Татьяна Комаровская
Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Развитие речи через обобщение и систематизацию знаний детей о зимующих птицах
Программные задачи:
1. Образовательные цели :
- закрепить знания детей о зимующих птицах, их образе жизни, повадках, закреплять названия зимних птиц.
- совершенствовать практическое усвоение предлогов в речи;
Темочки:
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- закрепить употребление имен существительных в косвенных падежах;
- совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза.
- продолжать учить отвечать на вопрос полным предложением;
2. Развивающие цели :
- развивать высшие психические функции;
- развивать мелкую и общую моторику, координацию речи с движением;
- развивать фонематический слух и навыки звукового анализа и синтеза;
- развивать творческие способности детей.
3. Воспитательные цели:
- развивать умение слушать воспитателя и товарищей, выполнять инструкции; - продолжать воспитывать бережное отношение к животным.
Предварительная работа:
- беседы о птицах, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций с изображением птиц, чтение книг, изготовление кормушек.
Оборудование: колючий маленький мячик, мяч, ширма, украшенная плоскостными деревьями, магнитная доска, конверт с загадками, плоскостные изображения зимующих птиц (клест, сорока, дятел, синица, поползень, плакат с зимним лесом и расположенными на деревьях гнездами, индивидуальные наборы для проведения звукового анализа, силуэты птиц (для каждого ребенка, цветные карандаши, шапочки с зимующими птицами (клест, сорока, дятел, синица, поползень).
Ход НОД
I. Организационный момент
Воспитатель: раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть!
(дети встают вместе с воспитателем в круг)
Воспитатель: Давайте пожелаем друг другу доброго утра, а поможет нам это сделать маленький мячик. Как вы думаете, какого цвета мячик сегодня я принесла на занятие?
(дети называют цвет мячика)
Воспитатель: сегодня я принесла оранжевый мячик. Мы будем его предавать друг другу, держа большим пальцем и мизинцем – вот так.
Воспитатель: Доброе утро, дети. Занимайте свои места.
(дети садятся на свои места)
(на доске плакат и изображением деревьев, на которых размещены гнезда различных птиц)
Воспитатель: сегодня предлагаю отправиться нам в путешествие в сказочный лес. Но для того, чтобы туда попасть необходимо отгадать загадки.
(дети отгадывают загадки, по мере отгадывания на мольберт выставляются картинки с изображением птиц)
Воспитатель: Черный жилет, красный берет,
Нос – как топор, хвост, как упор.
(дятел)
Чернокрылый, красногрудый и зимой найдет приют.
Не боится он простуды, с первым снегом тут как тут
(снегирь)
Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая.
(сорока)
Спиной – зеленовата, хвостиком – желтовата,
Черненькая шапочка и полоска шарфика.
(синица)
Кто там прыгает, шуршит
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым –
Клё! Клё! Клё! – поет со свистом.
(клест)
Только я из птиц, признаться,
В зной, морозы и пургу
По стволу передвигаться
Головою вниз могу
(поползень)
Воспитатель: Кто это?
Дети: Это птицы
Воспитатель: Какие это птицы?
Дети: Зимующие птицы.
Воспитатель: Почему мы их так называем:
Дети: Мы называем этих птиц зимующими потому, что они зимуют у нас и не улетают в теплые края.
Воспитатель: Птицам холодно и голодно зимой. Как мы можем им помочь:
Дети: можно сделать кормушки и покормить.
Воспитатель: давайте поиграем в игру с мячом «Кого, чем угостим?»
(воспитатель бросает мяч ребенку и называет зимующую птицу, ребенок возвращает мяч и говорит вид корма, которым можно кормит эту птицу)
Воробья – крошками
Синицу – салом
Снегиря – рябиной
Голубя – пшеном
Дятла – семена шишек
Свиристель – семечками
Поползня – лесными орехами
Клеста – семенами шишек
Сороку – зернами
Ворону – кусочками хлеба
Сову – кусочками мяса
(дети садятся на свои места, на столах конверты с карточками для звукового и слогового анализа слов)
Воспитатель: У каждой из этих птиц есть свой дом. И чтобы их расселить по их домам вы должны определить, сколько частей в каждом слове.
(воспитатель показывает птицу, дети определяют количество слогов с этом слове и ребенок селит его в свое гнездо)
(Воспитатель показывает сороку, дети называют количество слогов. Один из детей, по выбору воспитателя, идет к доске и селит эту птицу в ее гнездо).
Ребенок: У сороки гнездо высоко на дереве.
(подобным образом дети, комментируя полными ответами, расселяют птиц, которых они отгадывали в загадках)
Воспитатель: А какая птица осталась без гнезда?
Дети: Синица.
Воспитатель: Почему вы не поселили ее в лесу?
Дети: Потому что синицы вьют свои гнезда недалеко от жилища человека в водосточной трубе или даже в почтовом ящике.
(воспитатель вставляет синицу в карточку для проведения фронтального звуко-слогового анализа слова СИНИЦА)
Воспитатель: сколько звуков в слове СИНИЦА?
