Анна Куликова
Проект «В царстве лекарственных растений»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : поисково – исследовательский.
Продолжительность: средний срок.
Сроки проведения: апрель-октябрь.
Участники: дети, родители, воспитатели.
Возраст : от 3 до 7 лет.
Цель: Формирование знаний о растительном мире, о мире лекарственных растений; определить готовность ребенка помогать и заботиться о природе; сформировать представления о новых лекарственных растениях; составить своеобразную копилку названий лекарственных растений, с его назначением, включение родителей в процесс экологического воспитания дошкольников, формирование единой экологически воспитывающей среды; знакомство с правилами сбора лекарственных трав; познакомить детей с уходом за лекарственными растениями; ознакомление с произведениями художественной литературы экологической направленности; обогащение детей знаниями, побуждение в детях желания беречь природу; уметь находить лекарственное растение по словесному описанию; закрепить знания детей о съедобных и ядовитых растениях; развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка — дошкольника в процессе общения с природой; развитие критичности мышления, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем; систематизировать и закрепить знания детей о растениях нашего края.
Публикация «Проект „В царстве лекарственных растений“» размещена в разделах
- В мире растений. Проекты
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Проекты
- Проекты
- Растения. Изучаем мир растений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Задачи: 1. Познакомить детей с лечебными свойствами растений, произрастающих на территории детского сада, уметь их различать и называть.
2. Продолжать работу по обогащению природоведческого, обществоведческого словаря детей. Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.
3. Совершенствовать фонематический слух; добиваться четкого произношения звуков, слов.
4. Воспитывать экологическую культуру у детей дошкольного возраста во взаимодействии двух образовательных сфер - семьи и детского сада.
5. Включить родителей в процесс экологического воспитания дошкольников.
Актуальность: Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.
На территории нашего детского сада в естественных условиях произрастает очень мало лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили вырастить полезные растения, которые принесут пользу не только визуально наблюдаемую, но и будут воздействовать на чувства детей, их сознание, взгляды и представления.
Объект исследования: лекарственные растения, произрастающие на территории детского сада. Проект ориентирован на практическую деятельность детей на участке детского сада, который предусматривает разведение на экологической тропе зоны лекарственных трав.
Методы исследования:
• исследовательские: опыты, вопросы проблемно-поискового характера, наблюдения;
• наглядные: картинки с изображением лекарственных трав;
• словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей;
• ароматерапия: чаепитие, вдыхание аромата трав;
• слушание музыки; различные виды игр.
Обеспечение: уголок лекарственных трав на экологической тропе станция «Айболит».
Предполагаемый результат: 1. сформированные знания о лекарственных растениях и потребности в их применении при необходимости.
2. навыки использования этих растений в лечебных целях,
3. умение обобщать собственный опыт исследовательской работы в творческой деятельности.
4. бережное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека
Продукт проекта : 1. Именная книга лекарственных растений;
2. Создание гербария лекарственных растений;
3. Каталог загадок, стихотворений о лекарственных растениях.
1 этап. Разработка проекта :
1. Довести до участников проекта важность данной проблемы.
2. Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, иллюстративный материал по теме «Лекарственные растения».
3. Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, познавательной деятельности.
4. Подобрать материал для изобразительной и продуктивной дея-тельности детей.
5. Составить план мероприятий.
2 этап. Практический.
План мероприятий
Виды деятельности Мероприятие Задачи
Занятия
По лепке
По рисованию
По аппликации
По конструированию
По математике
По развитию речи
По ознакомлению с окружающим закреплять представления детей о лекарственных растениях; обогащать словарь;
совершенствовать умение лепить цветы, плоды лекарственных растений; закрепить умение пользоваться кистью и карандашом; научить различным способам рисования, развивать мелкую моторику руки
Беседы “Кто любит цветы, тот не может быть злым”, “Что где растет, когда цветет”, «Расскажите детям о лекарственных растениях», «Лекарственные растения», «Какие болезни лечат лекарственные растения», «Какие бывают лекарственные растения?» Познакомить с разнообразием лекарственных растений, способом их сбора и сушки, дать знания о том какие болезни лечат растениями
Просмотр презентаций «Алоэ», «Календула», «Зеленая аптека», и тд Закреплять с помощью презентаций полученные на занятиях и в играх знания о лекарственных растениях.
