Тамиря Ерзина
Конспект занятия по речевому развитию с использованием моделирования и ТРИЗ в подготовительной группе «Шарик ищет друзей»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по речевому развитию с использованием моделирования и ТРИЗ в подготовительной группе «Шарик ищет друзей». Составила и провела: Ерзина Тамиря Хакимовна, воспитатель МДОУ «Детский сад №22 комбинированного вида» г. о. Саранск, 2015г.
Программное содержание.
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию с использованием моделирования и ТРИЗ в подготовительной группе „Шарик ищет друзей“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
Способствовать развитию умений детей решать несложные проблемы, находить творческие позитивные решения возникающих проблем. Учить строить модели сказок.
Способствовать развитию умений составлять простые и сложноподчиненные предложения.
Развивать связную речь. Активизировать словарный запас детей.
Закреплять навыки согласования прилагательных и существительными.
Развивать умения составлять звуковой анализ слова.
Развивать воображение, память, мышление.
Воспитывать дружеские отношения, заботливое отношение к животным.
Коррекционные задачи.
Развитие зрительного восприятия.
Коррекция и обогащение словарного запаса.
Методические приемы: игровая ситуация «Письмо от Шарика», работа с пословицей, моделирование, игра «Придумай слово», физминутка, пальминг, ТРИЗ, схемы звуко-буквенного анализа слов, итог.
Оборудование: письмо, картинки: щенок, медведь, заяц, волк, человек, круги синие и красные, схемы карточки для моделирования ТРИЗ, круги разного цвета для метода «Волшебная дорожка».
Ход занятия.
1.-Ребята, сегодня нам пришло письмо: «Дорогие ребята! Мне очень хочется дружить и иметь много друзей. Шарик».
Воспитатель:- Ребята, поможем найти друзей Шарику?
А что значит дружить?
Ответы детей: Дружить – это значит играть вместе, помогать друг другу, делиться игрушками, никогда не обижать друг друга.
Есть даже такая песенка:
Друг в беде не бросит,
Лишнего не спросит,
Вот что значит
Настоящий, верный друг.
2. Какие пословицы и поговорки вы знаете?
Примерные ответы детей:
Друг познается в беде.
Нет друга – так ищи, а найдешь – так береги.
Дружба дороже богатства.
Одна пчела не много меду натаскает.
Один за всех и все за одного.
3. Воспитатель: – Ребята я вам назову героев сказки, а вы угадайте, как называется эта сказка.
Собака, зайчик, волк, медведь, человек. (Мордовская народная сказка «Как собака друга искала»).
-О ком говорится в этой сказке? (О собаке).
-Давайте заменим собаку кружочком. (Цвет кружочка по выбору)
-Вспомним, кого собака повстречала первым в лесу? (вторым, третьим, четвертым).
( Дети выкладывают на фонах круги разных цветов: (заяц (маленький белый или маленький серый кружочек, волк (серый кружок, медведь (коричневый кружок, человек (по выбору).
4. Воспитатель: – Ребята, я сейчас составлю из букв слово, а вы его прочитайте. Придумайте слова, начинающие на каждый звук. Игра «Придумай слово».
В – ( например: ворона, воробей, варенье, веревка, велосипед, виноград, ветка, вода….).
О – орех, окошко, огурец, орел, очки, олово…
Л – лес, лось, лейка, ласточка, лягушка, лента, лужа, лимон, лимонад….
К – колобок, кошка, колесо, калоши, клей, качели, календарь, карусель…
5. Физкультминутка.
Я иду, и ты идешь – раз, два, три.
Я пою, и ты поешь – раз, два, три.
Мы идем, и мы поем – раз, два, три.
Очень дружно мы живем - раз, два, три.
6. Воспитатель: – Я составила из букв слово, а вы замените эти буквы звуками.
- Что мы знаем о звуках? Какие бывают звуки? Какие гласные звуки? Какие согласные звуки?
Звуковой анализ слова «Волк» ( Дети выкладывают на фонах кружочки: синие – согласные, красные – гласные).
7. Воспитатель: – Давайте вспомним «кто кого боялся» в сказке?
Заяц – волка, волк – медведя, медведь – человека.
- Собака кого выбрала другом? (Человека).
- Человек – какой? (Человек – храбрый, мудрый, мужественный, отважный, смелый, сильный, добрый, заботливый, трудолюбивый).
8. Воспитатель: – Ребята, но Шарик хочет иметь много друзей. Давай подружим всех зверей этой сказки.
- Мы хотим подружить собаку со всеми героями этой сказки. Давайте обратимся к собаке. Собака, я хочу тебя подружить с …. И сказать какой он.
Примерные ответы детей:
- Собака, я хочу тебя подружить с зайцем. Заяц – пушистый, длинноухий, шустрый, быстрый, ловкий, прыгучий, трусливый, но добрый.
- Собака, я хочу тебя подружить с волком. Волк – сильный, смелый, серый, зубастый, клыкастый, выносливый…
- Собака, я хочу тебя подружить с медведем. Медведь – мохнатый, неуклюжий, косолапый, большой, сильный…
9. Гимнастика для глаз. Пальминг.
10. Воспитатель: - Итак, мы подружили зверей. Они стали все добрыми, вежливыми и веселыми.
- А где они будут жить? Ведь собака – какое животное? (домашнее). А лесные звери? (дикие).
Воспитатель: - Может, мы построим общий дом «Дом Дружбы». Он будет сказочным, веселым и забавным. Чтобы им было уютно, в этом доме, что должно там быть? (Столовая, чтобы есть. Театр – смотреть спектакли. Спортзал – заниматься спортом. Игровая комната, комната отдыха).
Воспитатель: - А вот каким должен быть домик и из чего мы его построим, мы узнаем по картинкам, которые находятся в чудесной шкатулке. (Дети достают картинки, вывешивают на мольберт, рассматривают: «Курьи ножки», «паутина», «море», «колокольчик»).
- Каким будет дом?
- Чем хорош этот дом?
- Что в нем не очень хорошо?
- Как же сделать так, чтобы было все хорошо?
(Дети, отвечая на вопросы, по картинкам составляют рассказ).
Воспитатель: - Ну вот, дом, который вы построили, зверюшкам точно понравится.
11. А вам, ребята, что больше всего понравилось?
12. Итак, зверей мы подружили. Дом построили. Звери вас благодарят. Шарик очень рад и дарит вам свою фотографию. (Рисунок с изображением щенка, который дети раскрасят в свободное время).
Используемая литература.
1. Белоусова Л. Е. Удивительные истории. / Под редакцией Б. Б. Финкельштейн – Спб. : «Детство – Пресс», 2003
2. Васильева М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду. Москва. Мозаика – Синтез, 2005.
3. Крупенчук О. И. научите меня говорить правильно/ Пособие по логопедии. – Спб. : Издательский Дом «Литера», 2006.
4. Лапп Е. А. Развитие связной речи у детей 5-7 лет с нарушением зрения. – М. : Т. Ц. Сфера, 2006.
5. Плаксина Л. И. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 6 вида. Москва «Город» 1999.
6. Тарабарина Т. И. Пословицы, поговорки. Ярославль, Аккад. Развития, 1996.
7. Хрестоматия к программе «Мы в Мордовии живем» : Пример. Регион. Модуль программы дошк. образования/ О. В. Бурляева и др. – Саранск: Мордов. КН. Изд-во, 2011.