Нина Григорьевна
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию на тему «Суда на подводных крыльях Р. Е. Алексеева»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: воспитание у детей чувства гордости и признательности за знаменитого конструктора судостроения Ростислава Евгеньевича Алексеева.
Задачи:
1. Обучающие:
*формировать позитивную социализацию детей к деятельности конструктора Р. Е. Алексеева;
*закреплять знания детей о том, как люди чтят память о знаменитых людях, прославивших свой город;
* формировать у детей умение в технике вырезывания ножницами.
2. Развивающие :
*Развивать у детей монологическую связную речь;
Публикация «Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию на тему „Суда на подводных крыльях Р, Е, Алексеева“» размещена в разделах
- Водный транспорт. Изучаем с детьми
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Корабли. Конспекты занятий
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
*познавательный интерес к истории родного города, его людям;
*интерес к водному транспорту;
*моторику рук.
3. Воспитательные:
*Воспитывать у детей нравственно-патриотические чувства;
*воспитывать у детей уважительное отношение к памятникам архитектуры;
*аккуратность в работе;
*эстетическое чувство.
Предварительная работа:
Экскурсия к памятнику Р. Е. Алексеева и рассказ воспитателя о его биографии; рассматривание иллюстраций и фото с изображением разных судов «Ракета», «Метеор», «Буревестник» и др., на подводных крыльях и завода «Красное Сормово», разобрали смысл сложного слова «судостроитель» - «суда» и «строить», классификацию пассажирских судов на подводных крыльях (ракета, метеор, буревестник и др., а также понятие слов «администрация» (города, района, «изобрёл», «штурвал», «капитан» и словосочетаний «чтить память», «днище судна», «конструктор судостроения», «выдающийся человек», рассматривание готовых работ-аппликаций воспитателя (на предмет отличительных особенностей каждой модели-шаблона, разучивание динамической паузы.
Методы и приё мы: * в вводной части- словесный (художественное слово-загадка);
* в основной части:
- словесный (беседа по вопросам);
- наглядный -демонстрация фото ( по ходу беседы: портрета Р. Е. Алексеева, судов на подводных крыльях -ракеты, метеора, буревестника, завода «Красное Сормово», памятника Р. Е. Алексееву, установленному на б-ре Юбилейный г. Н. Новгорода, Нижегородского Государственного технического университета им. Р. Е. Алексеева. Рассматривание готовых работ-аппликаций, выполненных воспитателем.
-игровой- «Конструкторское бюро» -продуктивная деятельность детей -изготовление аппликации на тему : «Суда на подводных крыльях».
* в заключительной части- итог занятия (рассматривание готовых детских работ).
Материалы и оборудование: *две магнитных доски, детский стол;
• Фото фА4: портрет Р. Е. Алексеева, картины: «метеор», «ракета», «буревестник», памятник Р. Е. Алексееву, завода «Красное Сормово», Нижегородского государственного технического университета им. Р. Е. Алексеева, таблички с цифрами: 1,2,3.
• картон голубого цвета фА4 с изображением волн, листа белой бумаги фА4, трафареты «ракета», «метеор», «буревестник» (соответственно красного, желтого и зелёного цвета) из картона 18х8 см, полоски коричневой 10х2см, 8х2см, жёлтая бумага 3х3см, 1х4см, белая бумага 3х5см., клей-карандаш, простой карандаш, ластик, фломастеры, клеёнки на стол, тряпочки – на каждого ребёнка.
Готовые работы-аппликации выполненные воспитателем (ракета, метеор, буревестник).
Словарная работа: конструктор судостроения, выдающийся человек, администрация города, пассажирские суда, классификация судов (ракета, метеор, буревестник и др., подводные крылья, днище судна.
Ход занятия.
1. Вводная часть (2-3мин.)
В-ль: Дети! Сегодня к нам пришли гости. Что мы должны сказать гостям?
Дети: Здравствуйте.
В-ль: Присаживайтесь ребята на стульчики. Сейчас я загадаю вам загадку, а вы внимательно послушайте её.
Я красавец молодой.
Прячу крылья под водой.
Приходите. Покатаю. Не плыву я, а летаю.
