Наталья Краивая
Конспект организованной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию на тему «Моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать у детей понятие "семья", "члены семьи"; учить рассказывать и отвечать на вопросы воспитателя о маме, папе, дедушке, бабушке, сестре, брате. Способствовать развитию доброжелательности, понимания, взаимопомощи в семейной жизни.
Задачи:
Образовательные : учить внимательно слушать речь воспитателя, отгадывать простые загадки; расширять и активизировать словарный запас воспитанников; формировать у детей понятие о семье, как о людях, которые живут вместе;
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию на тему „Моя семья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Развивающая : формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, вводить в активный словарь понятия: "дом, семья, родные и близкие"; совершенствовать грамматический строй речи; развивать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции.
Воспитательная: воспитывать доброе чувство, гордость за свою семью, желание взаимодействовать в совместной игре, стимулировать творческую активность детей; формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками; воспитывать желание радовать своих родных результатами своего труда.
Интеграция образовательных областей : "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Физическое развитие".
Словарная работа: семья, дом, родные, близкие, мама, папа, дедушка, бабушка, сестра, брат.
Предварительная работа: беседа о семье, рассматривание иллюстраций и фотографий членов семьи, сюжетов из жизни семьи, отгадывание загадок о семье, разучивание пальчиковых игр о семье.
Оборудование: сундучок с сердечками, эскиз дома на листе А-1, фотографии семьи, клей, кисточки для клея, тряпочки.
Ход занятия:
-Ребята, послушайте загадки и отгадайте о ком они?
Гребешок на голове
Две ноги и шпоры две
Он в один и тот же час Рано утром будит нас.
(петух)
Наша добрая подружка
Даст нам перьев на подушку.
Даст яичек для блинов,
Куличей и пирогов, (курица)
Желтый крошка,
Ищет хлеба крошку.
Если встретит червяка -
Наклюёт ему бока! (цыпленок)
-Дети, это кто? (курица)
-Дети, а это кто? (цыплята)
Воспитатель выставляет курицу, петуха и цыплят.
-Ребята, а как вы думаете, кто курица для цыплят? (мама)
-А кто петушок для цыплят? (папа)
-А цыплята для папы-петушка и мамы-курицы кто? (дети)
-Как мама-курица разговаривает со своими цыплятами? (ко-ко-ко)
-А как папа-петушок разговаривает со своими цыплятами? (ку-ка-ре-ку)
-А цыплята как отвечают? (пи-пи-пи)
Проводится игра-имитация:
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки желтые цыплятки.
Съели толстого жука,
Дождевого червяка,
Выпили водицы целое корытце.
-Ребята, а как вы думаете, дружная у них семья? (да)
-Как вы догадались? (они все вместе, мама заботится о цыплятах, папа их защищает от опасностей и т. д.)
-А как вы думаете, что такое семья? (ответы детей)
-Ребята, я знаю, что у всех вас тоже есть семья, есть папа и мама.
Кто загадки отгадает,
Тот своих родных узнает:
Кто-то маму, кто-то папу,
Кто сестренку или брата,
А узнать вам деда с бабой —
Вовсе думать-то не надо!
Все родные, с кем живете,
Даже дядя или тетя,
Непременно вам друзья,
Вместе вы — одна СЕМЬЯ!
Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо:
— Всех милее наша. (мама)
Кто же трудную работу
Может делать по субботам? —
С топором, пилой, лопатой
Строит, трудится наш. (папа)
Кто стирает, варит, шьет,
На работе устает,
Просыпается так рано? —
Лишь заботливая. (мама)
Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята, —
Это наш любимый. (папа)
Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? —
Очень модная девчонка —
Моя старшая. (сестренка)
Кто веселый карапузик —
Шустро ползает на пузе?
Удивительный мальчишка —
Это младший мой. (братишка)
Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша. (бабушка)
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед —
Мой родной, любимый. (дед)
Кто споёт нам на ночь песню,
Чтобы сладко мы заснули?
Кто добрей всех и чудесней?
Ну, конечно же – … (бабуля)
Я рад ему, и он мне рад,
В один мы ходим детский сад,
У нас родители — одни,
Один любимый круг родни,
Одни игрушки, самокат.
Всё потому, что он мой (брат)
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная (семья)
-Ребята, посмотрите, у меня есть волшебный сундучок. Давайте подберём для своей мамы самые нежные, самые ласковые слова, и сложим их в этот сундучок.
-Когда мама обнимает вас, целует. Она какая? (ласковая)
-Когда мама модно одевается. Какая она? (красивая)
-Когда мама улыбается, смеётся. Какая она? (весёлая)
-А если вы маму любите, то она какая? (любимая)
-Молодцы! Вот сколько чудесных слов собрали мы в сундучок. А пока мы его закроем, чтобы наши слова не растерялись и не забылись.
