Тамара Аубакирова
Конспект занятия по речевому развитию по произведению А. Плещеева «Осень» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по речевому развитию по произведению А. Плещеева в старшей группе
Цель: формирование умения детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией спокойную грусть осенней природы.
Образовательные:
• помочь детям запомнить стихотворение А. Плещеева «Осень» с помощью разнообразных методов заучивания;
• закрепить характерные приметы осени при рассматривании картин и иллюстраций;
• узнавать эти приметы в стихотворении.
Развивающие :
• развивать выразительность речи;
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию по произведению А, Плещеева „Осень“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Плещеев А.Н. Произведения для детей
- Плещеев А.Н. Стихотворение «Осень»
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
• развивать чувство ритма, устную речь, воображение;
• развивать творческое воображение, память, мышление, внимание.
Воспитательные:
• воспитывать эмоционально-радостные отношения к осенней природе.
• воспитывать желание оказывать помощь;
• воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Приоритетная образовательная область: речевое развитие.
Предварительная работа: наблюдения за явлениями природы осенью (ветер, листопад, серое небо, холодный дождь); коллективные, индивидуальные беседы с детьми об осени; рассматривание иллюстраций; чтение художественной литературы; составление рассказов о красоте осеннего пейзажа.
Форма организации деятельности: групповая
Оборудование и наглядный материал:
• птичка-игрушка, разрезные картинки об осени;
• картинки-схемы для заучивания стихотворения;
Под музыку дети входят в зал.
Воспитатель:
Собрались все дети в круг
Я - твой друг! И ты - мой друг!
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые гости!
Игра «Когда это бывает?»
Воспитатель: Ребята, кому я кину мяч, тот постарается ответить на вопрос : Когда это бывает?
1. День стал короче, ночь длиннее.
2. Листья пожелтели.
3. Птицы улетели в теплые края.
4. Солнце уже греет не так.
5. Деревья готовятся к зиме.
6. Моросит холодный дождик.
7. Стало холоднее.
8. Люди одеваются теплее.
9. Темнеет быстрее.
10. Дует холодный ветер.
Воспитатель: Молодцы. Какое это время года?
Дети: Осень.
Воспитатель: Скажите, как называется явление в природе, когда опадают листья осенью?
Дети: Листопад.
Воспитатель: Ребята, глаза закроем и представим, что мы листочки.
Вдруг подул осенний ветер и листочки полетели.
Воспитатель: Закружились (дети кружатся на ковре, воспитатель рассыпает фрагменты картинок).
Воспитатель: Ветер затих, листочки опали.
Развивающая игра «Собери картинку»
Воспитатель: Ребята, осенний ветер расколол две картинки на мелкие кусочки.
Давайте соберем их и посмотрим, что получится.
(дети берут по фрагменту и за столом составляют картинки)
Воспитатель: Что получилось?
Дети: Осень.
Воспитатель: Перед вами картинки непростые, они волшебные. В них спрятались слова об осени. Как вы ее представляете? Назовите, какая она?
Дети: печальная, золотая, хмурая, красивая, дождливая, ненастная, пасмурная.
Воспитатель: Молодцы! (звучит фонограмма трели птицы).
Воспитатель: Ой, кто это? (воспитатель ищет, откуда идет трель и находит птичку).
Воспитатель: Ребята, к нам в гости прилетела птичка. Птичка, почему ты такая грустная? Что случилось? (воспитатель наклоняется к птичке)
Воспитатель: Ребята, птичка просит помочь ей. Осенний ветер так сильно дул, что птичка отбилась от стаи и теперь не может улететь в теплые края. Она сможет улететь, если выучит стихотворение. Давайте поможем ей. (Воспитатель берет стихотворение у птички).
Воспитатель: Прежде чем помочь птице, мы немножко отдохнем.
Физминутка
Раз, два, три, четыре, пять,
Это каждый должен знать. (Дети шагают на месте.)
Лето, осень и зима,
А потом придет весна. (Хлопают в ладоши.)
Мы теперь друг друга спросим: (Разводят руки в стороны
и смотрят друг на друга.)
- Что настало нынче?
- Осень!
Воспитатель: Стихотворение называется «Осень наступила». Написал его Алексей Плещеев. (Вывешивается портрет А. Плещеева)
Послушайте, я его прочитаю.
Осень наступила,
Высохли цветы.
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит.
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Воды зашумели
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.
Воспитатель: О чем это стихотворение?
Дети: Об осени.
Воспитатель: А что вы почувствовали, когда я прочитала стихотворение? Как я его прочитала?
Дети: Грустно, печально.
Воспитатель: Как поэт говорит о цветах в своем стихотворении? Какие они? (зачитать строчку из стихотворения)
Дети: Цветы стали сухими, засохшими
Воспитатель: Что происходит с кустами, какие они?
(зачитать 2-ую строчку из стихотворения)
Дети: Деревья печальные, потому что опали листья.
Воспитатель: Что произошло с травой с приходом осени? Послушайте, как поэт говорит об этом (зачитать строчку)
Дети: Травка стала вянуть и желтеть
Воспитатель: А кто знает, что означает слово «озимь»
Дети: Поля, которые засеяли на зиму зерном.
Воспитатель: Как вы понимаете эти строчки? «Туча небо кроет, солнце не блестит»
Дети: Небо стало серым, не видно солнышка
Воспитатель: Как понимаете строчки из стихотворения: «ветер в поле воет, дождик моросит?»
Дети: Дует сильный ветер, завывает как волк, идёт мелкий дождь.
Воспитатель: Что означают эти строчки? «Воды зашумели быстрого ручья»
Дети: Из- за сильного ветра вода в реке стала быстрее течь.
Воспитатель: Послушайте последнюю строчку стихотворения «Птички улетели в тёплые края» Как вы понимаете эти слова?
Дети: Птичкам стало холодно, нечего кушать.
Воспитатель: А теперь еще раз послушаем стихотворение. Нам нужно будет заучить стихотворение.
Воспитатель: Для того чтобы легче запомнить стихотворение, нам помогут картинки-схемы. Давайте их нарисуем. (Воспитатель рисует картинки к стихотворению.)
Воспитатель: А теперь еще послушаем стихотворение. Я начинаю говорить фразу, а вы ее заканчивайте.
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: Ребята, птичка сказала, что вы без меня не сможете выучить стихотворение. Докажем ей, что вы сами справитесь?
Для этого вы сами себе выберите картинку-схему. Посмотрите внимательно, что на ней изображено, ту часть стихотворения и будете рассказывать.
(дети рассказывают стихотворение с помощью мнемотаблиц).
Воспитатель: Кто же самый смелый и хочет рассказать все стихотворение? Вот видишь, птичка, ребята справились самостоятельно.
(воспитатель наклоняется к птичке)
Воспитатель: Птичка говорит нам спасибо. Вы помогли птичке запомнить стихотворение. Теперь ветер поможет улететь в теплые края. До свидания, птичка.
(птичка улетает)
Воспитатель: Ребята, вам понравилось стихотворение?
Воспитатель: Как оно называется?
Воспитатель: Кто его написал?
Воспитатель: Давайте еще раз повторим стихотворение.
(дети читают стихотворение)
Воспитатель: Спасибо, ребята, огромное всем
За то, что упорно всем миром трудились,
Работали дружно, совсем не ленились.