Ирина Епихина
Конспект занятия по экспериментированию «В мире воды» и рисованию с использованием нетрадиционных техник в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
- формировать у детей понятие физических свойств воды (прозрачная, без запаха, без вкуса, подвести детей к пониманию того что их можно менять,
- закреплять знания детей о необходимости воды для человека,
- накапливать опыт установления связей при наблюдении,
- развивать умение анализировать, делать выводы,
- обогащать словарный запас,
- познакомить с нетрадиционной техникой рисования с помощью окрашенных мыльных пузырей.
Предшествующая работа:
• Эксперименты с окрашиванием воды
• Опыты с замерзшей водой
Оборудование и инвентарь:
Публикация «Конспект занятия по экспериментированию „В мире воды“ и рисованию с использованием нетрадиционных техник в старшей группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нетрадиционные техники рисования
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
графин с кипяченой водой, стаканы, ложечки, кисточки, сахар, соль, лимон, кофе растворимый, варенье; гуашь различных цветов, жидкость для мытья посуды, коктейльные трубочки, ножницы, листочки белой бумаги 10*10 см, ватман, заранее окрашенный в синий цвет.
Ход занятия
На столе стоит графин с водой.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это? (Дети рассматривают, советуются.)
Дети: Вода.
Воспитатель: Как вы определили?
Дети: Это бесцветная жидкость, не пахнет.
Воспитатель: А зачем нам нужна вода?
Дети: Пить, мыться, стирать, готовить еду, поливать растения, поить животных и т. д.
Воспитатель: Верно ребята, вода нам очень нужна. Послушайте стихотворение «Волшебная вода».
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Вы в пруду её найдете,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!
Воспитатель: Ребята, вы сказали, что вода - это прозрачная жидкость. А как вы думаете, можно изменить цвет воды?
Дети: Развести в ней краску.
Воспитатель: Давайте попробуем это сделать.
Дети подходят к первому столику, где стоят стаканчики с водой, краска нескольких цветов (желтого, синего и красного, окрашивают воду, размешивая краску кисточкой для рисования. (Дети делают вывод: краска синего цвета окрашивает воду в синий цвет, красная в красный, желтая в желтый.)
Воспитатель: А сейчас я превращу вас в фокусников и вы сможете одним движением руки изменить цвет воды в этих стаканчиках. Возьмите стаканчики с синей водой и налейте половину синей воды в стаканчик с желтой водой, а остальную синюю воду добавьте к красной воде. Интересно, что же получится? (Дети смешивают воду и получают фиолетовый и зеленый цвет).
Дети переходят к другому столику. На нём стоят прозрачные стаканчики с кипяченой водой, соль, сахар, лимон.
Воспитатель: Ребята попробуйте воду в стаканчиках. Какая она на вкус? Сладкая, кислая? (выслушать ответы детей).
Вода действительно не имеет определённого вкуса. А можно ли изменить вкус воды? Возьмите по желанию сахар, соль или сок лимона, размешайте в воде и попробуйте.
(Дети проделывают опыт). Скажите, что изменилось? (Дети делают вывод: сахар растворился и сделал воду сладкой, соль – соленой. сок лимона – кислой. Но цвет не изменился.)
Дети переходят к третьему столику. На нем стоят прозрачные стаканы с кипяченой водой, кофе растворимый, варенье или ягоды в сахаре.
Воспитатель: Ребята, а вода пахнет? (дети исследуют воду на запах).
Вода действительно не пахнет. А появиться ли запах у воды если мы размешаем в ней варенье, кофе? (дети проводят эксперимент, делают вывод: у воды появился запах)
Воспитатель: У воды появился только запах?
Дети: Еще цвет, кофе окрасил воду в коричневый цвет, варенье из клубники в красный.
Воспитатель: А теперь попробуйте на вкус воду.
Дети: Кофе сделал воду горьковатой, варенье – сладкой.
Воспитатель: Значит последний эксперимент показал нам, что у воды можно изменять сразу несколько ее свойств. Молодцы ребята, вы славно сегодня провели время, узнали много интересного о воде. А сейчас я вам покажу небольшой фокус.
Фокус «Цветная водица»
Для проведения фокуса необходимо взять 3 банки с закручивающимися крышками. Внутренняя сторона крышек заранее покрыта акварельной краской (красной, зеленой, синей). В отдельную посуду наливается питьевая вода. Воспитатель отпивает немного воды, показывая тем самым, что вода обыкновенная. Затем наливает в банки эту воду (примерно на 1/3, закрывает крышки, говорит волшебные слова:
Ты, вода-водица,
Друг ты мой студеный,
Стань, вода-водица,
Не светлой, а зеленой.
Ты, вода-водица,
Друг ты мой прекрасный,
Стань, вода-водица,
Не простой, а красной.
Ты, вода-водица,
Светлая, как иней,
Стань, вода-водица,
Не простой, а синей!
Воспитатель встряхивает воду в банке, вода окрашивается в нужный цвет.
Рисование мыльными пузырями. Коллаж «Волшебные планеты»
Воспитатель: Ну а теперь мы с вами будем рисовать, но не кисточками, а с помощью мыльных пузырей. Мы сделаем с вами волшебные планеты. Садитесь на свои места, выберите любую краску, которая вам больше нравится. Добавьте ложечку краски в стаканчики с водой и как следует размешайте, чтобы получилась цветная вода, как в нашем первом опыте. Я добавлю каждому в стаканчик секретное вещество (добавляется средство для мытья посуды или шампунь, которое тоже надо хорошо размешать.
Теперь с помощью соломинки вы аккуратно подуете в стаканчик с получившимся раствором и у вас получится пена из мыльных пузырей. Сверху стаканчик с пеной надо накрыть бумагой.
Посмотрите, какие красивые и необычные отпечатки остаются! Теперь ножницами мы вырежем круги разных размеров – получились волшебные планеты. (Получившиеся планеты приклеиваются на заранее затонированный фиолетовым или синим цветом лист ватмана для создания коллективной работы)
Примечание.
Это занятие проходило в рамках тематической недели игры и игрушки с использованием платковых кукол. Для нашей группе я изготовила волшебника-звездочета Мельхиора, который, собственно, и проводил все занятия, игры, эксперименты, беседы и пр. в течение всей недели.