Колесник Евгения Валентиновна
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Рассказывание по картинкам «Тяпа и Топ сварили компот»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ОО Речевое развитие (раздел «Развитие речи) в старшей группе
Тема «Рассказывание по картинкам
«Тяпа и Топ сварили компот»
Цель: Связная речь: Учить составлять связный рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием. Учить характеризовать место и время действия. Учить внимательно слушать выступления своих товарищей; оценивать их. Звуковая культура речи: Упражнять в правильном произношении звуков ц - ч (изолировано, в словах). Продолжать учить различать эти звуки в словах; выделять из фраз слова, включающие данную пару звуков; выделять из фраз несколько слов, включающие данную пару звуков, находящихся в разных позиционных условиях. Продолжать развивать фонематический слух.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему „Рассказывание по картинкам „Тяпа и Топ сварили компот“» размещена в разделах
- Компот. Все о компоте для детей
- Консервируем овощи, фрукты. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
Учить произносить чистоговорки («У цапли цыпленок, у зайки зайчонок») в различном темпе (умеренно, быстро, медленно, с разной силой голоса (громко, тихо, шепотом). Развивать речевое дыхание и интонационную выразительность речи.
Воспитательная задача: Учить внимательно слушать выступления своих товарищей; оценивать их.
Материал: 4 картинки на тему «Тяпа и Топ сварили компот», конверт.
Ход
В: Ребята, посмотрите я сегодня утром на столе нашла синий конверт. Интересно, откуда он взялся. Вы не знаете? Так, тут написано, что этот конверт нам прислал Незнайка. В нем находится одна интересная история в картинках. Он предлагает вам сочинить историю по этим картинкам. Но прежде чем его открыть, нам нужно отгадать в предложениях все слова со звуком ц (ч). Ну что попробуем?
Д/и «Выдели из фраз нужные слова»
В: Найдите слова со звуком «Ч» в предложении «Девочка нарисовала карандашами часы на листочке».
Д: Девочка, часы, на листочке.
В: Найдите слова со звуком «Ц» в предложении «На клумбе расцвели красивые нарциссы желтого цвета».
Д: Расцвели, нарциссы, цвета.
В: Найдите слова со звуком «Ч» в предложении «Мальчик налил в чашку горячее молоко для мамочки и бабушки».
Д: Мальчик, в чашку, горячее, мамочки.
В: Послушайте внимательно предложение «Девочка вырезала ножницами: елочку, цыпленка, чебурашку, цаплю и собачку». Назовите слова со звуком «Ц».
Д: ножницами: цыпленка, цаплю.
В: Назовите слова со звуком «Ч».
Д: Девочка, елочку, чебурашку, собачку.
В: Ребята, слова мы с вами все назвали. А теперь отгадайте главных героев истории в картинках. Слушайте загадки
В: Зимой спит, летом — ульи ворошит (Медведь)
В: Правильно. Назовите слова про медведя. Какой он?
Д: Косолапый, неуклюжий, большой, …
В: Молодцы! Отгадайте второго героя нашей истории.
В густом лесу под ёлками,
Осыпанный листвой,
Лежит клубок с иголками,
Колючий и живой.
Д: Ежик
В: Правильно. Назовите слова про ежа. Какой он?
Д: Колючий, коротконогий, маленький, …
В: Правильно. Главных героев нашей истории вы отгадали. А теперь давайте сядем на стулья и рассмотрим историю в картинках.
Дети садятся на стульях,
В: Внимательно посмотрите на картинки. Как вы думаете с какой картинки начинается наша история?
В: Выберите вторую картинку (третью, четвертую)
Воспитатель размещает картинки на доске по порядку.
В: Наши главные герои, медведь и еж еще детеныши, поэтому как правильно будем их называть?
Д: Медвежонок и бельчонок.
В: Правильно. А зовут их Тяпа и Топ. Кто из них Тяпа, а кто Топ?
В: Посмотрите, в какое время года произошла эта история? (летом) Почему?
В: А какая погода, как вы думаете? Жаркая, потому что Тяпа и Топ раздетые.
В: Правильно. Внимательно рассмотрите первую картинку нашей истории.
Что делает медвежонок? Что делает ежонок?
Д: Едят вишню
В: А как «по-другому» сказать, что они делают?
Д: Кушают, лакомятся
В: Как вы думаете, какое настроение у зверят?
