Татьяна Гулевская
Конспект НОД по развитию речи «В гости к бабушке в деревню» с использованием элементов УНТ в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
"В гости к бабушке в деревню" с использованием элементов устного народного творчества.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
* Систематизировать знания детей о разных формах фольклора
(потешки, заклички, загадки, считалки, их назначением; формировать у детей умение громко и четко произносить их.
* Совершенствовать связную речь; активизировать словарный запас детей.
* Создать благоприятную атмосферу для детского словотворчества.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „В гости к бабушке в деревню“ с использованием элементов УНТ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2019
* Развивать слуховое восприятие, умение слушать потешки, заклички, считалки, играть в русские народные хороводные игры.
* Развивать внимание, память, мышление, любознательность, речевые умения, творческие способности.
Воспитательные задачи:
* Воспитывать любовь и интерес к устному народному творчеству.
* Воспитывать отзывчивость, доброжелательность по отношению друг к другу.
Активизация словаря:
Деревня, заклички, потешки, проливной дождь, «льет как из ведра», кафтан, курочка-рябушечка, фольклор.
Демонстрационный материал и оборудование:
Иллюстрации деревни, транспорта, кафтана; дом, деревья, колокольчик, фартук, платок, косынка, цветочки, божья коровка, туча с каплями, солнышко, зонтик, шапочка для курочки, корона и накидка для короля, корона для принцессы; игрушки - лошадка, курочка, цыплята; предметы заместители (гимнастические палки - «лошадки»).
Предварительная работа:
Знакомство с разными формами фольклора, заучивание наизусть закличек, потешек, игры в русские народные хороводные игры.
Ход занятия:
Под русскую народную мелодию дети входят в группу.
- Ребята, мы все любим ходить в гости. Давным-давно на Руси люди часто ходили друг к другу в гости с песнями, танцами, играми. Сегодня и мы пойдем с вами в гости, а вот к кому, вы узнаете, отгадав загадку.
Загадка:
Кто носки ребятам свяжет,
Сказку старую расскажет,
С медом даст оладушки?
Это наша. (бабушка).
- Мы поедем в гости к моей бабушке. Живет она в деревне (иллюстрация).
- Каким транспортом можно добраться до деревни? (на поезде, на машине, на автобусе,.)
- Мне бабушка рассказывала, что давным-давно в старину, когда не было поездов, машин, люди ездили на лошадях (показ мягкой игрушки).
- Внимательно рассмотрите лошадь и назовите основной ее признак, (что есть у лошади, чего нет у других животных - гривы).
- Потрогайте и расскажите, какая грива? (длинная, мягкая, густая, пушистая, теплая)
Ребенок читает стихотворение A. JI. Барто
«Лошадка».
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик,
И верхом поеду в гости.
- Лошадка одна, а вас много, я предлагаю вам пойти в конюшню, где каждый выберет себе лошадку, какую захочет (предметы-заместители - гимнастические палки).
(Дети садятся верхом на палку и скачут друг за другом по кругу под музыку, цокая языком). Пр-р-р, приехали!
- Слезаем с лошадок, пойдемте поставим их в конюшню, пусть отдохнут. Дальше мы пойдем пешком. Становитесь, друг за другом, пойдем по узкой тропинке, чтобы травку не помять, цветочка не сломать, ящерку не спугнуть. (дети вместе с воспитателем идут по воображаемой тропинке).
- Ребята, посмотрите, что это на поляне растет? (цветы)
- Расскажите, какие цветы? (весенние, красивые, разноцветные, яркие)
- Ой, какая земля сухая! Потрогайте.
- Если земля сухая, что может произойти с цветами? (они засохнут, погибнут).
- Что же делать? (надо их полить)
- Надо позвать дождик. В старину люди закликали дождик с помощью заклички. Давайте и мы попробуем.
Закличка
Дождик, дождик, припусти,
Дай цветочкам подрасти.
