Ольга Саттарова
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Составление рассказа по серии сюжетных картин»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Обучающие - Формировать лексико-семантическую готовность к составлению рассказа по серии сюжетных картин; активизация предметного, глагольного словаря и словаря признаков у детей;
Развивающие - Развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление; упражнение детей в подборе вариантов, придумывании названия рассказа по данным сюжетным картинам; стимулирование мыслительной и речевой активности детей;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Воспитывающие – Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности, воспитание бережного отношения, любви к живой природе.
Оборудование: наборное полотно, серия сюжетных картин «Как помочь птицам зимой?» (Н. Ильякова, отдельные картинки, схемы.
Ход: I.Организационный момент
Воспитатель. - Здравствуйте, дети. Я очень рада видеть Вас. К нам сегодня на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся. ( Звучит музыка: пение птиц). Закройте глаза. Ребята, что вы слышите?
Дети - Пение птиц.
В - Правильно. Ребята, мы с вами оказались в сказочном зимнем лесу. И птицы этого леса нам о чем-то пропели. А о чем, мы узнаем из стихотворения, которое нам расскажет Ильдар. (Звучит стихотворение «Покормите птиц зимой» Александр Яшин). А мы внимательно послушаем.
В. - О чем говорится в стихотворении?
Д -В стихотворении говорится о птицах, о том что их надо подкармливать, помогать зимой.
В. - Молодцы, ребята! Вот мы сегодня с вами поговорим о птицах. Скажите, где они живут, где можно встретить птиц?
Д - Птиц можно встретить в парках, на улице, в лесу.
В. - Правильно. Но вы знаете, что в лесу живет ни одна птица, а много птиц.
Вот мы сейчас поиграем в игру. «Один - много». Я вам назову одну птицу, а вы назовите со словом МНОГО.
Игра «Один – много»
Синица - много синиц, ворона - много ворон, снегирь - снегирей, дятел -дятлов, клест - клестов, голубь - голубей, воробей - воробьев
В. - А как можно назвать всех этих птиц? (зимующие)
В -Почему мы их называем зимующими?
В –Потому что они не улетают в теплые края.
Игра «Подбери действия» Птицы что делают? (Можно с мячом)
Д -Летают, пищат, прыгают, чирикают, клюют, поют, прилетают и т. д.
В -Молодцы и с этим заданием вы быстро справились.
II. Основная часть занятия
Рассматривание картины «Как помочь птицам зимой?»
В. - Сегодня на занятии мы узнаем интересную историю. Для этого мы рассмотрим с вами вот эти четыре картины.
воспитатель помещает на магнитную доску сюжетные картины.
В - Посмотрите внимательно на каждую картину.
Картина№1
- Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете?
- Верно.
- Кто изображен на картине?- Во что одета девочка?
- Во что одет мальчик?- Кого нашли ребята на снегу?- Что случилось с птичкой?
- Почему птичка замерзла?- Что решили сделать дети?
Воспитатель просит детей отвечать на вопросы полными предложениями.
Картина№2
- Что делают дети на этой картине?- что у мальчика в руках?
- Куда ребята положили воробышка?- Почему дети идут быстрым шагом?
- Куда они идут?- О чем могут разговаривать дети?
Картина№3
- Кого вы видите на этой картине?- Где находятся ребята и птичка?
- Как одеты дети? Почему?- А как выглядит воробей?
- Что он делает?- А что делают дети?
- Почему воробышек отогрелся?
Картина№4
- Кого вы видите на этой картине?- Что ребята повесили на березу в парке? Зачем?
- Что девочка насыпает в кормушку?- Где сидит воробышек?- Какое настроение у детей?
III. Физминутка «Птички»
Птички прыгают, летают.
Птички прыгают, поют.
Чик-чирик, чик-чирик
Птички крошки собирают,
Зернышки клюют
Перышки почистили,
Перышки почистили,
Клювики почистили,
Клювики почистили.
Дальше полетели
И на место сели.
Составление рассказа по картине
В. - Ребята, составьте свой рассказ по картине с помощью схемы.
Холодно и голодно птицам зимой на улице. Однажды днем дети гуляли в парке. Они увидели на снегу замерзающего воробышка. Девочка сняла рукавицы и согрела своим теплом воробья. Дети взяли птицу и в рукавице быстро понесли домой. Дома у ребят воробей клевал из блюдца крошки хлеба. Воробей отогрелся и в благодарность стал весело чирикать. Ребята выпустили воробья обратно в парк. Мальчик изготовил и повесил на дерево кормушку. Дети стали подкармливать других птиц, заботиться о них.
В. - Замечательный рассказ получился. Давайте придумаем нашему рассказу название. (Можно дать абсурдные названия для того чтобы дети исключили их)
Если дети затрудняются, воспитатель предлагает несколько вариантов названий:
Зимой в парке. Птичка.
Дети и воробышек. Воробышек.
Как помочь птицам зимой? Спасение воробышка
В. - Ребята, предлагаю еще поиграть в интересную игру, «Какая птица». На столе лежат картинки птиц, подойдите и возьмите ту птицу, которая вам понравилась. Представьте, вы – птицы. Я читаю стих, та птица, которая услышит о себе», прилетает на «кормушку» (дети прикрепляют птицу на магнитную доску - кормушку).
Игра «Какая птица»
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краев
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Было общее веселье.
В. Итак, каких птиц вы видите? (перечисляют). А как их называют одним словом? (зимующие)
Итог занятия
В. -Чем мы сегодня занимались на занятии?
О ком составляли рассказ? Чему нас научил рассказ? Как мы с вами будем относиться к птицам?
В. - Ребята, что вам понравилось сегодня на занятии?
В. Ребята, в трудную минуту не будем забывать о зимующих птицах. Повесим кормушки на участке, будем подкармливать зимой. Может быть за зиму мы спасем не одну птицу. А летом птицы помогут нам, они будут поедать насекомых - вредителей и продолжать охранять сады, парки, леса.