Светлана Лимаренко
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе
«Путешествие по сказкам К. И. Чуковского»
Составила: воспитатель Лимаренко С. В.
МБДОУ д/с «Малыш» Зерноградского района
Цель: Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы.
Задачи:
Обучающие:
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе „Путешествие по сказкам К, И, Чуковского“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Чуковский, К.И. Любимый писатель
- Чуковский. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
1. Продолжать знакомить детей с творчеством К. И. Чуковского;
2. Формировать умение определять содержание литературных произведений по иллюстрациям;
3. Развивать умение узнавать отдельные сказки по характерным признакам.
Развивающие:
1. Развивать познавательные процессы (внимание, память, воображение, мышление, восприятие);
2. Развивать культуру речевого общения и грамматическую строну речи;
3. Обогащение и активизации словаря;
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь к художественной литературе, к сказкам;
2. Обогащать внутренний мир ребёнка позитивными эмоциями;
3. Воспитывать умение работать коллективно.
Предварительная работа: Чтение сказок К. И. Чуковского «Мойдодыр», «Айболит», «Муха Цокотуха», «Федорино горе», «Телефон», «Тараканище», «Краденое солнце», «Путаница», «Бармалей», «Чудо – дерево». Рассматривание иллюстраций, выставка книг.
Материал: Портрет К. И. Чуковского; его книги, картинки, иллюстрации к произведениям; волшебный сундучок, мягкая игрушка домовёнок Кузя, клей, кисточки на всех детей, цветная бумага; ромашка с лепестками; ноутбук.
Ход занятия:
Психологический настрой:
- Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться – доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!
- Давайте улыбнёмся друг другу и подарим всем хорошее настроение.
Сюрпризный момент
Ребята, вот у меня в руке письмо, я вам его сейчас прочитаю:
«Дорогие ребята! Я – домовёнок Кузя! Живу в вашем детском саду, охраняю его по ночам. А днём мне так нравится слушать, как вы поёте добрые песни, слушаете сказки! Вот я и решил сделать вам подарок:
«Подарок мой лежит на дне
В моём волшебном сундуке
Открыть сундук поможет, дети,
Великий сказочник К. И. Чуковский.
Кто сказки его отгадает, тот подарок получает!»
Вос-ль: Ребята, ну что, вы хотите получить подарки, которые приготовил для нас домовёнок Кузя? Тогда вперёд в путешествие по сказкам К. И. Чуковского.
К. И. Чуковский – великий, добрый сказочник, написал много интересных сказок. Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вез его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать сказку. Жил да был крокодил, он по улице ходил… Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Утром проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил ее всю, слово в слово. Так появилась на свет первая детская сказка «Крокодил».
Вос-ль: Ну что, ребята поиграем?
«Я начну, а вы кончайте, только в рифму отвечайте!»
Д. И. «Доскажи словечко»
Вос-ль: А потом позвонили цапли:
- Пришлите, пожалуйста, (капли)
Мы лягушками нынче объелись,
И у нас животы (разболелись)
Дети: Телефон.
Вос-ль: "Я кровожадный,
Я беспощадный,
Я злой разбойник (Бармалей)
И мне не надо
Ни (мармелада)
Ни (шоколада)
А только маленьких
Да, очень маленьких! (Детей!")
Дети: Бармалей.
Вос-ль: Вдруг из подворотни
Страшный великан,
Рыжий и усатый (Та-ра-кан)
Таракан, таракан,
(Тараканище)
Дети: Тараканище.
Вос-ль: Свинки замяукали:
(Мяу, мяу)
Кошечки захрюкали:
(Хрю, хрю, хрю)
Уточки заквакали:
(Ква, ква, ква)
Курочки закрякали:
(Кря, кря, кря)
Дети: Путаница.
Вос-ль: Как у наших у ворот
Чудо-дерево (растёт).
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!
Не листочки на нём,
Не цветочки на нём,
А чулки да башмаки,
Словно (яблоки)
Дети: «Чудо-дерево»
Вос-ль: Молодцы, ребята! С первым заданием вы справились.
Вос-ль: - Много сказок есть на свете,
Сказки очень любят дети,
Все хотят в них побывать
И немножко поиграть.
- Ребята предлагаю вам поиграть в следующую игру
Д. И. «Сколько?».
2 тарелки, 5 тарелок.
2 стакана, 5 стаканов.
2 кастрюли, 5 кастрюль
2 кувшина, 5 кувшинов
2 ложки, 5 ложек.
2 ножа, 5 ножей.
Воспитатель: Молодцы ребята! И с этим заданием вы справились. А теперь посмотрите на экран. Что на нём изображено?
Дети: Дерево.
Воспитатель: Правильно! Но это дерево непростое, а волшебное «ни листочка на нём, ни цветочка на нём, а чулки и башмаки, словно ягоды». Сейчас на экране будут появляться предметы, вы их будите называть и превращать в ласковые слова. Игра «Ласковые слова».
Туфли – туфельки;
Кофта – кофточка;
Сапоги – сапожки;
Тапки – тапочки;
Шапка – шапочка;
Шорты – шортики;
Носки – носочки;
Юбка – юбочка.
Вос-ль: Молодцы ребята! А теперь немного разомнёмся.
Физминутка
Будем бегать и шагать,
Будем силы набирать.
Не болят у нас животики,
Как у бедных бегемотиков.
К солнцу руки мы потянем,
А потом к траве присядем.
Как орлы летим, парим,
Во все стороны глядим,
Где же Африка – страна?
Может, помощь там нужна?
