Надежда Малькина
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе «Дочки-матери»
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №46»
Конспект
занятия по речевому развитию
в старшей группе №7
Составила и провела:
Воспитатель
Малькина Н. А.
Г. о. Саранск 2018
Тема: Составление рассказа по картине «Дочки – матери»
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе „Дочки-матери“» размещена в разделах
- Дочки-матери. Сюжетно-ролевая игра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Образовательные цели: Обеспечение целостного восприятия картины. Уточнение и активизация словаря по теме «Игрушки» (игрушка, кукла, коляска, кубики, клоун, конструктор; играть, беречь, ломать, придумывать, укачивать, убаюкивать; новый, красивый, яркий, интересный).
Обучение составлению плана – рассказа и рассказа по отдельным фрагментам картины.
Развивающие цели : развитие навыков речевого общения, связной речи с движением, зрительного восприятия и внимания, речевого слуха.
Воспитательные цели: формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.
Оборудование: Картина О. Р. Гофман «Дочки-матери»; игрушки, названия которых начинаются со звуком «к».
Предварительная работа: проведение игр «Дочки-матери», «Хозяюшка» в центре сюжетно-ролевых игр, разучивание упражнения «Мячик».
Ход занятия
Организационный момент. Развитие фонематического восприятия.
Педагог говорит тему занятия и предлагает детям приготовиться.
- Посмотрите внимательно вокруг, найдите и назовите в группе игрушки, названия которых начинаются со звука «к». (кукла, кубики, конструктор, коляска и т. д.)
- Молодцы. Отлично справились с заданием. Садитесь. А теперь расскажите, для чего вам нужны игрушки? (игрушки нужны для того, чтобы в них играть).
- Верно, и сегодня мы с вами будем говорить об игрушках, рассмотрим картину «Дочки-матери» и составим рассказ по ней.
- А сейчас послушайте, я прочитаю стихотворение Б. Заходера «Игрушки» :
Дети любят игрушки – так все говорят.
Ну, а разве игрушки не любят ребят?
Очень любят! Души в них не чают!
Просто это не все замечают.
Мы молчим, мы не хнычем,
Когда нас бросают, -
Мы ведь знаем, что слезы от бед не спасают.
Не заметишь обиды по нашему виду –
Мы ребятам прощаем любую обиду!
Оттого-то, наверное, не все замечают
Как игрушки страдают, тоскую, скучают.
Оттого-то не знают (и знать не хотят)
Как мы верно и преданно любим ребят.
- Скажите, как нужно относиться к игрушкам? (бережно, не ломать, не бросать. Игрушки любят, когда в них играют)
- Давайте рассмотрим картину и побеседуем о том, как дети играют с игрушками. (Одна минута на рассмотрение)
- Кого вы видите на картине? (на картине нарисованы дети)
- Что они делают? (играют в «Дочки-матери»)
- Посмотрите на детей, которых художник нарисовал в левой части картины. Расскажите о том, как они одеты, что они делают.
(Девочка в пестром платье разговаривает с мальчиком. У нее плетеная коляска. В коляске сидит кукла. На поводке девочка держит мехового щенка. Мальчик в шляпе, очках и галстуке разговаривает по мобильному телефону, держит в руке портфель-дипломат).
- Как вы думаете, кого изображали эти дети? В какую игру они играют? (Они играют в «Дочки-матери». Девочка – это мама, а мальчик – папа. Мама вышла гулять со своим сыном и собакой, а папа пришел с работы)
- Посмотрите на девочку в розовой кофточке и голубой юбке. Расскажите о том, что она делает, где находится. (Девочка сидит за столом и наливает чай кукле. На столе стоит красивая красная посуда. Девочка – это мама, а кукла – ее дочка. Они сидят в кукольной кухне. В кухне разноцветная мебель. На полке стоит полосатая кастрюля висят поварешки. Девочка может приготовить обед для куклы, своей дочки)
- Еще одну девочку мы видим на заднем плане картины. Где она находится? Как она одета? Что она делает? (Девочка в розовой юбке и голубой кофточке сидит в кукольной комнате около кроватки. Она держит в руках куклу и поет ей колыбельную песенку. Девочка убаюкивает куклу и укладывает ее в кроватку)
- Как вы думаете, детям нравится играть в «Дочки-матери»? (Детям очень интересно. У них много игрушек: куклы, коляски, посуда. Есть комната и кухня для кукол. В комнате и на кухне стоит красивая мебель. Дети придумывают как можно играть с куклами).
