Анна Игнатова
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе «Весенняя сказка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.
Тема: «Весенняя сказка»
Программные задачи:
Воспитание звуковой культуры речи:
• Совершенствовать речевой слух.
• Закреплять навыки четкой правильной выразительной речи.
• Отрабатывать интонационную выразительность речи в скороговорках в заданном воспитателем ритме с разной силой голоса.
Словарная работа:
• Продолжать расширять и уточнять знания детей об окружающем,
• Обогащать речь существительными, обозначающими растения, животных, птиц.
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе „Весенняя сказка“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
• Расширить словарь признаков по теме: «Весна».
• Закреплять умение сопоставлять явления по временным и качественным признакам.
Грамматический строй речи:
• Закреплять навыки употребления в речи детей сравнительных оборотов.
• Закрепить термин «предложение», правильно «читать» его, развивать умение называть слова в предложении последовательно и в разбивку.
• Активизировать в речи детей прилагательные и глаголы. Формировать умение выбирать наиболее точные слова при решении речевых ситуаций.
Развитие связной речи:
• Продолжать совершенствовать монологическую форму речи.
• Упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с
использованием наглядных пособий, связно с логической
последовательностью.
• Совершенствовать умение в составлении короткого рассказа на
заданную тему с помощью мнемотаблиц.
Оборудование:
Мультимедийная установка, мяч, мнемотехнические таблицы на каждого ребенка, мольберт,
Дети приветствуют гостей:
Собрались все дети в круг
Я- твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И гостям мы улыбнемся.
Здравствуйте, гости!
Воспитатель обращает внимание детей на изображение грустного медвежонка: как вы думаете, что случилось у этого медвежонка?
Воспитатель рассказывает сказку «Весенняя сказка»
Дети вместе с воспитателем садятся на стулья перед экраном мультимедийной установки. Воспитатель рассказывает сказку. На экране появляются картинки, демонстрирующие события сказки.
Воспитатель: «Жили-были четыре времени года. Вы их узнали?
Дети: Зима, Весна, Лето, Осень.
Воспитатель продолжает рассказывать сказку: Времена года жили дружно и по очереди правили миром. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне. Снег не таял, дули холодные ветра. Загрустили под снежным покрывалом растения. Медведь не может проснуться в своей берлоге. Забеспокоились Осень и Лето, но не могли совладать с зимним холодом. Так и осталась властвовать на Земле холодная и суровая Зима. Все вокруг замерзло и погрузилось в сон.
В: Дети, понравилась ли вам сказка?
Дети: предлагают свои варианты ответа.
В: Ребята, предлагаю вам изменить сюжет этой сказки и помочь весне вступить в свои права.
На экране появляются картинки КОСТЕР, ЛАМПОЧКА, СОЛНЦЕ.
Воспитатель: Чтобы спасти Землю от зимы нужно ее согреть. Как выдумаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне и отогреет Землю? (Ответы детей – «Солнце» Если дети дают неправильный ответ, то воспитатель помогает им с помощью наводящих вопросов). Посмотрите, какое солнце неяркое и маленькое. Сможет ли такое солнышко согреть землю так, чтобы наступила Весна?
Дети: Нет.
В: Давайте зажжем наше солнце. Мы будем выполнять небольшие задания, за каждое задание наше солнышко будет становиться больше и поможет Весне наступить снова. Вы готовы?
1. Воспитатель: Чтобы помочь Весне, нам нужно вспомнить все приметы весны. Например, весной день становится длиннее, а ночи короче.
Дети предлагают варианты ответов:
- растаял снег
- потекли ручьи
- появились проталины
- закапали сосульки
- прилетели птицы
- на деревьях набухли почки.
- расцвели первые цветы
- зацвели деревья.
2. Воспитатель: Что бы Солнце помогло Весне, и мир снова расцвел яркими красками. Давайте поиграем и расскажем про солнышко.
Проводится игра «Сравни и назови», в ходе которой воспитатель, бросая ребенку мяч, начинает фразу, а ребенок заканчивает.
• Солнце желтое, как… (одуванчик, цыпленок, лимон).
• Солнце круглое, как… (мячик, апельсин, колобок).
• Солнце ласковое, как… (бабушка, мама, ветерок, теплое море).
• Солнце веселое, как… (песенка, клоун,).
