Ирина Ивановская
Конспект занятия по рисованию для детей старшей группы с использованием нетрадиционных материалов «Рисуем листопад»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по рисованию с использованием нетрадиционных материалов.
Тема: «РИСУЕМ ЛИСТОПАД».
Цели: учить детей рисованию с использованием нетрадиционного метода; развивать мелкую моторику; корригировать мыслительную деятельность; воспитывать интерес к изобразительной деятельности, аккуратность в работе.
Публикация «Конспект занятия по рисованию для детей старшей группы с использованием нетрадиционных материалов „Рисуем листопад“» размещена в разделах
- Деревья осенью, листопад
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нетрадиционные техники рисования
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Рисование
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование: демонстрационный материал (образцы рисунков и листьев различных деревьев разной окраски); раздаточный материал : краска, листы бумаги, манная крупа, горох, кисточки, цветные листья; аудиозапись фортепианной пьесы «Баркарола» из альбома «Времена года» П. И. Чайковского.
План проведения занятия.
I. Организационный момент.
Релаксация с установкой на внимание.
II. Развитие зрительного внимания.
III. Развитие тактильного восприятия и мелкой моторики пальцев рук.
IV. Физкультминутка (динамическая пауза) «Листики осенние».
V. Развитие сенсомоторики. Практическая часть (продуктивная деятельность – нетрадиционное рисование).
Рисование красками с использованием манной крупы.
VI. Итог занятия. Рефлексия коррекционно-развивающей деятельности.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Приветствие детей, представление гостей.
Релаксация с установкой на внимание (звучит неторопливая мелодия, к примеру, фортепианная пьеса «Баркарола»).
– Сядьте удобно. Ноги не мешают, стоят на полу. Руки свободно лежат на коленях. Послушайте спокойную нежную мелодию. Вам приятно? Улыбнитесь друг другу. Теперь вы будете дружно и хорошо работать, правильно выполнять задания, будете очень внимательными.
II. Развитие зрительного внимания.
– Послушайте стихотворения. Постарайтесь представить себе картину того состояния осенней природы, о котором написали поэты.
Осень наступила, высохли цветы,
И глядят уныло голые кусты.
А. Плещеев
Падают, падают листья –
В нашем саду листопад…
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Птицы на юг улетают,
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.
В руки возьмём по корзинке,
В лес за грибами пойдём,
Пахнут пеньки и тропинки
Вкусным осенним грибком.
М. Ивенсен
– В какое время года падают с деревьев листья? (Листья опадают с деревьев осенью.)
– Что означает слово «листопад»? (Опадение листьев с деревьев осенью.)
III. Развитие тактильного восприятия и мелкой моторики пальцев рук.
– Возьмите в руки листья, подбросьте их вверх. Вот вы и показали листопад.
– Какого цвета листья были весной и летом? (Зеленого цвета.)
– Какими они были на ощупь? (Мягкие, нежные.) Какая поверхность
у этих листочков? (Гладкая.) Что наши ручки чувствовали от соприкосновения с зелеными листочками? (Приятную влагу, мягкость.)
– Какими эти листочки стали осенью? (Желтыми, красными, коричневыми, сухими.)
– Подержите в руках осенние листочки. Что ощущают теперь ваши ручки? (Шероховатость, ломкость, жесткость, ломкость.)
– Сейчас я загадаю вам загадки. Слушайте внимательно и постарайтесь их разгадать.
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья.
(Осень.)
Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
(Дерево.)
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок.
(Дуб.)
С ветки в речку упадет,
И не тонет, а плывет.
(Лист.)
В золотой клубочек
Спрятался дубочек.
(Желудь.)
– Скажите, какое время года у нас сейчас?
– Что осенью происходит с деревьями? С листочками?
– Какие деревья вы знаете?
– Чем они отличаются друг от друга?
– Все ли деревья теряют листву? У всех деревьев бывает листопад?
– Из каких частей состоит дерево? (Ствол, кора, листья, веточки, желуди.)
– Рассмотрите листочки. Одинаковой формы листочки от разных деревьев? Какого цвета осенние листочки? Кто догадался, с какого дерева какой листочек?
Физкультминутка
(выполняют движения под руководством учителя)
Мы листики осенние,
На веточках сидели!
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
V. Развитие сенсомоторики. Практическая часть: рисование с использованием манной крупы.
– У нас с вами есть заветные слова, которые помогают нам выполнять любые, даже самые сложные задания. Вспомним их:
Умелые руки работы не боятся.
Всё здорово получится –
Лишь надо постараться!
С таким серьезным деловым настроем на хороший результат мы при-ступаем к работе – рисованию листочков. Каждый из вас нарисует свои листочки, и у нас получится дружная коллективная работа – листопад.
В работе вы будете использовать манную крупу. Оказывается, из нее не только кашу можно варить, но и рисовать ею. Но вот беда – я нечаянно высыпала в крупу горох, Помогите выбрать горошины, они будут мешать в выполнении нашего рисованного изделия.
Выполнение практической части.
Алгоритм и последовательность действий воспитанников (под руководством и в сотрудничестве с воспитателем).
– Для работы вам понадобятся банка с манной крупой, кусок картона или плотного ватмана, флакончик с клеем ПВА, банка с водой, кисточки и краски (лучше гуашевые).
– Нанесите на бумагу слой клея (лучше всего это делать щетинной кисточкой или зубной щеткой). Пока он не высох, посыпьте сверху погуще манной крупой, чтобы образовался равномерный слой. Дождитесь, пока высохнет.
– Высохший лист аккуратно приподнимите и слегка встряхните, чтобы неприклеенные крупинки отпали. Теперь на этом листе можно рисовать. Из-за неровной фактуры поверхности четкие контуры получаться не будут. А вот нарисовать по такой поверхности осенний пейзаж будет не так сложно. Сделайте легкий набросок тонкой кисточкой, разведите краски, приготовьте палитру, чтобы их смешивать, – и дайте волю своей фантазии!
Воспитанники работают самостоятельно; воспитатель осуществляет контроль, при необходимости оказывает индивидуальную помощь отдельным учащимся (личностно ориентированная направленность и дифференциация).
VI. Итог занятия. Рефлексия деятельности.
Воспитатель просит показать выполненные работы, оценить свою деятельность.
– Что вам необходимо было выполнить? Какие материалы вы использовали?
– Вы выполнили работу самостоятельно или воспользовались помощью? Кто вам помогал? Кого вы должны благодарить за эту помощь?
– Что хотели бы изменить в своей работе?
– Как бы вы оценили свою работу? (Ответы воспитанников.)
– Посмотрите, что у нас получилось! Какие красивые листья! Давайте же быстрее соединим их в общий рисунок на лесной осенней поляне, чтобы у нас получился осенний лес с листопадом.
– Какой листочек у нас получился самым веселым, какой – грустным, тонким, закругленным, ажурным, смешным?
– Скажите, ребята, нам удалось создать картину осеннего листопада?
– Осень на ваших рисунках удивительно прекрасна и очень разнообразна. Многоцветные, наполненные разными чувствами рисунки получились у вас. Я довольна вашим творчеством.
– А вам самим понравилось рисовать состояние природы, в которое вы вложили частичку своей души, своего приятного чувства и настроения?
Закончить наше занятие я хотела бы стихотворением А. Федоровской:
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клены,
В пурпуре осинки, только дуб зеленый.
Утешает осень: «Не жалейте лета!
Посмотрите – роща в золото одета!»