Елена Коцура
Конспект занятия по речевому развитию «Рассматривание картины В. Д. Илюхина «Последний снег»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание. Познакомить детей с картиной В. Д. Илюхина «Последний снег». Развивать интерес к произведениям живописи. Учить видению художественного образа. Закрепить знания о жанрах живописи. Развивать воображение с помощью приема «вхождение в картину»; обогащать речь детей эмоционально окрашенной лексикой, эстетическими и искусствоведческими терминами. Воспитывать умение выражать понятно свои впечатления, чувства вызываемые картиной; бережное отношение и любовь к произведениям искусства.
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию „Рассматривание картины В, Д, Илюхина „Последний снег“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
Предварительная работа. Экскурсия в музей. Наблюдения в природе. Чтение, разучивание стихотворений о весне.
Словарная работа. Ледоход, спокойно-радостная.
Материалы. Репродукция картины «последний снег» В. Д. Илюхина, портрет художника, диск с записью «Весна» из цикла Чайковского «Времена года».
Наша земля прекрасна во все времена года, и каждое время прекрасно по своему. Но есть время, когда природа пробуждается от зимнего сна и вся живет ожиданием тепла, солнца. Это время называется?
Какое нежное и ласковое слово весна! И нет уже больше сна, что-то радостное, беспокойное звучит в этом имени. Да весна несет всем радость жизни, радость творчества, деятельности. Это чувство охватывает всех людей, и поэты пишут стихи, композиторы музыку, художники свои картины.
Сегодня мы с вами посмотрим, как о весне рассказал нам наш мордовский художник В. Д. Илюхин.
С этим художником вы уже знакомы, видели его картины в нашем мордовском республиканском музее изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи.
Владимир Дмитриевич писал картины в разных жанрах.
- Ребята, какие картины этого художника вы знаете и к какому жанру они относятся? (ответы детей)
- Владимир Дмитриевич Илюхин внес огромный вклад в живописную культуру Мордовии. Он создал множество портретов тружеников села, интеллигенции, ветеранов войны, где подчеркивал достоинство и нравственную чистоту нашего мордовского народа.
В своих пейзажах Илюхин в основном изображал природу Мордовии, воспевая красоту родного края. Излюбленными сюжетами пейзажей художника являются разнообразные состояния природы весной и осенью. (Выставляется картина В. Д. Илюхина «Последний снег»)
- Вот один из таких пейзажей перед вами.
- Ребята, рассмотрите, пожалуйста, внимательно эту картину. (Дети рассматривают картину, воспитатель читает стихотворение)
Е. Баратынский.
Весна, весна! Как воздух чист,
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам
Летают облака!
- Что изобразил художник на переднем плане? (на переднем плане художник изобразил снег, проталины, речку)
- Какие краски использовал художник при изображении речки?
- Что происходит на реке? (ответы детей)
- Ребята, как всегда весной тает лед на реке - говорят - «лед идет по реке». Одним словом это явление называют - ледоход. Запомните, пожалуйста.
- Какой снег на картине художника? (ответы детей)
- почему художник использовал такие цвета при изображение снега? (снег весной наполнен влагой, поэтому кажется голубым)
- Подберите, пожалуйста, слова, отвечающие на вопрос- какой? К слову снег. (Белый, холодный, пушистый, рыхлый)
- А теперь давайте посмотрим, что изобразил художник на втором плане? (деревья, траву, кусты)
- Какие краски использовал Владимир Дмитриевич при изображении травы?
- Почему он использовал такие цвета красок?
- Какие деревья вы видите на картине?
- Какие художник изобразил деревья на картине?
- Посмотрите, пожалуйста, еще раз внимательно на картину, подумайте и скажите: светит ли солнце в этот весенний день? Вспомните наши наблюдение на прогулках. (На картине видно, что день ясный, солнечный. Небо светло-голубое с темно-голубыми и желтовато-белыми облаками. Лучи солнца придают желтоватый отблеск облакам. На снегу также видим желтоватые мазки. От деревьев падает тень.)
- Какие тона красок преобладают на картине?
- Какая по настроению эта картина? Шумная или тихая, спокойная или наоборот, радостная или грустная?
(Эта картина спокойная, тихая – нет ветра, не видно волн на речке.
Радостная - наступила весна, светит солнце)
По – другому можно сказать картина спокойно- радостная.
-Эта картина производит особое впечатление. От нее веет чем-то близким, родным. Вся картина озарена солнечными лучами, хотя солнца мы не видим. Лучи солнца падают на последний весенний снег, и, кажется, что его становиться все меньше и меньше, а проталины увеличиваются. Река открылась и тоже радуется теплым лучам солнца.
На пригорке весна уже полноправная хозяйка. Снег растаял, появляется нежная светло- зеленая травка. Все оживает, природа пробудилась ото сна после зимних холодов. Вечнозеленые сосны и тонкие березки устремлены ввысь, как будто зовут нас куда-то и воспевают хвалу природе.
На картине преобладают холодные тона. Они дают ощущение прохлады ясного дня, свежего воздуха, ожидание тепла, радости весны.
Н. Рыленков.
Здесь мало увидеть
Здесь надо всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно!
- Ребята, встаньте, пожалуйста, и подойдите поближе к картине. А сейчас представьте себе, что вы все волшебники и можете войти в картину. Закрыли глаза, а теперь открывайте - вы уже в картине. (звучит музыка «Весна» из цикла Чайковского «Времена года», дети свободно перемещаются по группе, представляя себя в картине.)
-А теперь опять закрыли глаза, открыли- мы уже в своей группе. (Дети садятся на стульчики)
- Кто хочет поделиться своими впечатлениями: что он делал, оказавшись в картине, что увидел или что хотел бы делать там. Что почувствовал, услышал и что хотел бы еще увидеть.
(Рассказы детей 1-2)
(Оценка рассказов воспитателем)
- Очень жаль, что сейчас у нас мало времени, и мы не можем прослушать всех детей, но в свободное время мы обязательно прослушаем всех, кого не успеем послушать.
- Ребята В. Д. Илюхин назвал свою картину «Последний снег»
- А как бы вы назвали эту картину?
(Ответы детей, анализ ответов)
- Кто знает стихи созвучные этой картине?
(дети читают стихи (одно или два, воспитатель оценивает созвучность стихов с картиной)
- Ребята, как вы думаете, для чего нам нужны картины?
(Они доставляют людям удовольствие, радость, помогают нам быть лучше, добрее, учат бережно относиться ко всему, что нас окружает)
- Искусство окружает нас всюду: дома, в детском саду, на улице… Оно доставляет удовольствие, радость. К нему следует бережно относиться, учиться понимать его.
Надо помнить и уважать тех, кто создает произведения искусства.