Юлия Герасимова
Конспект по речевому развитию в подготовительной к школе группе «Знатоки сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по речевому развитию в подготовительной к школе группе. Тема: «Знатоки сказок»
Герасимова Юлия Валерьевна, учитель-логопед МАДОУ
детский сад № 35 г. Балаково
Цели:
- развитие правильной связной речи у дошкольников 6-7 лет посредством театрализованной деятельности.
Публикация «Конспект по речевому развитию в подготовительной к школе группе „Знатоки сказок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- развитие умения разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям, использовать для воплощения образа известные выразительные средства (интонацию, мимику, жесты).
Задачи:
- грамматически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание, пополнять словарь детей – особое внимание уделить его качественной стороне, увеличить запас употребляемых в речи глаголов, прилагательных, синонимов, антонимов и т. д. ; помогать ребенку как можно активнее включать эти слова в самостоятельную речь;
- развивать умение свободно рассуждать, делать выводы;
- развивать понимание пословиц и умение объяснить их смысл.
- развивать мышление, наблюдательность, восприятие ребенка; формировать умение чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя;
- воспитывать любовь к русским народным произведениям, любовь к родному языку.
Предполагаемый результат: дети адекватно воспринимают в театре художественный образ, воплощаются в роли используя художественные выразительные средства (мимику, интонацию).
Материалы, оборудование: декорации к сказке, иллюстрации, персонажи лиса, журавль из платочного театра, из театра из губок, из кукольного театра (на выбор детей, картинки к заданиям, раскраски.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок «Мужик и медведь», «Маша и медведь», «Как лиса училась летать», «Заюшкина избушка», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Рукавичка». Рассматривание иллюстраций к сказкам, составление модели - схемы, разучивание ролей, игра "Кто как двигается", разучивание игры для эмоционального сплочения детей «Большое доброе животное», повторение употребления предлогов, знакомство с пословицами о деле.
Словарная работа: на пригорке, горлица, парить, взмыл, рухнула, поднебесье, приземлиться, еле кости собрала.
Ход НОД
Вводная часть.
Дети встают в круг и начинают движение по кругу, звучит голос педагога.
Педагог.
Едет, едет паровоз,
Много у него колес,
Мчится паровоз по кругу,
Машем мы рукой друг другу,
Тра-та-та, тра-та-та,
Занимай свои места!
Дети занимают свои места.
Педагог. Ребята, я получила сообщение на телефон от Паровозика из Ромашкино. В нем говорится, что он попал в беду - заблудился в лесу и не может выбраться, а Леший согласился ему помочь, но нужно выполнить все его задания. Паровозик такой добрый и беззащитный, наверное, страшно ему в лесу, мне бы хотелось помочь Паровозику. А вы, ребята, хотите помочь Паровозику? (Приложение1.)
Ответы детей (да, хотим).
Педагог. Что, же мы можем сделать, чтобы помочь Паровозику?
Дети. Мы выполним задания Лешего, и он поможет Паровозику выбраться из леса…
Педагог. Леший – сказочный персонаж и любит сказки. И все его задания связаны со знанием сказок. Ребята, сначала Леший хочет удостовериться, что у нас дружный коллектив. И посмотреть, можем ли мы поддерживать друг друга и помочь Паровозику. Чтобы это сделать мы поиграем в игру «Большое доброе животное».
«Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох – 2 шага назад. Вдох – 2 шага вперед. Выдох – два шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т. д. мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».
Молодцы, а теперь пора приступить к заданиям и помочь Паровозику!
1. Педагог. Леший хочет проверить, как хорошо вы знаете сказки и придумал для вас вопросы:
1. Про какую царевну говорили, что она едет в коробчонке? (Царевна-лягушка)
2. Кто во всем помогал Крошечке - Хаврошечке? (Коровушка)
3. На каком транспорте любил ездить Емеля? (На печи)
4. У Машеньки сестрицы унесли братишку птицы. (Гуси-Лебеди)
5. Назовите украинскую сказку с похожей по содержанию русской народной сказки? (Теремок- Рукавичка.)
