Дарья Шевлягина
Конспект занятия по речевому развитию «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [Ч] и [Щ]» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [Ч] и [Щ]»
Цель: учить детей различать на слух сходные по артикуляции звуки на слух сходные по артикуляции звуки (ч)-(щ, изолированные, в словах, во фразовой речи, придумывать слова на заданный звук, совершенствовать умение определять позицию звука в слове, помочь детям запоминать стихотворение, совершенствовать интонационную выразительность речи.
Темочки:
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Ход ООД:
- Ребята, давайте повторим наше стихотворение:
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
- Ребята, мы начинаем наше занятие с разминки.
На этот раз вам надо представиться и назвать первый звук в вашем имени. Например: «Меня зовут Артем, моё имя начинается со звука «А»» (дети по очереди называют своё имя, определяют первый звук).
Артикуляционная гимнастика.
- Молодцы. А теперь, нам надо потренировать ротик и язычок. Упражнения «Моляр», «Лопатка».
- С гимнастикой вы справились, а теперь я предлагаю вам послушать одну историю, но не просто послушать, но и самим в ней поучаствовать. Вы готовы?
В одном городе жил был мальчик. Имя у него было необычное – Чук. На день рождения родители подарили Чуку маленького щенка. Мальчик очень обрадовался новому другу и назвал его Щен. Пока он радуется, давайте, мы определим первые звуки в словах Чук и Щен. (дети определяют звуки). Со звуками «Ч» и «Щ» мы с вами сегодня будем часто встречаться. Запомните, ребята, звуки «Ч» и «Щ» - согласные, и всегда мягкие.
Чук очень любил своего Щена, кормил, гулял, играл с ним. А ещё часто прихорашивал своего друга и при этом он приговаривал:
- Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
- Найдите в стихе слова, которые начинаются со звука «Щ» (щёткой, щенка, щекочу)
- Теперь найдите слова, которые начинаются со звука «Ч» (чищу)
- А в каких словах встретились оба звука? (чищу, щекочу)
Давайте повторим это стихотворение (повторяется 1 раз хором, и 2-3 индивидуально).
- Очень умным пёсиком оказался Щен и решил Чук показать его своим друзьям. Пришли друзья, а щенок под кровать спрятался и не вылезает. Тогда Чук говорит: «Щен ещё маленький, многого боится. Надо вести себя спокойно. Когда он слышит звук «Ч», как в моём имени, то сразу успокаивается. Давайте, мы будем себя называть так, чтоб в наших именах слышался звук «Ч»». И дети стали называть себя не Таня, а Танечка, не Коля, а Колечка. Продолжайте теперь вы, ребята (воспитатель показывает на ребёнка, тот изменяет имя с помощью суффикса – ЧК).
- Очень дружили Чук и Щен. Любили играть в разные игры. Вот и сегодня они с вами поиграют в игру.
(воспитатель предлагает пройти детям на ковёр и проводится игра – физминутка).
Если вы услышите слово со звуком «Ч», то вы хлопаете, если в слове услышите звук «Щ», то прыгаете, а если услышите слово без этих звуков – приседаете.
Предлагаемые слова: чемодан, щека, собака, щука, веточка, чайник, зубы, ящерица, щётка, чашка, шишка, черепаха, сосна, щенок.
Молодцы, ребята.
- Скоро из щенка Щена вырастет большой пёс. И у него будут не глазки, а глазищи, не носик, а носище (дети образуют слова с суффиксом – ИЩ).
Предлагаемые слова: хвостик, лапки, шерстка, спинка, зубки, язычок.
Работа в командах:
1) Но самой любимой игрой для Чука и Щена было придумывание слов, где бы встречались звуки «Ч» или «Щ». Чук придумывал слова, а Щен радостно лаял, услышав знакомые звуки. Я предлагаю вам разделиться две команды и пройтись по группе и найти картинки со звуками «Ч» или «Щ». Команда Чука ищет картинки со звуком «Ч», а команда Щена ищет картинки со звуком «Щ». Когда вы найдёте слова с заданными звуками, то подходите к Чуку и Щену и дарите им свои слова: Чуку – со звуком «Ч», а Щену – со звуком «Щ» (ребята выполняют задание). За правильный ответ команда Щена получает косточку для Щенка, а команда Чука конфетку для мальчика.
2) Определение места звука в слове.
Каждая команда находит место звука по таблице : начало, середина, конец сначала со звуком «Ч» первая команда и со звуком «Щ» вторая. (Приложение 1)
3) Четвертый лишний.
Каждая команда определяет и обводит лишнюю картинку в ряду. Затем, проверяем все вместе. (Приложение 2)
4) Найти и сосчитать сколько предметов на заданный звук изображено на картинке. (Приложение 3)
5) Кроссворд.
Каждая команда решает кроссворд на заданную букву. (Приложение 4)
А теперь давайте сосчитаем сколько косточек и конфет набрали наши команды. У кого больше? На сколько? Давайте подарим заработанные угощения нашим друзьям.
Рефлексия:
Дети - с какими звуками вы сегодня работали? Чем они похожи? Что вам больше всего понравилось?
- Какие звуки мы учились различать?
- Как произносятся [Ч], [Щ]?
- Какое задание понравились?
- Какие задания для вас были сложными? Вызвали затруднения?
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4