Ольга Чернецова
Конспект занятия по развитию речи «В гости к нам пришла зима» с использованием мнемотаблиц в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «В гости к нам пришла зима» с использованием мнемотаблиц
Цель: развитие речи детей посредством мнемотаблиц.
Задачи: учить подбору однородных определений к словам, составлять пересказ о зиме с опорой на мнемотаблицу, а также используя полученные знания, представления; рассказывать связно, используя в описании образные выражения. Активизировать употребление однокоренных имен существительных, прилагательных. Составлять предложения, опираясь на схемы- картинки.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „В гости к нам пришла зима“ с использованием мнемотаблиц в старшей группе» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
совершенствовать процессы памяти, внимания, мышления; расширять словарный запас детей, мелкую моторику.
воспитывать бережное отношение к родной природе, интерес к художественному слову.
Оборудование: картинки, содержащая картины зимней природы, мнемотаблица, карточки схемы предложений.
Предварительная работа: наблюдение за природой на прогулках, обсуждение увиденного, знание зимних месяцев, примет, беседа о том, как люди, лесные жители готовятся к зиме, подбор имен прилагательных; разучивание стихотворений, пальчиковой гимнастики, физминутки, обучение составлению рассказов по мнемотаблицам.
Ход занятия:
1. Организационный момент
«Ладошки»
Ладошки «вверх» (ладони поворачиваем «вверх»)
Ладошки «вниз» (ладошки поворачиваем «вниз»)
Ладошки «набок» (ладошки ставим «стеночками»)
И сжали в кулачок (сжимаем пальчики)
Ладошки вверх подняли (сжимая и разжимая пальчики, поднимаем руки вверх)
И «здравствуйте!» - сказали (дети здороваются)
Ребята! Сегодня к нам в группу пришло электронное послание. Давайте же посмотри, что там. Посмотрите на картинку. Какое здесь изображено время года? ( Дети: Зима)
«Погреем руки»
Дети приоткрывают рот, положив широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты. А посередине образовался небольшой желобок. Подставляют ко рту ладошки и плавно дуют на них. Упражнение учит выпускать длительную направленную воздушную струю.
- Вы, конечно, догадались, что это сегодня зима. А как называются зимние месяцы? ( Дети: Декабрь, январь, февраль.)
- Какие изменения происходят в природе зимой? ( Дети: Выпадает снег, стоят дни студеные, морозные, дни стали короткими, ночи длинными, покрываются льдом реки, озера, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет, все катаются на коньках, санках, лыжах).
-Как же спастись от холода диким животным? ( Белка и заяц меняют шерсть: белка на серую, а заяц на белую. Так им и теплее и легче спрятаться от врагов. Многие животные питаются запасами орехов, грибов, ягод. Ежи, медведи впадают в спячку).
-Какие птицы остались с нами зимовать? (синица, воробей, сорока, голубь, снегирь, дятел, свиристель, клест, сова, глухарь, тетерев). Как называются птицы, которые остались на зиму? (Зимующие). Можем ли как-то им помочь? (Строить кормушки, подкармливать).
-Какая же зима? Опишите ее. (Морозная, студеная, ледяная, суровая, холодная, ветреная, снежная, вьюжная).
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальцы по одному)
Детки вышли в сад гулять ("Идут" пальчики)
Мы снеговика слепили (Имитирование лепки)
Птичек крошками кормили (Крошащие движения)
С горки весело катались (Указательным пальцем одной руки ведем по другой ладони)
И чуть-чуть в снегу валялись (Кладут ладони сначала одной, потом другой стороной)
В детский сад потом пришли (Ладони отряхивают)
Съели суп и спать легли (Движения воображаемой ложкой; руки убираем под щеку)
Игра «Живые слова»
Организация. Каждый ребёнок изображает слово. Воспитатель: - Пусть Слава изображает слово «зимой»; Аня – слово «падает». Какое третье слово выберем? (Снег) Прочитали предложение: «Зимой падает снег». Поменяем местами второе и третье слово. Что получилось? (Зимой снег падает). Пусть теперь первое слово станет последним. Что получится? (Падает снег зимой).
МНЕМОТАБЛИЦА
-Ребята, заслушав вас, я поняла, что может получиться прекрасный рассказ о зиме. А составим его с помощью схем - картинок. Внимательно послушайте рассказ, который сейчас прочитаю, постарайтесь его запомнить.
«Пришла к нам в гости зима. Покрыла она белым покрывалом всю землю. Дуют ветра. Идёт снег. Трещат морозы. Зима не с пустыми руками пришла, она принесла много подарков: снегопады, метели, льды, сугробы. Эти подарки нужны для того, чтобы люди могли кататься на лыжах, санках, коньках, лепить снеговика, строить снежные крепости, играть в снежки. Люди очень любят зиму».
Первичное восприятие прочитанного:
- Кто пришел к людям в гости? - Чем зима покрыла землю? -Что происходит в природе зимой? - Какие подарки зима принесла?- Для чего нужны эти подарки людям?- В какие зимние забавы играем зимой?
Предлагается нескольким детям самостоятельно передать рассказ с опорой на мнемотаблицу.
Составление рассказа о зиме с опорой на мнемотаблицу
Физминутка
-Надеваем быстро лыжи, палки в руки мы берем (имитация движений,
И быстрее друг за другом дружно по лыжне идем (имитация скольжения)
Палка -вверх, палка вниз! Не зевай-ка, подтянись (поднятие рук)
Раз, два. Поворот (повороты) Сделали наклон вперед (наклоны)
Раз- присели, руки вперед (сели) Спинка прямая, дружно встаем.
Раз, два, раз, два, так гуляет детвора.
Составление предложений по схеме. На столе лежат карточки со схемами слов. Детям предлагается взять по одной карточке и придумать по схеме предложение из 3-4 слов
ЗАГАДКИ
Что за странный человек Пробрался к нам во двор теперь?
Морковкой нос, в руке метла, Боится сильно он тепла? (Снеговик)
***
Он слетает белой стаей и блестит весь на лету, Он звездой холодной тает на ладонях и во рту. (Снег)
***
С неба падают зимою Всё кружатся над землёй, Лёгкие пушинки, белые …. (Снежинки).
***
Тяжело в них ходить по асфальту летом, Но легко по льду скользить в них зимой при этом. (Коньки).