Лей, лей, веселей,
Землю матушку полей.
Набежала туча, и пошел дождь, скорее все прячемся под зонтик (грамзапись "Шум дождя").
- Какой идет дождь? (сильный, проливной, «льет как из ведра»)
- Ой, ой, ой, какой проливной дождь, давайте его остановим.
Закличка
Дождик, дождик, полно лить
Малых деточек мочить.
- Чтобы земля хорошо прогрелась, кого нам надо позвать? (солнышко)
Закличка
Солнышко, ведрышко,
Выгляни в окошко.
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись.
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки.
- Ой, посмотрите, кто это сидит на цветочке и греется на солнышке? (божья коровка)
- Давайте с помощью заклички отправим божью коровку на небо.
Закличка
Божья коровка
Черная головка,
Улети на небо,
Принеси нам хлеба.
Черного и белого,
Только не горелого.
- Мы с вами пришли в деревню. Вот дом, где живет моя бабушка, (присядем на полянку - на заранее приготовленные стулья).
- Ребята, смотрите, колокольчик висит, нужно в него позвонить, (пока несколько детей звонят в колокольчик, я ухожу за дом, одеваю фартук, косынку и выхожу).
Здравствуйте, ребятишки,
Девчонки и мальчишки,
Шалуны и шалунишки!
- Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости. Сейчас я вас познакомлю с моей красавицей-курицей. А поможет мне в этом моя внучка Катюша.
Чтение стихотворения «Курица-красавица».
Курица-красавица у меня жила.
Ах, какая умная курица была.
Шила мне кафтаны, шила сапоги,
Сладкие, румяные пекла мне пироги.
А когда управится, сядет у ворот,
Сказочку расскажет, песенку споет.
- Какое новое интересное слово вы услышали - кафтан. Кафтан - это старинная мужская одежда длинная до пола, с застежками спереди (показ иллюстрации).
- А зовут мою курочку - курочка Ряба, а ласково курочка-Рябушечка.
Инсценировка потешки «Курочка-Рябушечка».
- Курочка-Рябушечка, ты куда ходила?
- На речку.
- Курочка-Рябушечка, зачем ты ходила?
- За водичкой.
- Курочка-Рябушечка, зачем тебе водичка?
- Цыпляток поить.
- Курочка-Рябушечка, как цыплята просят пить?
- Пи-пи-пи.
- Где же цыплята? А цыплятки очень любят играть в прятки. Пойдемте их поищем (дети находят цыплят).
- Цыплята очень любят играть, а вы? В старину люди очень любили играть в русские народные хороводные игры. Давайте и мы с вами поиграем в народную игру «Шел король по лесу» (выбираем короля, с помощью считалки)
Считалка
Шла коза по мостику,
И виляла хвостиком,
Зацепилась за перила,
Прямо в речку угодила.
Игра «Шел король по лесу».
Шел король по лесу, по лесу, по лесу,
Нашел себе принцессу, принцессу, принцессу.
Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,
Еще разок попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,
Ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,
Ножками потопаем, потопаем, потопаем,
А потом покружимся, покружимся, покружимся,
А потом - подружимся!
(движения выполняем согласно тексту)
- Ребята, пока вы играли, у меня угощение подоспело, прянички медовые.
Ребенок читает потешку про прянички.
Бабушка испекла прянички румяные,
На них корочка пшеничная,
Начиночка яичная,
А помазочка медовая.
- Угощение возьмете с собой в дорогу. А сейчас пришла пора прощаться.
До свидания, ребятишки, девчонки и мальчишки. До новых встреч! (дети прощаются)
Пойдемте я вас провожу.
Рефлексия:
- Ребята, вы сегодня отгадали загадку, все вместе дружно читали заклички, много знаете потешек, считалок - как это все назвать одним словом - фольклор.
- Давайте скажем тихо «Мы молодцы!», погромче «Мы молодцы!», громко «Мы молодцы!»