Попова Оксана
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ сказки «Лиса и кувшин»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: Связная речь: учить рассказывать сказку без наводящих вопросов, выразительно.
Словарь и грамматика: объяснить значение слова жать, учить подбирать синонимы к глаголам, составлять предложения с заданными словами, правильно сочетая их по смыслу; учить в игре составлять из отдельных слов предложение; читать предложения после перестановки каждого слова.
Звуковая культура речи: учить произносить предложения с разными оттенками интонации (сердитая, просительная, ласковая).
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Пересказ сказки „Лиса и кувшин“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лиса, лисичка. Литература, сказки о лисе для детей
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
Оборудование и материалы: иллюстрации по сказке «Лиса и кувшин», картина «Лиса с лисятами», кукла Лисы из кукольного театра, игрушечный кувшин.
Методы и приёмы: чтение и пересказ сказки, ответы на вопросы; отгадывание загадок, дидактическая игра.
Ход занятия:
I часть. Воспитатель объясняет детям значение слова жать (жать – убирать хлеб). Рассказывает сказку «Лиса и кувшин». Задаёт вопросы.
Вопросы:
1. О чём рассказывается в этой сказке?
2. Как лиса попала в кувшин?
3. Как она сначала разговаривала с кувшином?
4. Какие слова она говорила? Произнесите эти слова так, чтобы все услышали, что лиса говорит ласково.
5. А как лиса стала потом разговаривать?
6. Какие она слова говорила? Произнесите эти слова так, чтобы все услышали, что лиса говорит сердито.
7. Чем заканчивается сказка?
8. Какой показана лиса в этой сказке и откуда это видно?
Воспитатель: Внимательно послушайте сказку снова. Вы будете её рассказывать. Запомните, как разговаривала лиса с кувшином вначале и как после. (Рассказывает сказку и вызывает для пересказа двух детей.) Один из вас должен рассказывать сказку, другой – говорить за лису (используется кукла би-ба-бо).
После двух пересказов воспитатель спрашивает всю группу, в чьём исполнении сказка понравилась больше.
Воспитатель: В сказке есть такое предложение: «Побежала лиса к реке». А как сказать по-другому? Вместо слова побежала придумайте другое слово. (Ответы детей.) Что сделала лиса, как сказать по-другому?
Дети: Помчалась, понеслась, полетела.
Воспитатель: Молодцы, много интересных слов назвали, а теперь придумайте, составьте такое предложение, чтобы в нём было слово лиса. (Дети отвечают.)
Физкультминутка. «Лиса» - игра-имитация на выразительность движений.
II часть. Воспитатель напоминает детям, как они играли в «живые слова». Говорит, что сейчас они должны будут угадывать одно слово, чтобы получилось предложение. Приглашает к столу троих детей.
Двум детям он говорит слова: рыжая, лиса. Третье слово добавляют дети (крадётся, мчится, несётся, приближается).
Воспитатель выбирает одно из названных слов и предлагает третьему ребёнку встать рядом с двумя первыми (рыжая, лиса).
Воспитатель: Какое у нас получилось предложение.
Дети: Приближается рыжая лиса.
Воспитатель: (Меняет слова местами). А сейчас какое предложение?
Дети: Приближается рыжая лиса.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас, поиграем по-другому, игра называется «Угадай, какое слово заблудилось». Почему так называется игра, вы сейчас догадаетесь.
Воспитатель приглашает четырёх детей и распределяет между ними слова: кувыркается, шустрый, весело, лисёнок. Предлагает каждому повторить своё слово.
Воспитатель: Догадались, почему так называется игра? Игра называется «Угадай, какое слово заблудилось», потому что слова заблудились – стоят не по порядку, и непонятно, что же они говорят о лисёнке. Догадайтесь, что нужно сделать, чтобы предложение стало понятным.
Дети: Надо переставить слова.
Дети предлагают варианты перестановки, называя по одному слову. После каждой перестановки говорят, что получилось. Когда получится предложение, воспитатель производит ещё одну-две перестановки, образуя новые предложения. (Шустрый лисёнок весело кувыркается. Шустрый лисёнок кувыркается весело. Весело кувыркается шустрый лисёнок.)
Воспитатель приглашает четырёх детей. Распределяет между ними слова: лежит, норы, лиса, около. Предлагает запомнить их и повторить.
Воспитатель: Что же нужно сделать, чтобы отгадать «загадку»?
Дети: Переставить слова, поставить их по порядку.
Как и в предыдущем упражнении, перестановка слов производится несколько раз. Возможные варианты предложений: Лиса лежит около норы. Лежит лиса около норы. Около норы лежит лиса. Около норы лежит лиса.
Итог. Воспитатель: Молодцы, вы справились со всеми заданиями. А теперь давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? Что мы делали? В какие игры играли? Что вам понравилось?