Юлия Красникова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа по картине «Зайцы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме
«Составление рассказа по картине «Зайцы»
Доминирующая ОО: речевое развитие
Интеграция ОО: познавательная, художественно-эстетическое, социально-личностное, физическое развитие
Вид деятельности детей: игровая, речевая, двигательная, восприятие худ. литературы.
Программное содержание:
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Составление рассказа по картине „Зайцы“» размещена в разделах
- Заяц, зайчики. Конспекты занятий
- Заяц, зайчики. Составление рассказов
- Заяц, зайчонок. Все о зайцах для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2024
Связная речь: формировать умение самостоятельно составлять по плану и образцу небольшой рассказ по картине.
Словарь и грамматика: формировать у детей умение выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова
Материал и оборудование: картины «Зайцы», карточки с изображением животных леса на каждого ребенка.
Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Заяц-хвастун», Мамин-Сибиряк, «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; рисование, лепка на тему «Заяц»; рассматривание иллюстраций из серии «Дикие животные»; подвижная игра «Бездомный заяц».
Предполагаемый результат: умеют самостоятельно составлять по плану и образцу небольшой рассказ по картине; умеют выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова.
Ход занятия
1. Вводная часть
Прыгун-трусишка, хвост-коротышка,
Глазки с косинкой, ушки вдоль спинки,
Одежда в два цвета – на зиму, на лето. (Заяц)
Расскажите, что вы знаете о зайцах. (Где живут, как выглядят, чем питаются, кто у них враги)
Ребята, я не зря вас сегодня спрашиваю о зайцах, я принесла вам сегодня картины. Рассмотрите их внимательно и скажите, какое время года изображено на картине? Как вы это поняли?
Кто нарисован на картинах? Какой он (Ответы детей: Беленький, с серыми пятнышками, пушистый, пугливый, быстрый, ловкий, добрый, хороший. У него длинные уши, короткий хвост.)
Что заяц умеет делать? (прыгать, убегать)
Как по-другому, ласково можно назвать этого зверька?
(Зайчик, зайчонок, зайчишка)
Молодцы, ребята. Спасибо за правильные ответы.
2. Основная часть
Сейчас, предлагаю вам стать рассказчиками и описать картину, которую вы выберете сами. Имя, ты не против быть первым? (дать возможность сильному ребенку выступить первым) При составлении рассказа расскажи: Когда произошли действия с картины? Опиши природу вокруг. Какие были зайцы? Опиши их. Чем они занимаются?
Воспитатель даёт задание составить рассказ по картине с опорой на мнемотаблицу.
Расскажите когда и зачем зайцы вышли на полянку? Какие они, что они делали? Рассказывая не забывайте те слова о зайцах, которые вы подобрали: пушистый, пугливый, быстрый и др.
После двух рассказов проводится оценка. Далее заслушиваются еще два рассказа и оцениваются.
Вы очень хорошо рассказали о зайцах.
А какое название можно придумать к картинам о зайцах? (дети отвечают)
Очень интересные названия вы придумали к картине. Молодцы. Очень мне понравилось название… (называет один из ответов детей)
Вспомните, а как называют зайцев в сказках? (Побегайчик, трусишка.)
Почему их так называют? (Зайцы очень быстро бегают.)
А кто ещё может быстро бегать? (Лошади, собаки, волки, люди.)
Как называют спортсменов, которые быстро бегают, занимаются бегом (Бегуны.)
Если дети затрудняются, ответ им подсказывает воспитатель. Следует поощрять словотворчество: «Хорошее слово придумал Митя, а есть другое слово- бегун.»
А давайте с вами немного поиграем
Физкультминутка
На полянке, на лужайке целый день скакали зайки.
И катались по траве, от хвоста и к голове.
Снова зайцы поскакали, но напрыгавшись, устали.
Стала гладить и ласкать всех зайчат зайчиха-мать.
Сейчас я вам загадаю загадку о профессии человека, а вы постарайтесь ее отгадать.
Он природу охраняет,
Браконьеров прогоняет,
А зимою у кормушек
В гости ждет лесных зверюшек.
Правильно отгадали, эта загадка о леснике. Лесник занимается очисткой леса от мусора и сухих, поломанных деревьев; охраняет лес от пожаров, а обитателей леса от браконьеров, пожаров и наводнений;
Ребята, а сейчас я предлагаю, чтобы вы сами загадывали загадки, но другим способом. Без слов. У меня есть картинки, возьмите по одной, только никому ее не показывайте.
Дети загадывают загадки по очереди, остальные отгадывают.
Ребята, а давайте послушаем внимательно слова «лес» и «лесник», ведь они похожи, но такие разные.
Вслушайтесь в звучание слов лес, лесник. Произнесите эти слова медленно (Дети выполняют).
Одинаково ли звучат слова? давайте их прохлопаем. Сколько хлопков мы сделали в слове «лес» (дети отвечают).
А в слове «лесник»? (дети отвечают)
Какое слово короткое? Какое длиннее?
Где слышится ударение в слове «лес» (дети отвечают).
А в слове «лесник»? (дети отвечают)
Ещё раз вслушаемся в звучание слогов в словах лес и лесник и определим, где в этих словах находится ударение (дети выполняют).
3. Заключительная часть.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, что именно вам понравилось сегодня на занятии?
Давайте вспомним, как называются картины, которые мы рассматривали?
Всем большое спасибо за интерес к занятию! Я бы сегодня хотела поблагодарить … за смелый рассказ и очень необычное название картины.