-А вы мне скажите, что мама делает, чтобы в доме было чисто и уютно? (убирает, стирает и т. д.)
-Вы маме помогаете? (да) А как, (ответы детей)
-А кто ещё маме помогает в семье? (папа)
-Как папа помогает, что он делает? (пылесосит, моет посуду и т. д.)
-Ребята, какие замечательные у вас папы!
-А какие дела в доме может делать только папа? А мамы не умеют. (пилить, строгать, чинить телевизор и т. д.)
-Давайте с вами поиграем в игру «Что умеет делать папа».
Проводится игра - имитация:
Что умеет делать папа:
Мы сейчас бревно распилим:
Пилим-пилим, пилим-пилим.
Раз-два, раз-два,
Будут на зиму дрова.
-Ребята, а папа любит вас? Как вы догадались? (ответы детей)
-А какими ласковыми словами называют вас папы и мамы? (ответы детей)
- А давайте откроем наш волшебный сундучок и положим туда ласковые слова для папы. ( дети подбирают слова: сильный, умный, добрый, заботливый)
-Молодцы, ребята! Много слов и для папы вы подобрали. Давайте теперь сундучок наш закроем (он нам ещё пригодится).
-Ребята, а у кого есть бабушка? (ответы детей)
-А бабушку вы любите? (да)
-За что? (она добрая, гуляет с внуками, покупает конфеты и т. д.)
-А давайте и для бабушки ласковые слова сложим в сундучок? ( дети подбирают слова: добрая, заботливая, родная, близкая)
-А теперь мы с вами поиграем!
Проводится игра «Ладушки»
Ладушки - ладушки
Где были? У бабушки (хлопают в ладоши)
А у бабушки ладони
В морщинках собраны (показывают руки ладонями вверх)
А у бабушки ладони
Добрые - предобрые (поглаживают ладонь о ладонь)
Всё работали ладони
Долгими годами (постукивают кулачком по ладони)
Пахнут добрые ладони
Щами, пирогами (подносят ладони к лицу, нюхают)
По кудрям тебя погладят
Добрые ладони (гладят себя по голове)
И с любой печалью сладят
Теплые ладони (обнимают себя за плечи)
Ладушки - ладушки!
Где были? У бабушки! (хлопают в ладоши)
-Ребята, а кто ещё живёт в вашей семье? (дедушка)
-А вы любите своего дедушку? (да)
-А чем дедушка с детьми занимается? (гуляет, играет, читает книжки)
-Давайте и дедушке соберём ласковые слова в наш волшебный сундучок? ( ответы детей: добрый, трудолюбивый)
-Наш сундучок наполнен словами. Давайте вспомним, для кого мы собирали ласковые слова? (для мамы, папы, бабушки, дедушки)
-А все вместе - это кто? (семья)
-Как хорошо, что у всех вас есть семья!
Ребята, а вас любят в семье? (да)
-Как вы догадались, что вас любят? (целуют, жалеют, говорят ласковые слова и т. д.)
-А за что вас любят в семье? (слушаюсь маму, папу, игрушки убираю и т. д.)
-Молодцы, значит и вы тоже заботитесь о своей семье : слушаетесь, помогаете, убираете свои игрушки, не хотите расстраивать свою семью. Как хорошо, когда у каждого человека есть дружная семья! А если в семье все заботятся друг о друге и любят друг друга, то в такой семье всегда живут мир, дружба и любовь.
-И у наших пальчиков, посмотрите, дружная семья. Давайте поиграем с нашими пальчиками:
Проводится пальчиковая игра:
Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папочка,
Этот пальчик мамочка,
Этот пальчик я,
Вот и вся семья!
-Ребята, у меня есть большой дом, но в этом доме еще никто не живет, и мы с вами будем его заселять.
Воспитатель показывает нарисованный дом с пустыми окошками на листе А-1. Выполняется коллективная работа по аппликации. Дети в каждое окошко наклеивают фотографии своей семьи.
-Молодцы, дети. Все дружно работали, как одна большая, дружная семья.
А теперь мы с вами поиграем.
Проводится физминутка:
Занимались мы, устали,
Дружно все мы тихо встали.
Ручками похлопали - раз, два, три!
Ножками потопали - раз, два, три!
Ручками помашем, помашем, помашем,
Ножками попляшем, попляшем, попляшем!
-А теперь давайте откроем наш волшебный сундучок. Но сначала договоримся, почаще вспоминать ласковые слова и называть ими своих мама, пап, бабушек, дедушек, (открываю сундучок и показываю сердечки из цветной бумаги)
-Ребята, смотрите, каждое ласковое слово превратилось в сердечко. Сейчас я вам всем раздам сердечки, а вы вечером подарите его вместе с ласковым словом любому члену вашей семьи!