• Солнце теплое, как (печка, рукавички, свитер)
• Солнце яркое, как… (лампочка, фонарь, звезда)
• Солнце жаркое, как… (огонь, костер)
После игры дети садятся на стулья
3. Воспитатель: Действительно, Солнце – самое большое и доброе чудо. Давайте еще с солнцем поиграем. Игра называется «Живые слова». Вы будете не детьми, а словами.
Я вам назову предложение: «Весной солнце ярко светит».
Повторите это предложение.
Давайте скажем тихо.
А теперь произнесем громко, радостно.
Сколько слов в предложении? (четыре)
Назовите эти слова. (Дети называют)
Кто будет словами этого предложения?
Дети выбирают слова, становятся в ряд слева на право и произносят предложение.
Теперь я хлопну в ладоши, слова разойдутся, а когда я позову «Слова ко мне!» они снова станут по порядку. Дети- «слова» произносят предложение и т. д.
Воспитатель: Если мы уберем слово «ярко», какое предложение получиться? (Весной светит солнце.)
А если уберем слово «весной», какое предложение прочитаем? (Солнце светит).
4. Воспитатель: Весною, как только растает снег, распускаются первые цветы. Выходите скорее на полянку.
Раз, два, три! Превратились дети в цветы.
Воспитатель спрашивает у нескольких детей: Ты какой цветок? (Дети называют первоцветы: подснежник, примула, крокус, фиалка, медуница, одуванчик, ландыш и т. д.)
Упражнение «Цветы»
Воспитатель: Что-то давно не было весеннего дождя, наши цветочки начали вянуть.
Сначала опустили головки (Дети опускают головы, плечи, потом листочки (роняют руки вдоль туловища). А потом согнулся весь стебелек до самой земли (Приседают на корточки.). Вдруг закапал дождь (Медленно встают, поднимают голову, и цветочки начали оживать (медленно поднимают руки над головой). Подул ветерок, зашумели стебельки (Покачивают руками в стороны, имитируя ветер). Затих ветерок (Спокойно опускают руки).
Раз, два, три, четыре, пять! Стали мы детьми опять.
Воспитатель: Давайте понюхаем, как пахнут цветы. Глубокий вдох – носом,на выдох произнесем «Ах, как чудно пахнет цветок». Дети произносят фразу на выдохе2-3 раза.
Пришла пора весенняя,
Пришла пора цветения.
И, значит, настроение
У всех людей - весеннее!
5. Воспитатель: Давайте еще раз расскажем о весне и о своем настроении. А помогут вам в этом таблички- помощницы. Таблички разные, поэтому и рассказы у всех будут разные. Сначала, послушайте мой рассказ. Воспитатель рассказывает свой вариант рассказа о весне.
Воспитатель раздает таблички, объясняет:
Посмотрите внимательно на таблички. Что нарисовано сначала? Что потом? С чего вы начнете свой рассказ?
Воспитатель подходит к каждому ребенку, уточняет, все ли ему понятно.
Дети по очереди рассказывают небольшой рассказ, выставляя свою табличку на мольберт. После того, как все дети рассказали, воспитатель подводит итог.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Рассказы ваши были очень интересными. У всех они получились разными. Вот и на солнышке нашем появились еще лучики. Солнце стало яркое, горячее и растопило холодное сердце Зимы. Помирилась Зима со своими сестрами-временами года и уступила трон Весне. Теперь все медведи смогут проснуться в лесу, ведь наступила теплая и добрая весна.
Воспитатель: Чтобы весна была теплой и яркой предлагаю вам выучить небольшое стихотворение о весне.
Снова солнце в небе улыбается, Соединять пальцы правой руки с большим.
Снег растаял, ручейки звенят. Соединять пальцы левой руки с большим.
И подснежник первый распускается, Ладони вверх, пальцы сложены лодочкой, запястья рук прижаты друг к другу; разъединять пальцы, постепенно отводя их друг от друга.
С юга птицы с песнями летят. Ладони повернуты к себе, большие пальцы переплетены, остальными пальцами совершать колебательные движения – «птичка».
Воспитатель: Давайте дружно скажем: «Мы любим весну!» Дети говорят.
Итог занятия:
- Чем сегодня мы занимались? Что нового узнали? Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей).
Вот и солнышко вам улыбается и дарит свои лучики-витаминки, чтобы вы всегда были полны энергии и здоровья!