Вместе с Читой мы поскачем,
Как веселый звонкий мячик.
Скок-поскок, скок-поскок,
Не цепляйся за сучок.
Дружно к бедным страусятам
По траве пройдут ребята.
Ноги будут поднимать,
По густой траве шагать.
Всем мы помощь оказали,
Сами сильными мы стали.
- Быстро сделать всё успели и на место тихо сели.
Вос-ль: Ребята, наш знакомый Бармалей просит помощи. Он придумал предложения по картинкам, но всё перепутал. Давайте ему поможем исправить ошибки.
Коза кормит девочку – Девочка кормит козу;
Мяч играет с мальчиком – Мальчик играет с мячом;
Дорога едет по машине – Машина едет по дороге;
Чашка разбила девочку – Девочка разбила чашку;
Вова разбил стеклом мяч – Вова разил мячом стекло.
Книга читает девочку – Девочка читает книгу.
Вос-ль: Смотрите, ребята, корзина, и еще какая-то записка. Давайте её прочитаем.
«Перед вами поляна цветов, но цветы непростые, а сказочные. На обороте каждого лепестка написан отрывок из сказок К. И. Чуковского. Угадайте, из какой сказки этот отрывок».
(Каждый ребенок по очереди берет цветок, передает его воспитателю, взрослый читает текст, а ребенок отгадывает название сказки).
1. Вдруг из маминой, из спальни
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
И качает головой. (Мойдодыр)
2. Десять ночей подряд
Он лечит несчастных зверят
И ставит и ставит им градусники. (Айболит)
3. Солнце по небу гуляло
И за тучу забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно. (Краденое солнце)
4. Вдруг откуда-то летит маленький Комарик,
И в руке его горит маленький фонарик.
«Где убийца, где злодей? Не боюсь его когтей!»
Подлетает к Пауку, саблю вынимает
И ему на всём скаку голову срубает! (Муха – Цокотуха)
5. А за ними вдоль забора
Скачет бабушка Федора
«Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!
Воротитесь домой!» (Федорино горе)
Воспитатель: Молодцы! Справились с заданиями. Следующее задание, которое подготовил для вас домовёнок Кузя.
«Слова – наоборот»
Я называю слово, а вы называете ему противоположное.
Чистый – грязный;
Храбрый – трусливый;
Добрый – злой;
Трудолюбивый - ленивый;
Хороший – плохой;
Здоровый – больной;
Радовать – огорчать;
Тепло – холодно;
День – ночь;
Весёлый – грустный;
Холодный – горячий;
Умный – глупый.
Вос-ль; Молодцы справились с заданиями. А теперь внимание на экран. Ребята, скажите, чему учит нас каждая сказка К. И. Чуковского.
«Мойдодыр»
Дети: Сказка учит быть всегда чистыми, опрятными, следить за своим внешним видом.
«Тараканище»
Вос-ль: Скажите, ребята, кого боялись звери?
Дети: Звери боялись таракана.
Вос-ль: Почему звери боялись таракана?
Дети: Потому, что пугал зверей.
Вос-ль: А стоило ли бояться?
Дети: нет, он ведь простой маленький таракан.
Вос-ль: Чем закончилась сказка?
Дети: Воробей проглотил таракана.
Вос-ль: Чему нас учит эта сказка?
Дети: Эта сказка учит никого не бояться, а также не хвалиться перед другими.
«Путаница»
Дети: Эта сказка учит нас быть послушными, не шалить и не баловаться.
«Айболит»
Вос-ль: Каким был в сказке Айболит?
Дети: Был добрым доктором, который всегда приходил на помощь больным.
Вос-ль: Кого он лечил?
Дети: Доктор Айболит лечил зверей.
Вос-ль: Чем закончилась сказка?
Дети: Добрый доктор Айболит вылечил всех детей.
Вос-ль: Чему учит эта сказка?
Дети: Эта сказка учит помогать окружающим: людям и животным.
«Бармалей»
Вос-ль: Каким был Бармалей?
Дети: Он был злым, жестоким, беспощадным.
Вос-ль: Как наказали Бармалея?
Дети: Бармалея проглотил крокодил.
Вос-ль: Чем закончилась сказка?
Дети: Крокодил отпустил Бармалея и он исправился, стал добрее, у него появилось много друзей.
Вос-ль: Чему учит эта сказка?
Дети: Добро побеждает зло, нужно быть добрее.
«Телефон»
Дети: Телефон нам необходим для того чтобы сообщать важные новости, по телефону нужно разговаривать вежливо.
«Краденое солнце»
Дети: Сказка учит быть добрыми, смелыми, уметь защитить друзей.
«Федорино горе»
Дети: Эта сказка учит быть аккуратными, трудолюбивыми, бережливыми.
«Муха-Цокотуха»
Дети: Сказка учит быть смелыми, добрыми, вежливыми.
Вос-ль: Ребята, вам нравятся сказки К. И. Чуковского? Почему?
Дети: Да. Потому что добрые, веселые, интересные, поучительные.
Вос-ль: Чему нас учат сказки?
Дети: Быть добрыми, аккуратными, внимательными, вежливыми, трудолюбивыми, смелыми, справедливыми, послушными.
Воспитатель: Молодцы, ребята все сказки К. И. Чуковского отгадали.
Хорошие сказки писал дед КОРНЕЙ-
Воспитывал взрослых и детей.
Будут и внуки наши и дети,
Сказки читать весёлые эти.
Сундучок мы открываем
И подарки получаем
Спасибо домовёнку за подарки!