитывать любовь к растительному миру.
воспитывать заботливое отношение к растениям
Формы и методы обучения
Все занятия даются в форме бесед и просмотром иллюстраций. В проведении занятий используются формы коллективной работы. Для этого используются следующие формы и методы занятий:
экскурсии по участку,
экологические игры,
практические занятия,
наблюдения,
беседы,
исследовательская деятельность,
художественное слово и другие.