Ольга Бурова
Конспект занятия по развитию речи «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №16 оздоровительной направленности»
Тема
(старший возраст)
Составила: учитель-логопед Бурова О. А.
2018 год
Тема. Зимующие птицы.
Цель:
Коррекционно-дидактическая
1. Закрепление и обогащение представлений о зимующих птицах.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
2. Учить подбирать соответствующие понятия и согласовать глаголы с существительными.
3. Продолжать учить образовывать множественное число существительных родительного падежа.
4. Учить образовывать слова – антонимы.
5. Усвоение навыка образования сложных слов.
6. Закрепление представления о целом и части.
7. Продолжать учить образовывать существительные с уменьшительно – ласкательным значением.
8. Продолжать учить употреблять предлоги (в, на, под, над).
Коррекционно- развивающая
1. Развитие зрительного и слухового внимания.
2. Развитие памяти, логического мышления.
3. Развитие мелкой моторики.
Коррекционно-воспитательная:
1. Развивать мотивацию игровой и учебной деятельности.
2. Воспитывать чувство любви к природе, птицам; желание беречь и охранять их.
Оборудование: Предметные картинки с зимующими птицами; части картинок зимующих птиц; панно «Зимнее дерево»; звуковые дорожки; касса букв; взрослый костюм «Королевы зимующих птиц»; магнитофон с записью музыкального сопровождения; имитация сугроба (лист ватмана); подарки (птицы из бумаги).
Ход занятия
I. Организационный момент.
Под звуки музыки входит Королева зимующих птиц.
Королева зимующих птиц : Ах, я бедная, несчастная. Я – Королева зимующих птиц, злая Колдунья украла и заколдовала моих подданных – птичек. Она оставила записку: «Помочь тебе могут умные и добрые дети». Ребята, вы мне поможете?
- Поможем!
II. Введение в тему.
1. К. з. п. : Сначала попробуйте отгадать загадки.
Черная, как вар
Кричит: «Карр!»
(Ворона)
Вещунья белобока,
А зовут ее …
(Сорока)
Чик – чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это?
(Воробей)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит ягоды клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь)
Желтое брюшко
У маленькой птички.
А зовут ее …
(Синичка)
Всю ночь летает,
Мышей добывает,
А станет светло –
Спать ляжет в дупло.
(Сова)
Все время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.
(Дятел)
- Как мы называем одним словом этих птиц? (Зимующие).
- Почему? (Потому, что они не улетают в теплые края, а остаются зимовать у нас).
- Почему эти птицы остаются зимовать? (Потому, что им зимой не холодно и есть чем питаться).
- Чем питаются птицы зимой? Как люди помогают птицам пережить холодную зиму? (Ответы детей).
- Хорошо! Смышленые дети.
2. К. з. п. : Вот еще одна загадка: как птицы разговаривают друг с другом?
Игра «Кто как разговаривает?» - учить подбирать соответствующие
понятия и согласовать глаголы с существительными.
Голубь – воркует
Сорока – трещит, стрекочет
Ворона – каркает
Воробей - чирикает
3. Физминутка.
К. з. п. : Всех птиц злая Колдунья спрятала. Чтобы их освободить, надо
разгадать ее секреты. Пойдем по ее следу.
Дети и логопед идут по «следам» Колдуньи и произносят текст:
1-2-3-4-5
Где же птичек нам искать?
Может справа под кустом? (Наклоны вправо)
Может слева под бревном? (Наклоны влево)
К. з. п. : Следы привели нас к «сугробу». Может кто-то из птиц спрятался здесь?
Логопед снимает лист ватмана.
Дети: Успели спрятаться ворона, синица, воробей, сорока и голубь.
К. з. п. : Молодцы, вы освободили несколько птиц.
4. Игра «Один - много» - продолжать учить образовывать множественное число существительных родительного падежа.
Ворона – (ворон) Сорока – …
Голубь - … Синичка – …
Воробей – …
5. Игра «Скажи наоборот» - учить образовывать слова – антонимы.
Воробей маленький – ворона (большая)
У синицы хвост короткий – а у сороки …
Голубь тяжелый - а воробей …
У синицы клюв тонкий – а у вороны …
6. Игра «Скажи одним словом» - усвоение навыка образования сложных слов.
У сороки белые бока – (белобокая)
У сороки длинный хвост - …
У синицы желтая грудка - …
У вороны черные крылья - …
У голубя короткий клюв - …
7. Перед каждым ребенком лежат 7-8 частей картинки, при соединении которых получается целое изображение птицы.
К. з. п. : Злая колдунья не смогла птиц заколдовать, но превратила их в
отдельные части. Надо соединить эти части и тогда вы освободите
еще несколько птиц.
Игра «Собери птичку» - закрепление представления о целом и части.
- Каких птиц мы освободили? (Клест, дятел. сова, снегирь).
- Дети, а теперь назовем ласково некоторые части птичек.
Игра «Скажи ласково» - продолжать учить образовывать
существительные с уменьшительно – ласкательным значением.
Голова – (головка) Клюв - …
Хвост - … Спина - …
Крыло - … Живот - …
Грудь - … Лапа - …
8. Дети с логопедом подходят к панно «Зимнее дерево».
Игра «Размести птичку» - продолжать учить употреблять предлоги (в, на, под, над).
III. Итог занятия.
К. з. п. : Вы добрые и умные дети. Много знаете о зимующих птицах. Вы помогли их расколдовать. А я хочу подарить вам этих птичек.
Королева зимующих птиц дарит детям птичек, сделанных из бумаги.