Игры «Узнай по описанию». “Цветы и ветерок”, “Цветок-имя”, “Садовник у нас на участке”, “Бал цветов”, “Мама, папа, я - моя цветочная семья”.
«Съедобное - несъедобное».
Викторина “Знатоки целебных трав”
1. “Лекарственное растение нашего региона”
2. “Планета целебных растений”
3. “Растения- помощники человека” Закреплять в игре знания, полученные в других видах деятельности
Опыты и наблюдения; моделирование 1. “На участке ищем полезные растения”
2. “Где лучше посадить растения?”
3. “Наблюдаем, как растет подорожник” Развивать наблюдательность, опытническую деятельность
Кружок «Юные огородники» Посадка лука, фасоли, картофеля, зерновых культур, рассады цветов, наблюдение за веточками сирени и тополя, наблюдение за ростом и развитием семян и плодов Формировать бережное отношение к природе, развивать познавательную деятельность детей, учить различать и называть растения, развивать навыки выращивания растений, воспитывать интерес к труду
Чтение художественной литературы 1. В. Бианки “О травах”
2. Р. А. Кудашева “Песенка долгой жизни”
3. Б. Заходер. Этюд “Дождик и зернышко”
Музыка 1. Ю. Антонов “ Не рвите цветы”
2. В. Моцарт “Цветы”
3. П. И. Чайковский “Цикл времена года”, “Вальс цветов”
4. Ю. Чичков “Волшебный цветок” “Это называется природа”
5. М. Протасов “Одуванчики”
Работа с родителями
Информация в родительском уголке о начале работы над проектом, приглашение к участию. Размещение справочной информации по тематике бесед и занятий с детьми. Создание вместе с детьми именной книги лекарственных растений. Выпуск «Экологического Вестника» по теме проекта.
Приложение №1
Диагностика уровня развития детей в рамках проекта
«В царстве лекарственных растений»
1. Какие растения называются лекарственными?
2. Какие растения лечат?
3. Знаешь ли ты правила сбора лекарственных растений?
(когда, как собирают, как сохраняют и т. д.).
4. Знаешь ли ты правила поведения в лесу?
5. Имеет представление о лекарственных растениях, умеет различать и называть их.
6. Знает простейшие способы использования некоторых растений для лечения человека.
7. Проявляет чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.
Достигнутый результат: В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. Мы собрали материал о лекарственных растениях нашего края. Родителями совместно с детьми была оформлена именная книга по лекарственным растениям Волгограда и Волгоградской области. «Именная книга» иллюстрируется детскими рисунками, гербарием.
В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия лекарственных растений, то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Научились работать с некоторыми видами природного материала. Познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала.
Проект представлен настоящим описанием и приложением, состоящим из конспектов занятий, бесед. Игр, опытов, наблюдений, художественной литературы, работы с родителями, диагностики знаний детей, гербария лекарственных трав, альбома видов лекарственных трав, именной книги лекарственных трав составленного родителями и детьми.
Список использованной литературы
1. Зеленые сказки. Т. А. Шорыгина Москва Прометей Книголюб 2003
2. Цветы. Какие они? Т. А. Шорыгина. Серия «путешествие в мир природы. Развитие речи». Москва 2002
3. Юный эколог. С. Н. Николаева. Серия в помощь воспитателю и педагогу. Издательство «Мозаика – Синтез» 2002.
4. Методика экологического воспитания в детском саду. С. Н. Николаева. Москва «Просвещение» 2001.
5. Методическое пособие к программе «Зеленая тропинка» Москва «Просвещение» 2001.
6. Зеленая тропинка. А. А. Плешаков Москва «Просвещение» 2002
7. Учим детей наблюдать и рассказывать. Н. В. Елкина, О. В. Мариничева. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития» 1997.
8. Игровые экологические занятия с детьми. Л. П. Молодова Минск «Асар» 2001
9. Экологические занятия с детьми 6-7 лет Т. М. Бондаренко Воронеж. ТЦ «Учитель» 2002.
10. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Цветущая весна. Травы.» О. А. Скорлупова Москва 2006
11. Прогулки в детском саду. И. В. Кравченко, Т. Л. Долгова. ТЦ «Сфера» Москва 2009
12. Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах. Санкт – Петербург. Детство- Пресс 2009.