Евдокия Акулова
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Пересказ сказки «Лиса и кувшин»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт занятия:
1. Место проведения: МБОУ «Юркинская СОШ» старшая группа «Топтыжки».
2. Продолжительность: 25 мин.
3. Образовательная область: «речевое развитие».
4. Тема: «Пересказ сказки «Лиса и кувшин»
5. Форма проведения занятия: групповая.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе „Пересказ сказки „Лиса и кувшин“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лиса, лисичка. Литература, сказки о лисе для детей
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
6. Цель: - развивать диалогическую и монологическую речь детей.
7. Планируемые результаты: выражает свои эмоции (тревогу, интерес) при прочтении русской народной сказки «Лиса и кувшин»; умеет поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения; активно участвует в игре.
8. Задачи:
8.1. Образовательные: - рассказывать сказку «Лиса и кувшин» без помощи вопросов воспитателя, выразительно передавать разговор лисы с кувшином.
- учить подбирать синонимы к глаголам.
- учить составлять предложения, правильно сочетая слова по смыслу, упражнять в «чтении» предложения после перестановки слов.
- побуждать использовать в речи разные интонации.
8.2. Развивающие :
- развивать связную диалогическую и монологическую форму речи. 8.3. Воспитывающие: - воспитывать чуткость к художественному слову.
- умение оценивать и понимать поступки и чувства других.
- воспитывать представление о настоящей дружбе.
9. Основной дидактический метод: словесный – рассказ, беседа.
10. Частные методы и приё мы:
10.1. Наглядный – рассмотрение иллюстраций к сказке «Лиса и кувшин».
10.2. Словесный – беседа, загадывание загадок, чтение и пересказ сказки, словарная работа.
10.3. Игровой – игра «Угадай, какое слово заблудилось».
11. Словарная работа: «Жать» - это значит срезать под корень колосья пшеницы, ржи, убирать урожай с поля.
12. Ресурс НОД:
12.1. Материал для занятия: сказка «Лиса и кувшин» (из «Хрестоматии для детей старшего дошкольного возраста»).
12.2. Организация детей: дети входят в группу, рассаживаются на свои места.
12.3. Предварительная работа: рассматривание иллюстраций лисы и журавля, беседа об их жизни в природе, знакомство с новыми словами: званный пир, стряпала, не обессудь, потчевать, досада, не солоно хлебала, как аукнется, так и окликнется.
12.4. Список использованной литературы: ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -3-е изд., испр. И доп. -М. : МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2014.-368 с. ISBN 978-5-4315-0504-1
«Дошкольное воспитание» Издательство «Просвещение», 1990. №5. 1-128. ISSN 0012-561X/
Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя дет. Сада/ сост. З. Я. Рез, Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая; Под ред. В. И. Логиновой. – М. : Просвещение, 1990 – 420 с. : ил. – ISBN 5-09-001646-1.
План:
1. Вводная часть занятия (2 мин)
1.1 Мотивация.
2. Основная часть занятия (20 мин)
2.1 Объяснение значения слова «жать».
2.2 Сказка «Лиса и кувшин».
2.3 Физкультминутка.
2.4 Игра «Живые слова».
2.5 Игра «Какое слово заблудилось?»
3. Заключительная часть занятия (3мин)
3.1 Рефлексия.
Ход НОД
1. Вводная часть занятия.
1.1 Мотивация.
Воспитатель: - ребята я предлагаю вам отправиться в далёкое прошлое наших дедушек и бабушек, когда урожай хлеба на полях убирали не комбайнами, а в ручную с помощью серпа (показать картинку серпа).
Работа была очень трудная. Приходилось вставать до рассвета и отправляться в поле. «Не когда лежать, когда пора жать» - говорили люди. Скошенные растения увязывали в снопы. Эта пора называлась «Жатва» (показать картинку с жатвой).
2. Основная часть занятия.
2.1 Объяснение значения слова «жать».
Воспитатель объясняет детям значение слова «жать».
Воспитатель: - сегодня я вас познакомлю с русской народной сказкой. Мы будем беседовать, пересказывать, играть.
Догадайтесь по описанию кто это?
- Живёт в лесу, у неё острая мордочка, чуткие уши, пушистый хвост, золотистый мех? Дети: - лиса.
Воспитатель: - сказка называется «Лиса и кувшин».
Воспитатель и дети располагаются на стульчики по кругу.
Воспитатель говорит «волшебные слова» : «Раз, два, три, четыре, пять, можно сказку начинать!».
2.2 Сказка : - «Лиса и кувшин»
Вышла баба на поле жать и спрятала за кусты кувшин с молоком. Подобралась к кувшину лиса, всунула в него голову, молоко вылакала; пора бы и домой, да вот беда - головы из кувшина вытащить не может.
Ходит лиса, головой мотает и говорит:
- Ну, кувшин, пошутил, да и будет, - отпусти же меня, кувшинушко! Полно тебе, голубчик, баловать, — поиграл, да и полно!
