Десятова Наталья Викторовна
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Части тела»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Части тела».
Цель: обогащение и активизация лексико–грамматического строя речи по лексической теме : «Человек. Части тела и лица»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-уточнить представление детей о строении человеческого тела и назначении
отдельных частей тела;
-практически усваивать словоизменение количественных числительных с
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Части тела“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Темочки
существительными;
-упражнять в образовании мн. ч. существительных в Р. п. и словообразовании
существительных путём применения уменьшительно-ласкательных
суффиксов;
Коррекционно-развивающие :
-развивать мышление и конструктивные способности детей;
Коррекционно- воспитательные:
-прививать элементарные гигиенические знания по уходу за кожей лица и
тела.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный материал:
предметные картинки: голова, шея, локоть, пальцы, ладонь, стопа, нос, глаза, ухо, кулак (см. пособие В. В. Коноваленко); цифра 2; кукла.
Раздаточный материал: конверты с геометрическими фигурками
Ход НОД
1. Организационный момент.
Садится тот, кто назовёт действие, которое он хорошо умеет делать.
2. Основная часть.
1) Подведение к теме. Уточнение понятий по теме.
Логопед предлагает вспомнить отрывок из произведения А. С. Пушкина и имитирует его: «Свет мой зеркальце, скажи
Да всю правду доложи
Я ль на свете всех милее
И румяней, и белее»
(предлагает детям рассмотреть «в зеркальце» части лица, называет их; дети подсказывают)
-Вот у меня голова (гладит по голове, лоб, брови, глаза, веки, нос, щёки, губы.
Рассмотрев части своего лица, логопед вместе с детьми повторяет отрывок из стихотворения и заканчивает его: «А ей зеркальце в ответ-
Ты прекрасна, спору нет»
2) Уточнение словаря по теме.
По предметным картинкам дети называют части тела человека : голова, шея, локоть, пальцы, ладонь, стопа, нос, глаза, ухо, кулак.
Детям предлагается назвать, чего у человека по два (две). Выставляется цифра 2.
(пример речи : два кулака, две руки и т. д.)
3) Игровое упражнение «1- много».
Нос-… (носов, волос-. палец. лоб.
Глаз-… язык-… локоть-… плечо-… колено-… бровь. пятка- … ухо.
Рот- … ноготь-…
4) Краткая беседа:
зачем человеку части лица и тела? (пример речи : Уши нужны, чтобы слушать и слышать.)
- Как нужно за ними ухаживать? (ответы детей)
5) Динамическая пауза.
Игра с движениями: «Человек»
- чем мы топаем? (ногами)
- чем рисуем мы? (руками)
- че же смотрим мы? (глазами)
- а чем слушаем? (ушами)
- нюхаем и дышим? (носом)
Я задам ещё вопросы.
- а едим и пьём мы чем (ртом)
- и язык во рту зачем? (говорить)
- чем мы думаем друзья? (головой)
Это точно голова.
- что на голове растёт
Непрерывно, круглый год? (волосы)
- чем мы узелок завяжем
И куда идти покажем? (пальцы)
- чем мы можем наклониться,
А потом и распрямиться
Вправо, влево повернуться
И опять к земле нагнуться? (телом)
Посмотрите-ка друзья – это всё могу и я!
6) Игра: «Если есть у человека – хлопай, если нет, то топай!»
(логопед называет части тела человека и животных, дети выполняют соответствующее действие)
Ноги, руки, голова, когти, колени, нос, глаза, рога, копыта, плечи, грива, волосы, шерсть, живот, пальцы, клюв, ладони, рот, лапы, шея, лицо, хвост, уши и т. д.
7) Имитация движений:
мытьё рук, лица, расчесывание волос, самомассаж лица и другое под стихотворный текст:
Моем, моем, трубочиста, чисто, чисто, чисто, чисто
Чтобы был наш трубочист чист, чист, чист, чист.
Умываются котята, и мышата, и утята по утрам и вечерам
А нечистым трубочистам стыд и срам, стыд и срам.
8) Д/и «Где кукла?»
Логопед обращает внимание на куклу, спрашивает:
-Где сидит? (на столе)
-Откуда взяла? (со стола)
-Где сейчас кукла? (в руках)
-Какая у меня кукла? (красивая, нарядная, румяная, глазастая и т. д.)
-Чем мы похожи? Чем отличаемся? (сравнение куклы и человека)
9) Игровое упражнение с куклой «Большой-маленький» или «Назови ласково»
Голова- … (головка, лоб, щека, нос, горло, ухо и другие части лица и тела.
10) Конструирование человека из геометрических фигур.
Вопросы по ходу деятельности: Что делает твой мальчик? (девочка); чем занимается? (пример речи : девочка танцует, мальчик бежит и т. д.)
3. Итог: Что было интересным на занятии? Чему сегодня можно научить куклу Машу?