Наталья Жучёва
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Яблоко. Составление рассказа-описания»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе
Тема: «Яблоко.
Составление рассказа-описания»
Коррекционно-образовательные задачи:
Уточнять, расширять и активизировать предметный словарь, глагольный словарь и словарь признаков по теме. Учить определять характерные признаки предмета, используя зрительный, слуховой, обонятельный, осязательный, тактильный анализаторы. Совершенствовать навыки составления рассказа-описания предмета по последовательному рисуночному плану;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Яблоко, Составление рассказа-описания“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Яблоко, яблоня. Всё по теме яблок
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
Определять и называть предмет и его характерные признаки (качества, свойства) с опорой на условные обозначения (символы)
Учить детей составлять рассказ-описание по последовательному рисуночному плану;
Коррекционно-развивающие задачи:
Развивать общие речевые навыки, зрительное, слуховое восприятие, память, мышление.
Воспитательные задачи:
Воспитывать навыки сотрудничества, активности.
Оборудование: условные обозначения формы, цвета, величины, температуры, звука, вкуса, запаха; предметные картинки, мешочек, яблоки.
1. Организационный момент
Мы продолжаем путешествие с нашим героем Речевичком. В этот раз наш герой приглашает нас в лабораторию. А вы знаете, кто работает в лаборатории и чем они занимаются?
В лаборатории работают учёные, научные сотрудники. Они исследуют, изучают, рассматривают различные предметы и явления, проводят опыты. А какими приборами и инструментами пользуются учёные?
Они пользуются лупой, микроскопом, пробирками, различными колбами.
Но мы с вами не будем использовать специальные приспособления, а будем пользоваться только теми инструментами, которые есть у каждого человека.
2. Основная часть
Первый инструмент– это наш нос. Что мы можем узнать о предмете с помощью носа?
Определить его запах. А каким может быть запах?
Резкий (если понюхали, а запах ударил в нос, если нам очень нравится (приятный, если он не похож на другие (неповторимый, особенный).
А теперь я вам дам такую возможность самим исследовать предмет. Закройте глаза. Не открывая глаз, понюхайте носом. Что вы почувствовали?
Запах - Ароматный, вкусный, сладкий, душистый.
Вывод: Что мы можем определить с помощью носа? – запах. И наш предмет имеет приятный, сладкий, вкусный запах.
А ещё какой инструмент есть у нас всех? Это рот, а именно язык. Что мы можем сказать о предмете, используя такой инструмент как язык?
Мы может определить вкус. А что означает определить вкус? Как это сделать? Это значит попробовать.
А какой вкус может быть?
Солёный, кислый, сладкий, приятный, неприятный, нежный, горький.
Закройте глаза. Я дам вам попробовать, а вы скажите, что вы почувствовали? Какой вкус?
Вкус - Сладкий, кислый, кисло-сладкий (если имеет и сладкий и кислый вкус одновременно, смешанный, приятный.
Вывод: Значит, что мы определили? Что наш предмет имеет сладко-кислый приятный нежный вкус.
Следующий инструмент – это уши. А что мы можем определить ушами.
Услышать какой звук издаёт предмет.
Закройте глаза и не открывайте их. Только слушайте, не открывайте, пока я не скажу (логопед откусывает яблоко). Откройте глаза. Что вы услышали?
Хруст. Значит какой наш предмет? Хрустящий, хрусткий.
Вывод: С помощью ушей мы можем определить звук, который издаёт предмет. Наш предмет – хрустящий.
Физминутка
Следующий инструмент – это кожа. Что мы можем почувствовать кожей? Что мы можем определить?
Можем определить форму предмета, температуру, материал, твёрдый – мягкий, гладкий- шероховатый.
Теперь я вам возможность самостоятельно исследовать предмет. Что вы определили?
Имеет круглую форму, комнатной температуры, гладкое, твёрдое.
Вывод: Наш предмет имеет круглую форму, гладкий, твёрдый, комнатной температуры.
И последний инструмент – это глаза. А может уже кто-то догадался какой предмет мы вместе с Юпиком исследовали?
Посмотрите и скажите, а что можно сказать о яблоке смотря на него глазами?
Назвать его цвет, форму, величину, материал. Какое яблоко может быть по цвету?
Красное, зелёное, жёлтое.
А если цвет неярко выражен? – бледно-жёлтое, бледно-зелёное, ярко-красное, розовое, жёлто-зелёное, жёлто-красное. Величина – крупное, мелкое.
Давайте же теперь всё-таки посмотрим на наше яблоко. Когда вы посмотрели на него, что вы увидели в первую очередь?
Вывод: По цвету яблоко жёлто-красное (жёлтое с красным боком, имеет круглую форму, крупное, красивое.
В учёном мире среди учёных возникает много споров и противоречий. Учёные никак не могут договориться между собой. Одни утверждают одно, другие другое. И я хочу с вами поспорить. Я считаю, что яблоко не круглой формы, а имеет форму овала. Я права? Вы согласны?
Нет. Докажите. Как можно доказать? Покатать, ведь только круглые предметы можно покатать.
А кто-то ещё может что-либо рассказать о яблоке?
А теперь послушайте, что я хочу добавить, ведь для Речевичка, чем больше он узнает о новом для него предмете, тем лучше.
Яблоко – это фрукт. В нём много витаминов. Внутри яблока – небольшого размера косточки, сверху оно покрыто кожицей. Из яблока варят варенье, повидло, компот, используют в выпечке. О яблоке говорят в мифах, в русских народных сказках и историях. В каких сказках говорится о яблоках? (Гуси-лебеди, Иван-царевич и серый волк и др.).
Зная о яблоках так много, попробуйте теперь описать этот фрукт.
Вы можете описывать этот фрукт, используя графические изображения, а можете описать яблоко, используя опорные картинки. Можете пользоваться тем и другим.
Ребята, вам воспитатели, другие специалисты и родители постоянно загадывают загадки. А вы когда-нибудь задумывались о том, что такое загадка? Как она составляется? Почему мы в основном сразу отгадывает их?
В загадке говорится о предмете, подбираются слова, которые подробно описывают этот предмет. Вы сейчас попробуете выбрать любой предмет и составить самостоятельно загадку.
3. Итог занятия
Что нового узнали? Как вы оцениваете свою работу на занятии?