Оксана Вербина
Конспект открытого занятия по речевому развитию в старшей группе «Урок вежливости»
▼ Скачать + Заказать документы
по речевому развитию в старшей группе
Тема: «Урок вежливости»
Интеграция образовательных областей :«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Публикация «Конспект открытого занятия по речевому развитию в старшей группе „Урок вежливости“» размещена в разделах
- Вежливость, волшебные слова. Конспекты занятий
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Цель занятия : учить детей вежливому обращению со сверстниками и со взрослыми людьми, знакомить с миром вежливых слов и речевых оборотов.
Задачи занятия :
Развивающая задача : развивать связную, интонационно выразительную речь; обогащать словарный запас; способность оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам, развивать коммуникативные навыки.
Обучающая задача: систематизировать представления о нормах поведения: учить вежливо здороваться, прощаться со взрослыми и детьми, обращаться с просьбой, благодарить за услуги; не перебивать говорящего, выслушивать собеседника; говорить спокойно, доброжелательно.
Воспитательная задача: воспитывать вежливость, доброжелательность, уважение к окружающим.
Предварительная работа: чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово», стихотворения С. Маршака «Ежели вы вежливы»; рассматривание картинок с изображением положительных и отрицательных поступков детей; решение проблемных и игровых ситуаций: «Кто поступил правильно?» и т. д. ; чтение пословиц и поговорок о добре и вежливости.
Материал и оборудование: игрушка Буратино, картинки с отрицательными и положительными поступками, карандаши, заготовки лепестков, мяч, аудиозапись, кружки красного и черного цвета по количеству детей.
Ход занятия:
Организационный момент.
Дидактическое упражнение «Что изменилось?»
Дети сидят на стульчиках, расставленных полукругом напротив воспитателя. Воспитатель обращает внимание детей на гостей:
- Сегодня у нас на занятии будут присутствовать гости. Вы их все знаете и любите, давайте поздороваемся!
Воспитатель: - Дети давайте поиграем в игру «Что изменилось?». Вы закроете глаза, потом по сигналу откроете и скажете, что в группе изменилось. Договорились?
Дети закрывают глаза, воспитатель ставит стул с игрушкой Буратино спиной к детям.
Воспитатель: -Открывайте глаза. Что изменилось?
Дети: Буратино появился.
Воспитатель: - Правильно. Но что бы сделал вежливый человек придя в гости? А Буратино это сделал? Какой он невежливый! Отвернулся от нас. Дети, как вы думаете, что нужно было сделать Буратино, прежде чем зайти в группу?
Дети: Поздороваться.
Воспитатель: Правильно. Подумайте дети и скажите кого мы можем назвать вежливым человеком?
Дети: ответы.
Воспитатель: Правильно, вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид. Вежливый человек всегда здоровается и прощается, приветлив и внимателен. Если его о чем-то спрашивают или просят оказать какую-то услугу (принести, помочь, подать и т. д., он всегда это делает охотно. Вам нравятся вежливые люди? А невежливые?
Дети: ответы.
Воспитатель: Если кто-нибудь сделает для вас что-то, то следует сказать: «Спасибо». Если кто-то скажет вам «Спасибо», то вам следует ответить «Пожалуйста». А если вы нечаянно кого-то толкнули, или обидели, то следует сказать: «Извините пожалуйста».
Д/игра «Приветствие».
Воспитатель ь: -Давайте поиграем в игру.
Воспитатель предлагает детям назвать варианты приветствия, в зависимости от того, какое время суток и с кем мы здороваемся: доброе утро, -день, -вечер, здравствуйте.
Воспитатель: Давайте представим, что утром Даша встретила Юлю. Как ты поздороваешься Даша? А если встретились вечером? Кирилл прощается со взрослым человеком, что скажешь? И т. д.
Дети: ответы.
Воспитатель: Дети, а что нужно сказать после приветствия Буратино?
Дети: Спросить разрешения пройти в группу.
Воспитатель: И еще есть одна ошибка у Буратино? Что он еще должен был сделать?
Дети: Спросить разрешение присесть.
Воспитатель: Дети, я думаю, Буратино все понял. Давайте пригласим Буратино на наше занятие и научим его вежливым и добрым словам.
Отгадывание загадок.
Встретив зайку, еж – сосед
Говорит ему «…» (Привет)
А его сосед ушастый
Отвечает: «Ежик …» (Здравствуй)
Растает даже ледяная глыба,
От слова теплого «…» (Спасибо)
Во всех странах на прощанье,
Говорят всем «…» (До свиданья)
Нечаянно мы толкнули Витю
И все сказали «…» (Извините)
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы «…» (Спасибо)
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит «…»(Добрый день)
Когда нас бранят за шалости,
Говорим «…» (Простите пожалуйста)
Воспитатель: -Дети, а вы знаете пословицы и поговорки о вежливости, доброте и дружбе? Кто расскажет?
Дети: ответы.
Д/ упражнение с мячом «Вежливые слова»
Воспитатель: -Ребята, давайте поиграем в игру. Я буду вам бросать мяч, а вы ловить и говорить вежливые слова.
Воспитатель бросает мяч детям по очереди и дети называют вежливые слова.
После игры дети садятся на стульчики.
Д/игра «Что такое хорошо и что такое плохо»
Воспитатель: - А теперь давайте разберемся на примере что хорошо и что плохо. Я буду показывать картинки с поступками детей, а вы их рассматривать и распределять на хорошие и плохие. Если поступок хороший, вы поднимите красный кружок, а если плохой- черный.
Физминутка «Быстро встаньте»
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись
Рук коленями коснулись
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
Изобразительная деятельность детей.
Воспитатель предлагает детям разукрасить лепестки для цветка вежливости.
Воспитатель: -Дети у меня есть серединка цветка и не раскрашенные лепестки. Давайте их раскрасим и сделаем цветок вежливости.
-Каким цветом будем раскрашивать?
-Сколько лепестков будет в цветке?
-Желтый цвет на какое слово похож? (Здравствуйте)
-А красный?
Воспитатель предлагает детям сесть за столы, выбрать цвет карандаша и приступить к работе. Включают расслабляющую мелодию. Дети рисуют и сдают работу. Собирают цветок при помощи клея или степлера.
Итог занятия.
Воспитатель: -Что нового мы сегодня узнали? Чем занимались? О каких особенных словах мы сегодня говорили? Почему эти слова называют «волшебными»? Почему эти слова очень важные?
Дети: ответы.
Воспитатель: -Дети, как вы думаете, научился ли Буратино вежливым словам?
Дети: Да, научился.
Воспитатель: -Давайте подарим Буратино наш прекрасный цветок вежливости, чтобы он никогда их не забывал. Скажем нашим гостям «Спасибо за внимание». А теперь можете поиграть с Буратино, показать ему нашу группу, игрушки.