(корабль на подводных крыльях).
Дети: судно на подводных крыльях.
В-ль: почему вы так думаете? Скажи Лера (Андрей).
Р-к: в этой загадке говорится о том, что «красавец молодой» прячет крылья под водой, а «крылья» есть только у кораблей на подводных крыльях.
Р-к: я думаю, что из-за подводных крыльев, этот корабль как будто летит, а не плывёт.
В-ль: Молодцы дети. Правильно.
2. Основная часть (22 мин).
Беседа.
Воспитатель закрепляет портрет Р. Е. Алексеева на магнитной доске и спрашивает детей: «Кто изображён на этом портрете?». Пожалуйста, Саша (Денис).
Р-к: на этом портрете изображён Алексеев Ростислав Евгеньевич, конструктор судов на подводных крыльях.
Р-к: на портрете изображён Ростислав Евгеньевич Алексеев, он выдающийся человек, конструктор судостроения.
В-ль: Что значит последняя строчка в загадке: Приходите. Покатаю. Не плыву я, а летаю? Пожалуйста Аня (Андрей).
Р-к: на днище судов Р. Алексеева есть устройство, похожее на крылья, поэтому в загадке такие слова: не плыву я, а летаю.
Р-к: за счёт подводных крыльев, суда Ростислава Евгеньевича Алексеева, развивают большую скорость, поэтому в загадке говорится «летаю».
Воспитатель: Молодцы дети. «Ребята! Вспомните названия судов на подводных крыльях Р. Алексеева и для кого они предназначены?». Пожалуйста, Тимур (Кирилл).
Р-к: Ракета, метеор, комета, буревестник. Они перевозят людей и называются «пассажирскими».
Р-к: суда Алексеева называются буревестник, ракета, метеор. Они для людей, значит пассажирские.
Воспитатель: Правильно ребята. (Закрепляю на магнитной доске фото судов на подводных крыльях : Ракеты, метеора и буревестника). Дети! Вы знаете где работал Ростислав Евгеньевич? Скажи, пожалуйста, Тимофей (Егор).
Р-к: Алексеев работал на заводе «Красное Сормово».
Р-к: Ростислав Евгеньевич работал в г. Н. Новгороде, в Сормовском районе, на заводе «Красное Сормово».
В-ль: правильно дети и размещаю на доске фото с изображением фасада завода «Красное Сормово».
В-ль: Ребята! А как чтит память Алексеева Р. Е. наша городская администрация? Мы с вами? Пожалуйста Кирилл (Ваня, Лера).
Р-к: в память об Р. Алексееве наша городская администрация назвала университет его именем. я там был с папой.
Р-к: ещё администрация нашего города установила памятник Алексееву Р. Е. на бульваре Юбилейный. Мы с Вами ходили к его памятнику.
Р-к: и мы тоже чтим память выдающегося конструктора Алексеева Ростислава Евгеньевича: изучаем как он конструировал суда на подводных крыльях, где он работал и возлагаем к его памятнику цветы.
Воспитатель размещает на доске фото памятника Алексееву, установленному на б-ре Юбилейный Сормовского района г. Н. Новгорода и фото Нижегородского технического университета им. Алексеева Р. Е. – дети рассматривают фото.
В-ль: Я полностью согласна с вами дети! Выдающимся людям, таким как Р. Е. Алексеев, наша городская и районная администрация устанавливает памятники, называет их именами улицы, университеты, открывают музеи, пишут о них книги – ведь самое большое богатство для любого города, села, посёлка – это Человек! Только труд человека делает нашу жизнь лучше, красивее и один из таких людей, выдающийся человек, конструктор судостроения Алексеев Ростислав Евгеньевич.
Ребята! А вы хотели бы быть конструкторами и поработать в «конструкторском бюро?».
Дети: Да!
В-ль: Дети! Перед вами представлены разные суда – ракета, метеор и буревестник (на магнитной доске три готовые работы воспитателя). Посмотрим ещё раз внимательно на них и вспомним, чем отличаются друг от друга эти три судна Р. Алексеева? Пожалуйста, Тимур (Тимофей).