Дети: В слове Синица 6 звуков.
Воспитатель: Какой первый звук?
Дети: Первый звук С. это мягкий согласный звук. На схеме он зеленого цвета.
(воспитатель на доске, а дети на столах заполняют схему слова СИНИЦА)
(подобным образом идет работа по всем звукам слова)
Воспитатель: Какие гласные звуки есть в слове СИНИЦА?
Дети: В этом слове гласные звуки И, И, А.
Воспитатель: Какие согласные звуки есть в этом слове?
Дети: В слове есть согласные звуки: С', Н', Ц.
Воспитатель: сколько слов в слове СИНИЦА?
Дети: в этом слове 3 слога.
Воспитатель: Почему?
Дети: Это слово делится на 3 слога, потому что в нем 3 гласных звука.
Воспитатель: Ребята, сейчас вас ждет сюрприз. Вы хорошо знаете зимующих птиц, и поэтому они откроют вам свои секреты
(Детям – артистам заходят за ширму, одеваются шапочки птиц. Идет инсценировка сказки «Как сорока клеста судила»)
Воспитатель: Тишина в лесу. Спит лес под толстым снежным одеялом, склонили головы березы в белых шапках… вдруг - шум, хлопанье крыльев, трескотня.
(выбегает ребенок в шапочке сороки)
Воспитатель: Из-за еловой ветки выглянул клест.
Клест: Слушай, не шуми! Не пугай моих птенцов.
Сорока: Что? Птенцов? В Зимнем лесу? Ты, клест, лесные порядки нарушаешь. Птенцов положено выводить весной. Эй, птицы, слетайтесь сюда, клеста будем судить за нарушение лесных порядков.
Воспитатель: Первым на зов сороки прилетел красногрудый красавец снегирь.
Снегирь: Что за шум? За что клеста судить?
Клест: Да вот сорока говорит, что я лесные порядки нарушаю, зимой птенцов вывожу.
Снегирь: И холодов не боишься?
Клест: Нет. Мы гнездо делаем толстое, утепляем его шерстью, перьями, еловыми ветками. Туда клестиха откладывает до пяти яиц.
Снегирь: А вдруг даже в теплом гнезде яйца замерзнут:
Клест: Нет, клестиха на них полмесяца сидит, своим теплом согревает.
Синица: А как же она питается?
Клест: Я ей семена шишек приношу.
Дятел: Молодцы клесты! Не страшатся морозов. Я давно за ними наблюдаю. Дружные птицы. И питаются, как я, еловыми семенами.
Поползень: А знаете, сколько елок вырастет из семян, что они уронили.
Снегирь: Не права ты, сорока.
Синица: Трещишь без толку.
Дятел: Не за что клеста судить.
Воспитатель: Сорока махнула крылом и улетела.
Воспитатель: Какой интересный разговор состоялся в лесу. А давайте и мы с вами на этой лесной полянке поиграем в красногрудых снегирей.
Воспитатель: За что сорока собралась судить клеста?
Дети: Сорока собралась судить клеста за то, что он выводит птенцов зимой и нарушает лесные порядки.
Воспитатель: Поддержали ли лесные птицы сороку?
Дети: Нет, не поддержали.
Воспитатель: С какими лесными птицами мы встретились?
Дети: Мы встретились со снегирем, синицей, сорокой, дятлом, поползнем, клестом.
Воспитатель: Что вы узнали о жизни клестов?
Дети: Клесты выводят птенцов зимой. Они устраивают теплое гнездо, утепляя его шерстью и перьями. Клестиха сидит на яйцах, а клест приносит ей корм.
(Дети становятся в круг. Проговаривают слова с одновременными движениями руками)
Вот на ветке, посмотри,
Руками, как крыльями, хлопают себя по бокам
В красных майках снегири Руками показывают грудку
Распушили перышки,
Греются на солнышке. Делают мелкие потряхивания кистями рук, опущенных вдоль тела
Головой вертят Повороты головой влево - вправо
Улететь хотят Бегут по кругу, взмахивая руками
Кыш! Кыш! Улетели!
За метелью! За метелью! Разбегаются по группе, взмахивая руками.
(Дети садятся на свои места. У каждого ребенка на столе лежит карточка с силуэтом птицы и набор карандашей – красный, желтый, черный)
Воспитатель: Пока мы с вами играли в снегирей, к нам на столы прилетели птицы. Какие птицы прилетели к каждому из вас?
(дети называют птиц)
Воспитатель: Необходимо дятла заштриховать красным карандашом, синицу - желтым, а сороку – черным. Штриховку производить прямыми линиями сверху вниз, слева направо.
(Дети выполняют задание, после выполнения, рассматривается результат)
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие. С какими птицами мы встретились? Чем мы занимались на занятии
(дети перечисляют этапы занятия)
Воспитатель: Я очень рада, что вы так много знаете о зимующих птицах. Вы талантливые и можете разговаривать на птичьем языке. В нашей группе заготовлен корм для птиц. На прогулке мы оставим угощение для птиц.