Дарья Стрельникова
Конспект занятия по развитию речи «Жанр юмористического рассказа на примере рассказа Н. Носова «Огурцы»
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Жанр юмористического рассказа на примере рассказа
Н. Носова «Огурцы»
Цель: Познакомить детей с жанром юмористического рассказа.
Задачи:
- Вызвать интерес к юмористическим произведениям;
- Познакомить детей с рассказом Н. Носова «Огурцы»;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Жанр юмористического рассказа на примере рассказа Н, Носова „Огурцы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Носов Н.Н.
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Огурец, огурчик
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- «Огурцы», Носов Н.Н.
- Темочки
- Учить анализировать личность и поступки героя с помощью ТРИЗ.
Материалы: ноутбук, интерактивная доска/проектор/телевизор, цитаты из сказок К. Чуковского, аудиозапись рассказа Н. Носова «Огурцы», мольберт, картинки с изображением домика, друзей, сердца (для опоры при анализе личности героя методом эмпатии (ТРИЗ, видеозапись «Точка, точка, запятая).
Ход занятия:
1. Вступительное слово.
Продолжаем знакомство с творчеством Н. Носова, кратко вспоминаем рассказы писателя, с которыми дети уже знакомы ( слайд: фото Носова).
Повторение и закрепление:
- Какие книги он писал? (детские, смешные, юмористические)
- Юмористический детский рассказ ( обсуждение с детьми: отличие рассказа от сказки, от народной сказки, понятие авторского рассказа, а бывают ли авторские сказки? Вспоминаем какие? – на примере творчества К. Чуковского).
Воспитатель зачитывает детям цитаты из авторских сказок К. Чуковского:
- «Пошла муха на базар и купила самовар»;
- «Ты один не умывался и грязнулею остался,
И сбежали от грязнули и чулки, и башмаки»;
- «Ехали медведи на велосипеде, а за ними кот задом наперед…
Вот и стал таракан победителем, и лесов, и полей повелителем»;
- «Добрый доктор Айболит, он под деревом сидит…»;
- «У меня зазвонил телефон. Кто говорит? – Слон».
Мини-игра «Четвертый лишний» (на слайде уже знакомые детям рассказы Н. Носова, называем все произведения по картинкам и определяем, какое лишнее).
2. Основная часть.
Знакомство с рассказом Носова «Огурцы» (чтение или аудиозапись)
Анализ личности Котьки методом эмпатии (ТРИЗ). Для этого детям нужно представить, что именно они являются главным героем и ответить на следующие вопросы:
- Где и с кем я живу? (в доме, с мамой)
- С кем я дружу? (с Павликом)
- Что я люблю? (рыбалку, гулять, проводить время с Павликом, огурцы, маму)
- Что я не люблю? (например, отвечать за свои поступки, ружье)
3. Физкультминутка (видеозапись с повторением движений «Точка, точка, запятая»).
4. Лексическая игра: построение причинно-следственной цепочки (по ТРИЗ) «Если бы Котька не вернул огурцы, то…» (ответы детей).
Обсуждение пословицы: «Взял без спросу, да не сказал, считай, что украл».
5. Итог:
- Какой бы вы дали совет Котьке?
- Изменился ли Котька? В какую сторону?
- Чем мы сегодня занимались?
- Что запомнилось? Понравилось?
- Кого хотите похвалить?