наталья хохлова
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи «Зимушка-зима»
Цели:
-обобщение, уточнение и расширение представлений знаний детей о зиме;
-систематизировать знания детей о зимних изменениях в природе;
-активизация словаря по теме;
-закрепить умение в подборе определений к заданному слову; образовывать притяжательные прилагательные;
-формировать представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе „Зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
учить понимать причины сезонных изменений в природе и в жизни животных в зимний период; воспитывать любовь к животным, стремление помочь им в трудных условиях.
Предварительная работа:
Наблюдения на прогулке; за явлениями природы (ветер, метель, снегопад, образование сосулек, эксперимент со снегом и т. д., беседа о диких животных, рассматривание картинок.
Материал: предметные картинки с изображением медведя, волка, зайца, лисы, белки, ежа, синицы и снегиря. ; декорации зимнего леса, мольберт, маленькие магнитики, картинки к игре «Найди группу».
Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель:
-Здраствуйте, ребята! У вас сегодня у всех хорошее настроение?
(ответы детей)
Послушайте стихотворение А. С. Пушкина. (Стихотворение читает ребенок)
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…
Воспитатель
- О каком времени года этот отрывок из стихотворения?
- Ребята, а вы любите зиму?
- Почему? (Ответы детей).
Воспитатель
-Действительно, зима веселая пора. Ребята, а в какие игры мы играем зимой?
(ответы детей)
-Ребята, а какая бывает зима?
Ответы детей:
Белая, пушистая, серебристая, холодная, снежная, красивая, студеная, волшебная, сказочная, морозная, вьюжная, сверкающая, суровая, веселая.
Воспитатель
-Да, ребята, вы правы действительно зима у нас очень разная. Она и студеная, и с оттепелью, с метелями и с капелью, со снегом хрустящим.
Дидактическая игра «Подбери слова»
-Подберите к словам характерные признаки. Дети стоят в кругу и передают снежинку и называют прилагательные.
Снег (какой (рыхлый, липкий, белый, пушистый, мягкий, искристый) .
Мороз (какой) (жгучий, сильный, трескучий).
Ветер (какой) (пронизывающий, резкий, сильный).
Деревья (какие) (голые, сонные, тихие, замёрзшие) .
Дни (какие) (короткие, холодные, ясные)
Воспитатель
-Ребята, назовите зимние месяца?
(ответы детей)
Воспитатель
- А какие характерные признаки зимы, вызнаете?
- День становится короче, а ночь - длиннее. Понижается температура воздуха. Идёт снег. Реки, озёра и др. водоёмы покрываются льдом. Прекращается рост растений. Как называется явление, когда идет много снега? (Снегопад.)
Часто во время снегопада дует ветер и тогда снег несётся по воздуху, задерживаясь у домов, заборов, наметает большие сугробы. Как называется это явление? (Метель.)
Физкультминутка.
Вот снежинки вниз летят,
На дома и на ребят.
Мы на улицу пойдём
И в снежки играть начнём.
Падай снег, веселей!
Будет всё кругом белей.
Мы снежинки, мы пушинки
Покружиться мы не прочь
Мы снежинки- балеринки
Мы танцуем день и ночь
Мы деревья побелили
Крыши пухом замели
Землю бархатом укрыли,
И от стужи сберегли.
Воспитатель
- Ребята, а что такое лес? (Много деревьев и кустарников). Что происходит с деревьями в зимнем лесу? (Деревья спят).А давайте с вами отправимся в зимний лес. (Звучит музыка) Посмотрим какой он красивый зимой.
(Ответы детей)
Воспитатель
-Застыл зимний заснеженный лес, будто заколдовала его злая чародейка – зима. Кажется, никто не живет в лесу. Но это не так, и если хорошо приглядеться, на снегу можно увидеть расписные узоры разных следов. А если есть следы, значит, их кто-то оставил.
Воспитатель
-А как вы думаете, животные и птицы в лесу рады проказам матушки – зимы?
(Ответы детей)
-Медведь. Где живёт? (В берлоге). Как приготовился к зиме? (Накопил жира, лёг спать.) «Медведь одну лапу сосёт, да всю зиму живёт».
-Заяц. Где живёт? Днём спит в снежной яме или зарывается в сугроб, а ночью выходит за едой. («Зайцу любой куст-дом родной»). Как приготовился к зиме? (Сменил шубку серую на белую более густую и тёплую). Чем питается? (Корой деревьев и корешками). «Заяц бел, потому и цел».
-Лиса. Где живёт? (В норе). Как приготовилась к зиме? (Шуба стала более густая). Чем питается? (Зайцами и мышами).
-Волк. Где живёт? (В норе, логове. Стаями). Как приготовился к зиме? (Шуба стала более густая). Чем питается? (Зайцами, овцами). «Волка ноги кормят».
А почему лисе и волку не нужно менять зимой цвет шубки?
-Белка. Где живёт? (В дупле). Как приготовилась к зиме? (Шуба из рыжей стала серой, чтобы не видно было среди стволов). Чем питается? ( Запасами: грибами, орехами, шишками).
-Ёж. Где живёт? (В норе). Как приготовился к зиме (Впал в спячку).
Каких зимующих птиц вы знаете? (свиристель, синица, снегирь и т. д.). Чем они питаются зимой? (ягодами, семечками из шишек).
Игра «Четвёртый лишний».
1. Медведь, лиса, волк, заяц;
2. Волк, лиса, лось, оленёнок;
3. Кошка, медведь, заяц, белка;
4. Берёза, липа, сосна, клён;
5. Синица, снегирь, белка, сова.
Трудно зверям и птицам зимой в лесу. А кто из вас знает, как можно помочь животным?
(Ответы детей)
Воспитатель:
- Правильно, люди подкармливают голодных животных: раскладывают сено для лосей, соль для кабанов, для белок шишки и желуди, птицам развешивают кормушки.
Итог занятия
. Молодцы, ребята, порадовали меня своими знаниями. О чём мы с Вами сегодня говорили? А теперь нам пора возвращаться в детский сад.