Не отстает кувшин, хоть ты что хочешь.
Рассердилась лиса :
- Погоди же ты, проклятый, не отстанешь честью, так я тебя утоплю.
Побежала лиса к реке и давай кувшин топить. Кувшин-то утонуть утонул, да и лису за собой потянул.
Воспитатель: - о чём рассказывается в этой сказке?
Дети: - о лисе, и кувшине.
Воспитатель: - как лиса попала в кувшин?
Дети: - лиса всунула в него голову.
Воспитатель: - как лиса сначала разговаривала с кувшином?
Дети: - ласково, она его просила.
Воспитатель: - какие слова говорила? Произнесите эти слова так, чтобы все поняли, что лиса говорит ласково.
Дети: - ну, кувшин, пошутил, да и будет, - отпусти же меня, кувшинушко! Полно тебе, голубчик, баловать, — поиграл, да и полно!
Воспитатель: - как лиса стала потом разговаривать?
Дети: - сердито, она угрожала кувшину.
Воспитатель: - какие слова она говорила? Произнесите их, чтобы было понятно – лиса говорит сердито.
Дети: - погоди же ты, проклятый, не отстанешь честью, так я тебя утоплю.
Воспитатель: - чем заканчивается сказка?
Дети: - побежала лиса к реке и давай кувшин топить. Кувшин-то утонуть утонул, да и лису за собой потянул.
Воспитатель: - какой показана лиса в этой сказке?
Дети: - лиса показана хитрой, она подобралась к кувшину и вылакала молоко. Сначала притворилась ласковой, а потом сердито стала разговаривать с кувшином.
Воспитатель предлагает послушать сказку ещё раз и затем рассказать её, передав интонации разговора лисы с кувшином. Вызывает двоих детей. Советует им договориться, кто возьмёт на себя роль автора, кто – лисы.
После двух пересказов спрашивает у детей, чья сказка им больше понравилась. Почему? (ответы детей).
Воспитатель обращает внимание детей на предложение «Побежала лиса к реке».
Воспитатель: - как можно сказать по другому? Придумайте вместо «побежала» другое слово.
Дети: - помчалась, понеслась, полетела.
Воспитатель: - а теперь составьте такое предложение, чтобы в нём было слово «лиса».
Дети: - помчалась лиса к реке…
Воспитатель: - послушайте загадку:
Рыжая, хитрая,
Никак ей не сидится,
Рыщет всюду, быстрая,
Звать её…
Дети: - лисица.
Воспитатель: - почему вы думаете, что это лисица?
Дети: - рыжая, хитрая, быстрая…
2.3 Физкультминутка.
Утром лисонька проснулась,
Лапкой вправо потянулась,
Лапкой влево потянулась,
Солнцу нежно улыбнулась
В кулачок все пальцы сжала,
Растирать себе лапки стала –
Ручки, ножки и бока.
Вот какая красота!
А потом ладошкой
Пошлёпала немножко.
Ну, красавица – лиса!
До чего же хороша!
2.4 Игра «Живые слова».
Воспитатель вызывает троих детей. Первый ребёнок становиться словом «рыжая», второй словом «лиса». Третье слово, завершающее предложение, называют дети: «крадётся», «мчится», «несётся», «приближается». и т. д. Воспитатель выбирает какое-либо одно слово и предлагает ребёнку, назвавшему его, встать рядом с первыми двумя детьми. Дети «читают» получившееся предложение: «Рыжая лиса приближается».
Затем воспитатель меняет «слова» местами. «А сейчас какое предложение получилось?» (Приближается рыжая лиса».)
2.5 Игра «Угадай, какое слово заблудилось?»
Воспитатель вызывает четверых детей и каждому «даёт» слово – «кувыркается», «шустрый», «весело», «лисёнок», предлагает повторить.
Воспитатель: - догадались, почему игра так называется?
Дети: - слова стоят не по порядку.
Воспитатель: - правильно, слова стоят не по порядку, они «заблудились», и поэтому не очень понятно, что же говориться о лисёнке. Подумайте, что нужно сделать, чтобы предложение стало понятным?
Дети: - переставит слова.
Дети предлагают варианты перестановок. Каждый раз называют слова в новой последовательности. Когда, наконец, получится предложение, воспитатель производит ещё одну-две перестановки.
«Шустрый лисёнок весело кувыркается».
«Шустрый лисёнок кувыркается весело».
«Весело кувыркается шустрый лисёнок».
Аналогично проводится работа со словами «лежит», «норы», «лиса», «около».
Возможные варианты предложений:
«Лиса лежит около норы».
«Лежит лиса около норы».
«Около норы лиса лежит».
«Около норы лежит лиса».
После «чтения» последнего предложения воспитатель предлагает детям – «словам» разойтись по комнате, а остальным – подозвать их и снова поставить так, чтобы получилось предложение «Около норы лежит лиса».
3. Заключительная часть занятия.
3.1 Рефлексия
- Какую сказку мы сегодня читали?
- В какую игру мы играли?