- Вы очень хорошо отвечали на мои вопросы, а теперь давайте отдохнем.
Физминутка «Мячик»
(на ковре, в кругу)
Раз, два, прыгай, мячик.
Раз, два, и мы поскачем.
Девочки и мальчики
Прыгают, как мячики.
(по два прыжка на носках на каждую строку, руки на поясе).
- Ребята, садимся на ковер по-турецки. Продолжаем отдыхать. Сейчас я вам прочитаю веселое стихотворение, которое называется «Проказники». Послушайте его внимательно.
Мне себя сегодня жалко.
Папа с другом на рыбалке,
Мама в бане с тетей Томой.
Ну а мы с котенком – дома.
Телевизор посмотрели,
Все мороженое съели,
Согревались сладким чаем –
Чайник вдруг упал случайно
На сервиз, что подарили
Дядя Гоша с тетей Лилей.
Мы еще кувшин разбили
(Клей в кувшине разводили,
Чтоб сюрприз устроить маме:
Три ромашки на пижаме,
Что вчера купил ей папа.)
Клей собрали папе в шляпу.
Написали два портрета
На стене у туалета.
Поливали пальму в доме,
Чтобы выросла высокой.
А потом котенок Тошка
Угодил в ведро с картошкой.
Пол пришлось помыть пижамой,
Чтоб не огорчалась мама.
В общем, страшно мы устали
Все пришли – мы крепко спали.
- Вот, оказывается, как могут проказничать дети, если не умеют играть с игрушками. Давайте посчитаем, сколько шалостей совершили малыш и котенок Тошка (дети перечисляют и считают - 9)
- Я думаю, что вы никогда не будете делать таких сюрпризов маме, как этот мальчик. А теперь возвращаемся за столы (педагог обращает внимание детей на картину)
- С чего вы начнете рассказ? (Скажем, кого художник нарисовал на картине и что они делают)
- Верно. О ком вы будете рассказывать потом? (О мальчике и девочке с коляской)
- Не забудьте сказать, как они одеты, в какую игру играют.
- О ком будете рассказывать потом? (О девочке, которая поит куклу чаем)
- Хорошо, а затем? (О девочке, которая укачивает куклу)
- Чем вы закончите рассказ? (Что детям интересно играть в «Дочки-матери»)
- Мы с вами составили план рассказа по картине. Сейчас вы одну минуту подумайте, а потом будете составлять рассказ по этому плану.
Далее педагог приглашает к картине 4-х детей, которые будут составлять рассказ по отдельным фрагментам картины:
1. Художник нарисовал на картине детей. Они играют в «Дочки-матери»
2. Слева мы видим мальчика в галстуке, шляпе и очках. Мальчик – это папа. Он пришел с работы и разговаривает по мобильному телефону. Девочка – это мама. Она посадила в коляску куклу – своего сына, взяла мехового щенка и вышла встречать папу.
3. Справа мы видим девочку в голубой юбке и розовой кофточке. Она сидит в кукольной кухне. Там стоит красивая мебель, есть посуда для кукол. Девочка посадила куклу – свою дочку за стол и наливает ей чай в красивую чашку.
4. На заднем плане мы видим девочке в розовой юбке и голубой кофте. Девочка сидит в кукольной комнате около плетеной кроватки. Она укачивает куклу, свою маленькую дочку, и поет ей колыбельную песенку. Детям нравится играть в «Дочки-матери». У них есть красивые игрушки: куклы, коляска, мебель, посуда. Они придумали интересную игру.
- Молодцы, ребята, очень хороший рассказ составили. А теперь я расскажу вам его целиком. (рассказывает, и если кто-то из детей изъявит желание рассказать, можно спросить его.)
Воспитатель убирает картину.
- Вспомните, что мы делали на занятии? (Мы составляли рассказ по картине «Дочки-матери»)
- Кто изображен на картине и что они делают? (Изображены дети, они играют в кукольном уголке)
- Художник нарисовал картину яркими, сочными красками. Когда мы ее рассматривали, у нас создается радостное настроение. Мы видим, что детям очень интересно играть с красивыми, яркими игрушками.
Я думаю, что сегодня вы тоже поиграете в кукольном уголке, будете играть дружно, придумаете много интересного.
- Чей рассказ вам понравился больше. (дети оценивают рассказы друг друга)
Воспитатель говорит об окончании занятия