Светлана Кубарева
Конспект занятия по речевому развитию «Поляна сказок» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Поляна сказок»
Тип занятия : обобщение и систематизация занятий
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Цель: закрепить в памяти детей знакомые сказки, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям.
Задачи:
1. Развивать мышление, память, воображение.
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию „Поляна сказок“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
2. Воспитывать интерес и любовь к сказкам.
3. Продолжать работу над предложением, словесным его составом, анализировать, записывать их схематично.
4. Закрепить знание авторов сказок.
5. Формировать навыки координации движения руки при письме, развивать глазомер, мелкую моторику.
Ход занятия:
1. Организационная часть.
Послушайте стихотворение Ф. Кривина «О чем – то скрипит половица».
«О чем скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки.
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка…
-Догадались о чем сегодня наше занятие?
Да, мы поговорим о сказках.
-Ребята, вы любите сказки? Почему они вам нравятся? (все сказки разные, в них происходят удивительные превращения, события, чудеса)
-Сказок много есть на свете,
Все их очень любят дети,
А чему нас учат сказки?
Отвечайте без подсказки. (Быть добрыми, справедливыми, помогать друг другу, выручать из беды, быть смелыми)
2. Основная часть
–Сказки рассказывают о небывалом, чудесном. И они бывают разными: народными и авторскими.
- Ребята, как вы думаете, почему сказки называются народными? (Потому что, их сочиняет народ). Сказки передавались от одного человека к другому. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.
- Почему сказки называются авторскими?
(Потому, что их сочинил и написал один человек – автор. А каких авторов – сказочников вы знаете? (Ш. Перро, братья Гримм, К. Чуковский, А. С. Пушкин, Г. Х. Андерсен) Какие сказки написал К. Чуковский? А. С. Пушкин, и т. д. ?
- Сказки добрые. В каждой сказке побеждает… (добро, а зло… (наказывается)
Игра «Узнай сказку по загадке»
Ребята, вы много сказок знаете? (да)
Сейчас проверим. Я буду загадывать вам загадку, а вы отгадывать сказку.
Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше ноготка. (Дюймовочка)
Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки,
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор … (Айболит)
Я от дедушки ушел.
Я от бабушки ушел,
Скоро к вам приду. (Колобок)
Игра «Узнай сказку по картинке».
-Вы молодцы, можете узнать сказку по загадке. А попробуйте узнать сказку по иллюстрации (на доске развешаны иллюстрации к сказкам «Волк и семеро козлят», «Курочка рябя», «Лисичка – сестричка и серый волк»).
1)- Ребята, посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? – показывает иллюстрацию из сказки «Волк и семеро козлят» (Это сказка «Волк и семеро козлят».)
-Кто ее сочинил? (Это русская народная сказка).
- Ребята, «Волк и семеро козлят»- эта сказка немецкая, сказка братьев Гримм.
Получила распространение в России, вошла в устное народное творчество и с некоторым изменением в сюжете получила статус «Русской народной сказки».
- Чему учит нас эта сказка? (Тому, что нельзя чужим открывать дверь, слушаться маму, и не быть злым как волк, а надо быть добрым.)
2)- Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? – показывает иллюстрацию из сказки «Курочка Рябя». (Это сказка «Курочка Ряба».)
- А какая курочка в этой сказке – хорошая или плохая? (Курочка хорошая. Она подарила дедушке и бабушке золотое яичко, а когда мышка его разбила, она пожалела их и снесла им другое яичко.)
Игра: «Ты мне – я тебе».
(Дети становятся в круг. Ведущий с середины круга бросает мяч детям, называя животное. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой.)
Например: корова – сказка «Крошечка-Хаврошечка».
Коза-, медведь-, волк-,гуси-,лиса-,курица-,заяц-…
Молодцы!
–Тихо садимся за столы.
А сейчас поиграем в игру «Узнай сказку по героям».
-Я буду называть сказочных героев, а вы вспомните название сказок, в которых они действуют.
1. Царь, три сына, стрела, болото (Царевна – лягушка)
2. Очень маленькая девочка, майский жук, ласточка, мышь (Дюймовочка)
3. Мышка, бабка, яичко (Курочка Ряба)
4. Дед, жучка, внучка, мышка (Репка)
Обучающая ситуация «Составь предложение»
«Графическое изображение предложений»
- Я вам показываю предмет, а вы составляете предложение с этими словами из 3 слов.
- (Посадил дед репку)
- (Выросла репка большая)
- Из скольких слов состоит это предложение (какое 1,2,3)
Запишите схему предложения на доске. (2-3 человека)
Пальчиковая гимнастика:
Вот помощники мои,
Их как хочешь, поверни.
По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки.
Чок – чок – чок, чок – чок- чок,
Скачет резвый табунок.
Руки на столе, ладонями вниз. Поочередное продвижение вперед то левой, то правой рукой с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев.
Пальчики разогрели и теперь можно приступить к работе. Еще раз обратите внимание на свою посадку.
Парта – это не кровать,
И нельзя на ней лежать.
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно.
Самостоятельная работа в тетрадях.
- Ребята, откройте тетради. Тетради на столе положите правильно.
(столы детей разлинованы под углом 30 градусов). Умницы! В вашей тетради рисунок репки. Вам надо раскрасить репку сверху вниз не оставляя белых пятен. Работать будем карандашом. Какого цвета карандаш нам понадобится? (Желтый цвет, потому что репка желтая). Карандаш держим правильно в «щепотке» из большого, указательного и среднего пальца правой руки. Готовы? Тогда начинаем работать.
Подведение итогов:
Молодцы! Я хочу сказать вам спасибо от всех сказочных героев. Вы хорошо знаете сказки, но, думаю, у каждого из вас есть самая любимая сказка. Будем дальше знакомится с новыми сказками, узнавать много нового и интересного.