6. Куда нельзя садиться медведю? (На пенек.)
7. Как хвастался заяц в одной сказке? (У меня не усы, а усищи; не лапы, а лапищи.)
Молодцы, ребята, вы отлично справились.
Основная часть.
Педагог. Мы все с вами знаем, что есть сказки, которые мы смотрим по телевизору, которые можно прослушать по магнитофону, по радио, а еще сказки можно показывать самим. И вот в следующем задании Леший просит вас показать ему сказку. Мы с вами знакомились с разными русскими народными сказками «Мужик и медведь», «Маша и медведь», «Как лиса училась летать», «Заюшкина избушка», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Лиса и журавль». Ребята, какую же сказку вы хотите показать Лешему?
Дети. Мы хотим показать сказку «Как лиса училась летать».
Педагог. Ребята, а каким видом театра мы можем показать эту сказку?
Дети. Эту сказку мы покажем платочным театром! (Приложение2.)
Педагог. Кто хочет быть в роли персонажей этой сказки? (выбираем персонажей по желанию детей).
Педагог. Арсений и Полина будут управлять персонажами нашей сказки, Андрей будет рассказчиком, а все остальные, будут зрителями. Персонажи уходят за занавес.
Звучит музыка.
Педагог.
Тише дети не шумите,
Нашу сказку не спугните.
Где ты сказка отзовись,
Нам, ребятам покажись,
Тот, кто любит сказку слушать, приготовьте свои уши!
2. Инсценировка сказки.
По ходу действия сказки персонажи появляются из-за занавеса.
Рассказчик
Повстречал журавль лисицу
На пригорке как-то раз.
Лиса
Как завидую я птицам!
Вот бы тоже мне сейчас
Лапами взмахнуть, и в небе
Словно горлица парить.
Пригодилось это мне бы…
Журавль
Да уж, что и говорить.
Я всю жизнь, лиса, летаю,
Как хочу и где хочу.
Все премудрости я знаю
И в два счета научу!
Рассказчик
Посадил журавль на спину
Гордую собой лису.
Взмыл под облака да скинул.
Журавль
Буду ждать тебя в лесу.
Ну, а чтобы вниз не падать,
Чаще крыльями маши!
Рассказчик
А лисица бы и рада,
Только нечем. В камыши
Рухнула она, и чудом
Из нее не вышел дух.
Лиса
Все равно летать я буду!
Я лиса, а не петух!
Рассказчик
Вот журавль к лисе спустился.
Журавль
Научилась ты летать?
Лиса
Научиться – научилась.
Ой, не сесть мне и не встать!
Очень больно приземляться –
Еле ноги волочу…
Журавль
Надо больше упражняться!
Лезь на спину, прокачу!
Рассказчик
Взмыл с лисой он в поднебесье,
Выше туч и облаков.
Журавль
Каждый день бываю здесь я!
Лиса
Ты давай без дураков!
Как удачно приземлиться,
Мне подробно расскажи.
Журавль
Вот тебе совет, лисица –
Чаще крыльями маши!
Рассказчик
Снова вниз лиса упала,
В землю с головой ушла.
Только через месяц встала.
Лиса
Еле кости собрала!
По земле ходить привычней,
Птицей мне уже не стать!
Говорит мой опыт личный,
Вредно по небу летать!
Конец.
Педагог. Молодцы, ребята, понравилась Лешему сказка. Но впереди еще задания, а нам нужно хорошенько размяться.
Физминутка «Лиса».
У лисицы острый нос,
У неё пушистый хвост,
(Показать руками, какой у лисы острый нос.)
Шуба рыжая лисы
Несказанной красоты.
(«Оглаживают» воображаемый хвост, бока, грудь.)
Лиса павою похаживает,
Шубу пышную поглаживает.
(Величаво идут, поворачивают голову вправо, влево.)
- Я - охотница до птицы!
