Светлана Полищук
Конспект занятия в подготовительной группе «Составление описательного рассказа об осени с помощью мнемотаблицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Составление описательного рассказа об осени
с помощью мнемотаблицы».
Занятие по развитию связной речи
Возрастная группа : подготовительная к школе группа.
Форма организации: подгрупповая.
Тип НОД: обобщения и систематизации знаний.
Цель: учить составлять описательный рассказ.
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
• уточнение представления об осени и ее приметах;
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Составление описательного рассказа об осени с помощью мнемотаблицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
• актуализация знаний об основных признаках и явлениях природы осенью;
• закрепление и активизация словаря по теме.
Коррекционно-развивающие задачи:
• развитие слухового, зрительного внимания, памяти, мышления;
• развитие навыка ориентировки в пространстве;
• развитие умения согласовывать речь с движением;
• развитие связной речи;
• развитие навыка работоспособности с помощью смены видов деятельности, целевых установок.
Коррекционно-воспитательные задачи:
• формирование личностных качеств ребё нка: доброжелательность, активность, самостоятельность;
• воспитание чувства любви к природе.
Оборудование: мультимедиа, муляж дерева, мнемоквадраты, мнемотаблицы.
Ход непосредственно образовательной деятельности
I. Организационный момент.
1. Введение в тему.
- Отгадайте загадку и постарайтесь её запомнить.
Листья желтеют,
С деревьев слетают,
Прячутся звери в лесу.
Ветер холодный всех продувает,
Тучи нам дождик несут.
Солнце хоть светит,
Но всё же не греет.
Не зеленеет трава.
Птицы все в стаи собрались скорее.
- Что за пора к нам пришла? (Осень).
СЛАЙД №1 (В гости к Осени)
II. Основная часть.
1. Сообщение темы и цели.
- Сегодня мы отправимся в гости к осени, вспомним признаки осени и составим рассказ об этом прекрасном времени года.
2. Активизация внимания.
Уточнение последовательности смены времен года
ОБРАЩАЕМСЯ К ДЕРЕВУ
-Ребята, а в любое время года дерево выглядит так, как сказано в загадке? (Нет. Летом оно зелёное, зимой оно голое, весной на дереве набухают почки и появляются цветочки).
3. Беседа об осени.
- После какого времени года наступает осень? (После лета).
- Какое время года будет после осени? (Зима).
-Посмотрите на картинки и скажите, какая бывает осень? (Осень бывает разная : ранняя, золотая, поздняя).
СЛАЙД №2 ПОКАЗ КАРТИНОК ОСЕНИ
-А почему она бывает разной, какие осенние месяцы вы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
-В сентябре какая осень? (Ранняя).
-В октябре какая осень? (Золотая, середина осени).
-В ноябре какая осень? (Поздняя, холодная, конец осени).
-Какая сейчас осень? (Поздняя).
-Сейчас мы с вами повторим признаки, о которых говорилось в загадке.
-На дереве есть листочки-подсказки, мы будем их находить, срывать и называть признак.
-Найдите картинку осеннего неба.
-Какое небо осенью? (Небо осенью серое, низкое, пасмурное).
-Какое солнце осенью? (Осенью солнце бледное, тусклое, меньше греет).
-Какие осадки выпадают осенью? (Дождь, снег).
-Звуки чего вы слышите?
-Какие дожди осенью?
-Послушайте шум, что это? (Ветер).
-Какой ветер дует осенью? (Холодный)
-Что происходит с листьями на деревьях осенью? (Осенью листья желтеют, становятся багряными, засыхают и опадают).
-Послушайте, кто издаёт эти звуки?
-Как ведут себя птицы? (Осенью птицы собираются в стаи и улетают на юг).
-Найдите картинку с изображением животных.
-Что делают животные осенью? (Готовятся к зиме).
-Каким трудом занимаются люди осенью? (Убирают урожай овощей и фруктов).
Найдите картинку с изображение овощей и фруктов.
СЛАЙД № 3
4. Составление рассказа по мнемотаблице.
-Присядьте за столы. У каждого из вас на столе лежат таблицы и картинки в корзинках.