Р-к: у «Ракеты» «хвостовая» часть похожа на «хвост» самолёта, у метеора, кабина капитана, похожа на голову дельфина, а впереди, как будто две ножки у дельфина- это подводные крылья метеора.
Р-к: а у буревестника, кабина капитана похожа на голову птицы с острым клювом.
В-ль: Ребята! Вы согласны с ответами Тимура и Тимофея?
Дети: Да!
Сегодня мы с вами будем конструировать разные суда - кто какое выберет, подумайте: кто ракету, кто метеор, а кто буревестник. Всего у нас будет три «конструкторских бюро» : на столах с цифрой «1», это «конструкторское бюро «Ракета». (на столе установлено фото судна «Ракета», на столах с цифрой «2», это «конструкторское бюро «Метеор», (на столе установлено фото судна «Метеор», а на столах с цифрой «3» «конструкторское бюро «Буревестник», (на столе установлено фото судна «Буревестник»). Дети! Вы решили, в каком «конструкторском бюро» каждый из вас будет работать?
Дети: Да.
В-ль: Хорошо! А сейчас я предлагаю вам взять стульчики и сесть за столы в своих «конструкторских бюро». (Дети рассаживаются по местам). Стульчики разверните ко мне, сядьте прямо. Сейчас мы поиграем с вами в игру «Кораблик» (провожу физкультминутку для рук и плечевого пояса).
Вот плывёт кораблик мой,
(руки-«полочка», покачиваются)
Он плывёт ко мне домой.
(руки вперёд, ладони сомкнуть углом, имитируя нос корабля)
Крепко я держу штурвал,
(«держать штурвал»)
Я ведь главный- капитан.
(четыре хлопка в ладоши)- повторяем ещё раз.
В-ль: Присаживайтесь дети! А сейчас я вам расскажу всю последовательность выполнения предстоящей работы. Поскольку вы уже решили сами, кто какое судно будет конструировать, вначале работы возьмё м на столе нужный вам шаблон судна: красные - это «Ракета», жёлтые – это «Метеор», а зелёные – это «Буревестник». Затем нужно обвести свой трафарет простым карандашом на белом листе бумаги и аккуратно вырезать его ножницами (показывает заранее обведённое, а затем заранее вырезанное судно-шаблон). Затем сложим «гармошкой» узкую коричневую полоску бумаги квадратиками, для окошечек (демонстрирую сказанное) и аккуратно срезаю ножницами уголки квадратиков, закругляя их (демонстрирую вырезывание окошечек). После этого мы будем разукрашивать судно: чёрным фломастером, аккуратно, мы нарисуем тонкую, ровную полоску внизу- таким образом мы выделим «днище» судна; красным фломастером (можно и синим) мы разукрасим крылья и «хвостовую часть» судна, а коричневым фломастером мы разукрасим «кабину» капитана (обращает внимание детей на готовые аппликации судов). Затем мы разместим наши суда на «волнах» голубого картона для того, чтобы убедиться, красиво ли наше судно смотрится и только после этого мы возьмём своё судно, намажем клеем оборотную сторону, а затем аккуратно приклеим его к картону, убирая лишний клей тряпочкой. После этого мы ровненько разместим «окошечки» на судне и будем поочерёдно приклеивать каждое из них на то место, откуда его взяли. Затем вы будете украшать свои работы, вырезав и приклеив «солнышко с лучиками» или «чаек» – кому что понравиться. Можно вырезать и приклеить и солнышко и чаек. Для «солнышка»- желтые квадратики и полоски, для «чаек» белый прямоугольник, сложенный пополам по длинной стороне. А сейчас дети, расскажите, пожалуйста, вы мне всю последовательность выполнения работы. Тимофей, пожалуйста.
Р-к: сначала мы возьмём судно-шаблон – я возьму жёлтого цвета, потому, что я выбрал «конструкторское бюро «Метеор». Этот шаблон мы обведём простым карандашом на белом листе и аккуратно вырежем его ножницами по контуру.
В-ль: Правильно Тимофей. Молодец. Пожалуйста, Катя, что мы делаем дальше?
