Наталья Синягина
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [с] и [ц]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: дифференциация звуков [с] и [ц].
Образовательные задачи: закрепить правильное произношение звуков [с] и [ц]; учить детей дифференцировать эти звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи; упражнять детей в произношении чистоговорок и скороговорок.
Развивающие задачи: развивать у детей звуковую культуру речи, мыслительную деятельность.
Воспитательные задачи: воспитывать умение внимательно слушать, не перебивать друг друга.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Звуковая культура речи: дифференциация звуков [с] и [ц]“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2024
Оборудование: игрушки – сова и цапля, предметные картинки (с изображениями со звуками [с] и [ц], рабочие тетради: Я учу звуки и буквы. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет / Сост. Н. А. Гоголева, Л. В. Цыбирева / Под ред. М. Д. Маханёвой. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 64 с.
Ход занятия.
1. Вводная часть. Игровая мотивация.
Поспорили Сова и Цапля. Сова доказывает, что слова «сова» и «цапля» начинаются на один и тот же звук, а Цапля не согласна с ней. Попросили они нас, чтобы мы их рассудили. Давайте поможем им.
2. Основная часть.
1. Сравнительная характеристика звуков [с] и [ц].
– Послушайте внимательно и скажите, с какого звука начинается слово «сова»? (Со звука [с].)
– А с какого звука начинается слово «цапля»? (Со звука [ц].)
Давайте посмотрим, чем похожи эти звуки? Почему Сова их путает?
Когда мы их произносим, губы растянуты в улыбке, кончик языка находится за нижними зубами, посередине языка идет воздушная струя.
А теперь посмотрим, чем эти звуки отличаются. При произнесении звука [с] воздушная струя плавная, а при произнесении звука [ц] – отрывистая, толчкообразная.
2. Игра «Повтори за мной».
Подружились Сова с Цаплей, а звук [с] со звуком [ц]. Стали эти звуки водить хороводы из цепочек слогов. Давайте и мы устроим «звуковой» хоровод, повторяйте за мной:
ца-са-ца цо-со-цо ца-са-ца
са-ца-са со-цо-со сы-цы-сы
ас-ац-ас уц-ус-уц оц-ос-оц
ыц-ыс-ыц
3. Игра «Добавь слоги».
Сова и Цапля принесли нам слова со своими любимыми звуками, но слова по дороге рассыпались. Давайте поможем их собрать, будем добавлять слоги.
-ца или -са: больни., ли., рукави., сини., пти., поло., ко., ро,., ули. ;
-цы или -сы: бу., леден., ве., пти., у., паль. ;
-со или -цо: коле., коль., ли., про.
4. Игра «Доскажи словечко».
Принесли сова и цапля загадки, попробуем их отгадать, досказав словечко.
Длинным клювом тонким
Схватит лягушонка,
Капнет с клюва капля.
Кто же это?. (Цапля.)
Ночью не спит,
Громко кричит,
Круглая голова.
Кто же это?. (Сова.)
Грянул гром, веселый гром,
Засверкало все кругом!
Рвутся в небо неустанно
Разноцветные фонтаны,
Брызги света всюду льют!
Это праздничный. (салют).
Цапля, стоя на крыльце,
Написала букву. («ц»).
5. Игра «Четвертый лишний».
Сова и Цапля предлагают нам послушать слова и сказать, какое слово лишнее среди них:
– сорока, ласточка, соловей, курица (курица; [ц]);
– блюдце, полотенце, хлебница, поднос (поднос; [с]);
– куница, волчица, овца, барсук (барсук; [с]).
– Вы хорошо слышите и различаете звуки [с] и [ц]. Все правильно угадали.
6. Многократное повторение словосочетаний с четким проговариванием всех звуков: сломанная спица, узкое кольцо, садовый цветок, высокая лестница, носатая цапля, вкусный голубец, ласковое солнце.
7. Повторение чистоговорок с четким произнесением всех звуков.
Су-су-су – воду я несу;
цы-цы-цы – поспели огурцы;
са-са-са – у девицы коса;
цо-цо-цо – у девочки кольцо.
8. Повторение скороговорок с четким произнесением всех звуков.
У восьмерки два кольца
Без начала и конца.
Заглянет солнце
И к нам в оконце.
Цапли танцевали вальс,
Удивить хотели нас.
Снятся Соне сны о птицах,
О цветах и о лисицах.
У всех сплетниц для гостей
Много всяких новостей.
8. Закрепление.
Работа с тетрадью: Я учу звуки и буквы. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет /
Сост. Н. А. Гоголева, Л. В. Цыбирева / Под ред. М. Д. Маханёвой. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 64 с. (С. 29, с. 59)
3. Заключительная часть.
– Кому мы сегодня помогли?
– Какие звуки учились произносить и различать?
– В какие игры играли с Совой и Цаплей?
Литература
1. Шевченко И. Н. Конспекты занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 128 с.
Я учу звуки и буквы. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет /
Сост. Н. А. Гоголева, Л. В. Цыбирева / Под ред. М. Д. Маханёвой. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 64 с.