-Мы с вами сейчас составим рассказ об осени с помощью картинок и таблицы.
СЛАЙД №4 (первая картинка)
- Посмотрите, какая картинка первая в нашем рассказе. Найдите её и положите первой в таблицу по порядку.
-Что на ней изображено? (Буква О, стрелка и буквы С, О, Н).
-Буква О обозначает слово осень, стрелка - длится, цифра 3 - три осенних месяца, с – сентябрь, о - октябрь, н - ноябрь
-Давайте составим предложения по первой картинке. (После лета наступила осень. Она длится три месяца: сентябрь, октябрь и ноябрь).
СЛАЙД №4 (вторая картинка)
-Найдите картинку с изображением солнца и месяца.
-Эта картинка будет второй.
-Что обозначают солнце и месяц? (День и ночь).
-Составим предложение про длительность дня и ночи осенью. (Дни становятся короче, а ночи длиннее).
СЛАЙД № 4 (третья картинка)
-Посмотрите, какая картинка третья, найдите её и положите третьей по порядку.
-Что на ней изображено? (Солнце и тучи).
-Давайте составим предложения об осеннем небе и солнце. (Солнце светит, но не пригревает. Небо затянули серые тучи).
СЛАЙД № 4 (четвёртая картинка)
-Найдите четвёртую картинку, поставьте её на своё место.
-Расскажите, что на ней видите? (Тучи, дождь, грязь, лужи).
-Какие предложения можно составить по картинке? (Часто идут дожди. На земле лужи и грязь.)
СЛАЙД № 4 (пятая картинка)
-Найдите следующую картинку.
-Расскажите, что на ней видите? (Дерево гнётся, термометр).
-Почему дерево наклонилось? (Дует сильный ветер).
-Что мы можем узнать по термометру? (Температуру воздуха).
- Составьте предложения. (Дует сильный ветер. Стало холодно.)
СЛАЙД № 4 (шестая картинка)
-Какая картинка будет следующая? (О листьях)
-Найдите её.
-Составьте по ней предложение. (Листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают.)
СЛАЙД № 4 (седьмая картинка)
- Найдите следующую картинку.
-Составьте предложения по ней. (Животные и птицы готовятся к зиме. Перелётные птицы улетают в тёплые края, а животные линяют).
СЛАЙД № 4 (восьмая и девятая картинки)
-И закончим мы наш рассказ о занятиях людей осенью.
-Найдите картинки, поставьте их на свои места.
(Люди в полях и огородах убирают урожай овощей и фруктов).
(Люди надевают демисезонную одежду и обувь).
-Помогла нам таблица и картинки составить рассказ об осени?
III. Закрепление.
Самостоятельное рассказывание детьми составленного рассказа об осени по мнемотаблице. (1-3 ребёнка)
СЛАЙД №4 С МНЕМОТАБЛИЦЕЙ
-Кто сможет рассказать про осень по нашей таблице рассказ?
Примерный рассказ :
• После лета наступает осень. Она длится три месяца: сентябрь, октябрь и ноябрь.
• Дни становятся короче, а ночи длиннее.
• Небо затянуто серыми тучами. Солнце светит, но уже не пригревает.
• Часто идут дожди. Иногда идёт снег. На земле грязь и лужи.
• Дует сильный ветер. Стало холодно.
• Листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают.
• Животные и птицы готовятся к зиме. Перелётные птицы собираются в стаи и улетают на юг. Животные делают запасы и линяют. Некоторые животные меняют шубки или ложатся в спячку.
• В садах, в полях и на огородах люди убирают урожай овощей и фруктов.
• Люди надевают демисезонную одежду и обувь.
IV. Итог, оценка работы детей на занятии.
СЛАЙД №5 (Подарки Осени).
- У кого мы были сегодня в гостях? Чем мы ее порадовали?
- Вы, сегодня все молодцы! Были активные и внимательные. Осень решила подарить вам вот эти таблицы, которые вы дома раскрасите и по ним расскажете своим родителям и друзьям рассказ об этом замечательном времени года.