ольга гордеева
Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе «Пересказ сказки Алексея Николаевича Толстого»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие связной речи через ознакомление с художественной литературой.
Задачи:
- познакомить со сказкой А. Н. Толстого «Еж»;
- учить детей внимательно слушать художественное произведение, понимать его смысл, отвечать на вопросы. пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты;
Публикация «Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе „Пересказ сказки Алексея Николаевича Толстого“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
- закрепить знания детей о русских народных сказках
- закреплять представления детей о жанровых особенностях сказки, ее отличиях от рассказа;
-развивать связную речь, интонационную выразительность речи, внимание, память, мышление, координацию движений; расширять словарный запас, кругозор детей;
- воспитывать культуру речевого общения; любовь к животным, умение оценивать поступки персонажей произведения.
Оборудоваие: выставка книг, портрет А. Н. Толстого, опорные картинки
Предварительная работа: чтение сказкок и рассказов, в том числе о животных, беседы о диких и домашних животных и их детенышах, отгадывание загадок, настольно – печатные, дидактические игры.
Ход занятия.
Организационный момент.
Игра «Встали дружно все мы в круг».
Встали дружно все мы в круг
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Введение в тему занятия.
-Ребята, сегодня мы отправимся на выставку. (Подходим к выставке)
- Какие книги вы видите на этой выставке. ( Ответы детей: «Крылатый, мохнатый да масляный», «Заяц – хвастун», «Хаврошечка», «Царевна – лягушка», «Айога», «Как лисичка бычка обидела», «Серебряное копытце» П. П. Бажова и т. д.)
- К какому литературному жанру относятся все эти произведения? (сказки)
- Но мы с вами читали не только сказки, но и рассказы. А кто мне скажет, чем отличается сказка от рассказа? (В сказке животные разговаривают, есть волшебные предметы, а в рассказе их нет).
Основная часть.
- Сегодня мы познакомимся еще с одной сказкой, а написал ее русский писатель А. Н. Толстого. (Показ портрета)
- А сейчас я вам прочитаю сказку Алексея Николаевича Толстого, которая называется «Ёж». (Показ книги) Слушать надо внимательно, а если встретятся незнакомые слова, то после прочтения произведения мы с вами постараемся выяснить их значение.
Чтение сказки.
Теленок увидел ежа и говорит:
– Я тебя съем!
Еж не знал, что теленок ежей не ест, испугался, клубком свернулся и фыркнул:
– Попробуй.
Задрав хвост, запрыгал глупый теленок, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа.
– Ой, ой, ой, ой, ой! – заревел теленок и побежал к корове-матери, жалуется.
– Еж меня за язык укусил.
Корова подняла голову, поглядела задумчиво и опять принялась траву рвать.
А еж покатился в темную нору под рябиновый корень и сказал ежихе :
– Я огромного зверя победил, должно быть, льва!
И пошла слава про храбрость ежову за синее озеро, за темный лес.
– У нас еж – богатырь, – шепотом со страху говорили звери
Беседа по содержанию. Словарная работа.
- Давайте с вами побеседуем по содержанию этой сказки. Только отвечать нужно полным предложением
- Скажите, о ком эта сказка? (Ответы детей)
- Кто кого увидел в сказке? (Теленок увидел ежа). (Показ картинки с изображением теленка и ежа).
- Что теленок сказал ежу? (Я тебя съем. А еж испугался, клубком свернулся).
- А что значит выражение «клубком свернулся»? (Ответы детей)
- Выражение «клубком свернулся» означает: скататься, скрутится в клубок.
- Что ответил еж теленку? (Еж фыркнул «Попробуй». Задрав хвост, запрыгал глупый теленок, боднуть норовит.
- Как вы понимаете выражение «задрав хвост»? (Ответы детей)
- «Задрав хвост» значит поднять кверху.
- А что значит слово «норовит» боднуть? (Ответы детей)
Воспитатель дает точное определение выражения.
- «Норовит» значит настойчиво стремиться сделать что-нибудь – настойчиво стремиться боднуть рогами. Вообще, быки бодаются, потому что хотят показать свое преимущество над соперником.
- И что же сделал теленок? (Растопырил передние ноги и лизнул ежа. (Ой, ой, ой, ой, ой! – заревел теленок и побежал к корове-матери, жаловаться). (Показ картинки).
- Что значит «растопырил»? (Отве6ты детей)
Воспитатель дает точное определение выражения.
- «Растопырить» значит неуклюже расставить в стороны, раздвинуть. Теленок неуклюже расставил передние ноги.
- Что сказал он матери? (Показ картинки). (Еж меня за язык укусил. Корова подняла голову, поглядела задумчиво и опять принялась траву рвать.)
- Куда в это время покатился еж? (А еж покатился в темную нору под рябиновый корень и сказал ежихе : «Я огромного зверя победил, должно быть, льва!»)
- Почему он так сказал? (Потому что он не знал, что это был теленок, и он был намного больше его ежа).
- И пошла слава про храбрость ежову за синее озеро, за темный лес. Что это значит? (Что про его храбрость стало известно всем зверям).
- А на самом деле еж проявил свою храбрость или нет? (Нет. Он тоже испугался теленка и свернулся в клубок. И даже, наверное, не понял, почему теленок закричал и убежал.)
- А что говорили звери про него? (У нас еж – богатырь, – шепотом со страху говорили звери.)
- Почему они это говорили шепотом со страху? (Потому что они думали, что он действительно победил настоящего льва)
Физминутка:
Еж спешил к себе домой, (шаг на месте)
Нес запасы за спиной. (похлопывание по спине)
Через кочки он скакал, (прыжки)
Быстро по лесу бежал… (бег на месте)
Вдруг он сел и изменился –
В шарик круглый превратился, (присесть, охватив колени)
А потом опять вскочил
И к детишкам поспешил (бег на месте)
- Ребята, ещё раз внимательно слушаем сказку, а потом попробуем ее пересказать.
Повторное чтение сказки.
Пересказ детей. (2-3 пересказа)
Заключительная часть.
Работа со скороговоркой.
- Послушайте скороговорку.
У ежа ежата, у ужа ужата.
-Давайте повторим ее.
(проговаривают с разной интонацией и скоростью)
Рефлексия.
- С какой сказкой вы сегодня познакомились? («Еж»)
- Кто написал эту сказку? (Алексей Николаевич Толстой)
- Что вам больше всего запомнилось из сказки? (Ответы детей)
- Какие новые слова и выражения вы сегодня узнали? (клубком свернулся, задрав хвост, боднуть норовит, растопырить)