Д: У зверят настроение веселое, радостное.
В: Закончите предложения, которые я начну: Однажды в жаркий летний день два друга …
Д: медвежонок Топ и ежик Тяпа гуляли на полянке
В: Они долго играли, резвились и набрели на ….
Д: на вишневое дерево, на котором весели спелые, сладкие ягоды
В: Тяпа и Топ рвали ягоды и …
Д: кушали их с удовольствием.
В: Теперь давайте внимательно рассмотрим вторую картинку нашей истории.
В: Что делают зверята?
Д: Развели костер, варят компот
В: Закончите предложения, которые я начну: Когда Тяпа и Топ наелись ягод, то они решили
Д: сварить вишневый компот.
В: Ежонок Тяпа сбегал за котелком, а медвежонок Топ…
Д: разжег костер.
В: Медвежонок быстро вскарабкался …
Д: на дерево и стал рвать ягоды
В: А ежонок Топ …
Д: варил компот из вишни.
В: Компот получился …
Д: Вишневый, вкусный, сладкий, …
В: А теперь, ребята, давайте с вами поиграем.
Физминутка «Три медведя»
Три медведя шли домой:
Папа был большой-большой,
Мама с ним поменьше ростом,
А сыночек просто крошка.
Очень маленький он был
С погремушками ходил.
В: Ну, а теперь присаживайтесь на стулья. Внимательно рассмотрите третью картинку. Кто появился? (сорока)
В: Как вы думаете, почему прилетела сорока?
Д: Она почувствовала запах компота
В: Посмотрите на медвежонка. Мне кажется, что он потолстел. Почему?
Д: Потому что медвежонок Топ выпил много компота.
В: Закончите предложения, которые я начну: Медвежонок и ежонок …
Д: пили вкусный компот
В: Медвежонок Топ выпил много компота …
Д: Что даже потолстел
В: На ароматный запах компота …
Д: прилетела сорока
В: Внимательно рассмотрите четвертую картинку нашей истории.
Кто появился на этой картинке? (мышонок и лягушонок)
В: А что делают лягушонок и мышонок (пьют компот)
В: Как вы думаете, а как они узнали про вкусный компот?
Д: сорока рассказала
В: А кто их угощает?
В: Ребята, а как вы думаете, куда делся медвежонок?
Дети высказывают свои варианты ответов.
В: Медвежонок, наверное, наелся и напился, что захотел спать и уснул.
В: Закончите предложения, которые я начну: Сорока полетела в лес и встретила …
Д: Мышонка и лягушонка. Она рассказала, что Тяпа и Топ сварили вкусный вишневый компот.
В: Мышонок и лягушонок прибежали на полянку, и …
Д: Ежик стал их угощать компотом.
В: Как вы думаете гостям понравился вишневый компот?
В: Как вы думаете, чем можно закончить эту историю?
В: А теперь я предлагаю составить рассказ по всем четырем картинкам. Кто желает?
Ребенок рассказывает рассказ по всем четырем картинкам.
В: Ребята, вам понравился рассказ Вари? Почему?
Дети отвечают.
Воспитатель дает оценку рассказа ребенка.
В: А теперь придумайте название нашей сегодняшней истории.
Дети предлагают свои варианты названия.
В: Мне понравились ваши названия. Но я хочу вам сказать свое название этой истории: «Тяпа и Топ сварили компот».
В: Правильно. А теперь придумайте слова, сходные по звучанию со словом «мишка».
Д: Малышка, мальчишка, шалунишка, …
В: Молодцы!
В: Ребята, у меня в конверте 2 картинки. Отгадайте мои загадки и назовите, что это за картинки.
- Квохчет, квохчет, Детей созывает. Всех под крылья подбирает. (курица)
- Зверь ушастый, летом серый, А зимою снежно-белый. (заяц)
В: Правильно. А какую мы с вами знаем скороговорку про курицу и зайца.
Д: У курицы цыпленок, у зайца зайчонок
В: Попробуйте отчетливо и внятно произнести эту скороговорку в быстром темпе. Кто желает?
Дети проговаривают скороговорку.
В: Ребята, наше занятие с вами подошло к концу. Посмотрите на подносе лежат картинки с вишней. Если сегодня вы справились со всеми заданиями, то возьмите картинку с двумя вишенками. А если у вас что-то сегодня не получилось, то возьмите картинку с одной вишенкой…