Р-к: дальше нужно взять коричневую длинную полоску, сложить её «гармошкой» квадратиками и аккуратно срезать ножницами уголки, закругляя их-это будут окошечки на судне.
В-ль: Молодец Катя, правильно. Пожалуйста, Серёжа, что мы будем делать дальше?
Р-к: Дальше нужно разукрасить своё судно: чёрным фломастером тонкой, ровной полоской разукрасим «днище», синим фломастером- крылья и «хвостовую часть» судна, а коричневым фломастером кабину капитана.
В-ль: Молодец Серёжа. Правильно. Пожалуйста, Самира, что мы будем конструировать дальше?
Р-к: нужно будет разместить своё судно на «волнах» голубого картона, чтобы посмотреть, красиво ли будет выглядеть, а после этого намазать клеем оборотную сторону судна и приклеить его на то же место. Потом красиво, ровненько, разместим «окошечки» на судне и после этого будем их приклеивать на то место, откуда взяли. Тряпочкой мы уберём лишний клей.
В-ль: Спасибо, Самира. Ты всё сказала правильно. Чем мы закончим работу в «конструкторском бюро?» Пожалуйста, Саша.
Р-к: потом мы будем вырезать чаек, солнышко с лучиками, размещать их на голубом картоне, а затем приклеивать их.
В-ль: Правильно, Саша. Молодец. Дети! А кто из вас знает, почему мы сначала разукрашиваем судно, а потом приклеиваем его к картону?
Дети: чтобы случайно не испачкать картон фломастерами.
В-ль: Молодцы дети! Правильно! А я ещё раз напоминаю вам, чтобы с ножницами работали осторожно. А сейчас ребята, развернём свои стульчики к столам и начнём конструировать.
! В каждом «конструкторском бюро» предложены все три модели-шаблона, т. е. по 12 шаблонов на каждых столах, на тот случай, если ребёнок вдруг пожелает конструировать другую модель).
(Самостоятельная работа. Индивидуальная помощь детям. В конце занятия дети пишут свои имена на оборотной стороне выполненной работы и воспитатель размещает её на стенде, на уровне глаз ребёнка).
1. Заключительная часть. (5 мин).
Итог занятия. Рассматривание готовых работ.
В-ль: Ребята! О ком и о чём мы сегодня говорили? Пожалуйста Тимофей (Аня, Денис).
Р-к: мы сегодня говорили о знаменитом человеке- Алексееве Ростиславе Евгеньевиче. Он сконструировал пассажирские суда на подводных крыльях.
Р-к: Мы говорили о том, что Алексеев конструктор судостроения, он изобрёл много судов на подводных крыльях : метеоры, ракеты, буревестники, которые мы сегодня конструировали.
Р-к: мы говорили о том, что все люди помнят его и чтят память.
В-ль: А что вам больше всего понравилось на сегодняшнем занятии? Скажи, пожалуйста, Тимур.
Р-к: мне больше всего понравилось то, что и мы были конструкторами (дети поддерживают ответ Тимура).
В-ль: Дети! Я очень рада, что вам понравилось работать в «конструкторских бюро». А сейчас предлагаю вам посмотреть на все суда и обменяться впечатлениями о проделанной работе «конструкторских бюро». Пожалуйста, Денис. Твоё мнение.
Р-к: Мне понравилась «Ракета» Самиры и «Буревестник» Даниила, они ровно вырезаны по контуру и красиво разукрашены.
В-ль: Пожалуйста, Аня (Георгий).
Р-к: А мне понравилась «Ракета» Кати и «Метеор» Тимофея. Они очень аккуратно вырезали свои суда, аккуратно наклеили окошечки, красиво разместили чаек и солнышко.
Р-к: у Матвея на «Ракете» не аккуратно вырезана «хвостовая часть»- может быть авария, а у Дениса получился очень красивый «Буревестник»- он всё вырезал ровно по контуру, аккуратно разукрасил днище, крылья и кабину капитана.
В-ль: Дети! я полностью согласна с вашими убедительными аргументами. Все три «конструкторских бюро» со своей задачей справились. А если у кого что-то не получилось, то обязательно в следующий раз получится.