Кур ловить я мастерица!
Как увижу - подкрадусь
И тихонько затаюсь.
(Тихонько крадутся, затем садятся, пригибаются.)
После прыгну и схвачу,
Деткам в норку отнесу.
(Вскакивают, «хватают» и уносят добычу.)
Педагог. Ребята, пока мы с вами смотрели сказку Паровозик прислал мне фото (показ фото на ноутбуке). Здесь изображены предметы, которые принадлежат героям разных сказок. Персонажи растеряли их в сказочном лесу. Это следующее задание Лешего. Вам нужно показать на картинке предмет, сказать где он находится и какому герою сказки принадлежит.
3. Игра. «Сказочные предметы»
Ступа (на тропинке, Бабе яге)
Ведро (в траве, Рукодельнице)
Яблочко (на ветке, Злой колдунье)
Печь (за деревом, Емеле).
Золотое или простое яичко (под деревом, Курочке Рябе)
Стрела (в дупле, Ивану-царевичу)
Сапоги (на грибе, Коту в сапогах)
Педагог. Молодцы все предметы нашли, всех героев угадали.
Леший очень любит жителей леса и просит вас, ребята, назвать их ласково:
4. Игра. «Назови ласково»
Журавль- (журавлик, журавушка)
Лисица- (лисичка, лисонька)
Птица- (птичка)
Заяц- (зайчик, заинька)
Сова-(совушка)
Медведь-(мишенька, медведюшка)
Педагог. Молодцы ребята и с этим заданием справились, но у Лешего есть последнее задание для вас.
5. Объясните смысл пословицы.
Не за свое дело не берись, за своим не ленись.
Пой лучше хорошо щегленком, чем дурно соловьем.
Дело мастера боится.
Педагог. Как вы думаете, какая из пословиц подходит к сказке, которую мы показали Лешему?
Ответы детей…
Заключительная часть (рефлексия).
Педагог. Молодцы, ребята, какие вы, оказывается, знатоки сказок! А вот и пришло сообщение мне на телефон от нашего Паровозика.
Педагог. Леший остался доволен тем, как вы справились с заданиями и порадовали его. Он показал Паровозику дорогу, и Паровозик выбрался из леса и смог продолжить свой путь. Ой, кто-то стучит в дверь (педагог открывает дверь и возвращается с конвертом). Ребята, это почтальон принес письмо от Паровозика. (педагог читает письмо) Ребята, Паровозик, пишет, что благодарен вам за помощь и шлет вам в подарок раскраски с изображением сказочных персонажей.
Педагог раздаёт детям раскраски и карандаши (по количеству детей).
Ребята, вы можете выбрать раскраску с любым понравившимся вам персонажем и раскрасить ее дома. С Паровозиком, Лисой, Журавлем или Лешим, ведь Леший тоже положительный герой, он помог Паровозику выбраться из леса!
Вы все умнички и я благодарю вас за работу.
Как лиса училась летать:
Повстречались как-то раз Лиса и Журавль:
- Как дела, Лиса-кума?
- Да всё бы хорошо, куманёк, да вот летать я не умею.
- Так давай я тебя научу! Садись верхом!
Уселась лиса на Журавля, поднялись они высоко в небо. Земля внизу - меньше горошины!
- Ну что, кума, готова?
- Да уж готова, а как летать-то?
- А вот прямо так и лети! - сказал Журавль и сбросил Лису со спины. Та камнем полетела вниз, хорошо ещё, что в стог сена угодила.
Журавль следом спустился:
- Ну что, кума, научилась летать?
- Ой, летать-то вроде бы летаю, только садиться тяжело!
- Ну раз так, влезай снова! Теперь посадку отрабатывать будем.
Кое-как, кряхтя и охая, взгромоздилась Лиса Журавлю на спину. Унёс он её выше прежнего, аж под самые облака, и опять сбросил вниз.
На этот раз угодила Лиса в болото, по самую шею увязла, насилу выбралась.