Светлана Валерьевна Горбанева
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе. Составление рассказа «Ласточка» с применением синквейна.
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию связной речи
в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности. Составление рассказа-описания «Ласточка» с применением дидактического синквейна».
Программные задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Закрепить представления детей о перелетных птицах.
Публикация «Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе, Составление рассказа „Ласточка“ с применением синквейна,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ласточка
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
- Продолжать учить детей составлять рассказ-описание о ласточке с применением дидактического синквейна.
Коррекционно-развивающие :
- Упражнять в употреблении существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением, сложных прилагательных.
- Развивать монологическую речь, долговременную память.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать у детей интерес к поведению пернатых обитателей природы, бережное отношение к ним.
Оборудование:
- демонстрационный материал «Перелетные птицы»
- сюжетная картина «Ласточки»
- картинка с изображением ласточки и гнезда ласточки
- схемы для составления синквейна (на каждого ребенка)
- мяч
- картинки с изображением контуров птиц, наложенных друг на друга (на каждого ребенка)
- цветные карандаши (на каждого ребенка)
Ход.
1. Оргмомент.
Игра «Птицы».
Если птицу назову,
В ладоши надо хлопнуть.
А если что-то другое, -
То ногою топнуть!
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи,
Лисы, вороны,
Галки, макароны,
Воробьи и чайки,
Грачи и балалайки,
Снегири, кукушки,
Гуси и ватрушки,
Лебеди и совы,
Дятлы и коровы.
Прилетели под конец
Утка, щука и скворец!
2. Объявление темы.
- По каким признакам мы отличаем птиц от других живых существ?
(Голова и тело покрыто перьями. У них есть крылья. Они умеют летать.)
- А каких птиц называют перелетными?
(Тех, которые осенью улетают, а весной возвращаются из теплых стран.)
- Каких перелетных птиц вы знаете?
3. Вводная беседа.
Загадывание загадки:
Прилетела к нам с теплом,
Путь, проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка.)
4. Рассматривание сюжетной и предметной картин с изображением ласточек, составление предложений по вопросам.
- Какая ласточка по размеру? (Маленькая, очень красивая птичка.)
- Какая у ласточки головка? (Головка у нее маленькая черненькая.)
- Какая шейка? (Шейка коротенькая.)
- Какой клювик? (Очень маленький треугольный.)
- Какие крылышки? (Длинные, узкие, острые и сильные.)
- Какой хвост? (Длинный, острый, сильный, на конце раздвоенный.)
- Какие лапки? (Коротенькие, слабенькие, с маленькими коготками.)
- Какого цвета оперенье на спинке (головке, крыльях, хвосте? (Головка, спинка, крылышки и хвост черные.)
- Какого цвета грудка? (Грудка нарядная, белая.)
- Что у ласточки под шейкой? (Под шейкой красно-синий «галстучек».)
- Когда ласточки возвращаются домой? (Возвращаются ласточки в родные края последними, когда пригревает солнышко, зеленеет травка, листья на деревьях, оживают и весело суетятся насекомые.)
- Где ласточки строят гнезда? (Живут ласточки поблизости от человека. Они вьют свои гнезда под крышами домов.)
- Из чего они строят гнезда? (Из маленьких веточек, соломинок, сухих травинок, пушинок, волосинок и склеивают их землей, смоченной слюной.)
- Чем питаются? (Мелкими насекомыми, мошками, комарами и ловят их в воздухе на лету.)
- Какую пользу приносят ласточки? (Уничтожают насекомых-вредителей, ласточки приносят большую пользу садам, лесам, полям и огородам.)
5. Развитие лексико-грамматических категорий.
Игра «Назови ласково». (С мячом.)
- У ласточки …
Черная голова – черненькая головка.
Черная спина - …
Острые крылья - …
Длинный хвост - …
Белая грудь - …
Белый пух - …
Острый клюв - …
Пестрый галстук на шее - …
Игра «Скажи одним словом».
- Ласточка любит тепло – теплолюбивая ласточка.
- У ласточки белая грудка – белогрудая ласточка.
- Быстрые крылья - …
- Длинный хвост - …
- Насекомых едят - …
- Черная с белым - …
6. Физкультминутка. Игра «Хочу быть птичкой».
Мы по улице гуляли, (Шаги на месте.)
Скворцов и ласточек считали. (Упражнение «Птица летит».)
Раз, два, три, четыре, пять – (Указательным пальцем правой руки дети считают пальцы левой, начиная с мизинца и обратно с большого пальца.)
Будем их считать опять.
Рот открыли, смотрим в небо. (Головы поднимают вверх.)
Влево, вправо. Я там не был. (Повороты головы вправо-влево.)
Птичкой захотели стать (Руки вниз, удивление.)
И руками стали махать. (Взмахи руками.)
Крылья вверх и крылья вниз,
Только слышен ветра свист. (Указательный палец делает круговые движения).
Мы подпрыгнули, чтобы взлететь, (Прыжок, руки вверх.)
Но пришлось на землю сесть. (Присесть.)
7. Работа по составлению синквейна.
(Схема синквейна.)
- Кто это?
- Какая ласточка?
- Что делает ласточка?
- Составьте предложение о ласточке.
- Обобщение или ассоциация.
8. Составление синквейнов детьми.
1-й вариант.
- Ласточка.
- Черно-белая, теплолюбивая.
- Летает, вьет (гнездо, ловит.
- Ласточки вьют гнезда под крышами домов.
- Перелетная птица.
2-й вариант.
- Ласточка.
- Быстрокрылая, насекомоядная.
- Проносится, чивкает, уничтожает (насекомых).
- Ласточки прилетают в родные края последними.
- Весна, тепло, счастье.
3-й вариант.
- Ласточка.
- Красивая, маленькая.
- Кружит, строит (гнездо, охотится (за насекомыми).
- Живут ласточки поблизости от человека.
- Птица.
9. Рассказы-описания, составленные детьми.
10. Игра «Найди ласточку».
У каждого ребенка на столе картинка с изображением контуров птиц, наложенных друг на друга. Дети должны найти и раскрасить ласточку.
11. Итог.